Землетрясения. Вулканы. Гейзеры


Цели урока:

1) Знакомство с образованием и видами
вулканов, причинами землетрясений, понятием
“гейзер”.

2) Развивать
поисково-исследовательские навыки,
ориентированные на приобретение новых знаний;
умение планировать свои действия; представлять
добытую информацию аудитории.



3) Формировать устойчивый интерес к
предмету, к природным явлениям.

Оборудование: учебник Т.П.
Герасимовой и Н.П. Неклюковой, карта полушарий,
презентация, бейджики с именами журналистов
(учеников), “протокол”, макет газеты “Глобус”,
тетрадь, ручка, клей, фломастеры.


Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1).

2. Введение в тему.

– Тема сегодняшнего урока “Вулканы.
Землетрясения. Гейзеры” (слайд 2). Мы
познакомимся с видами вулканов, их образованием,
причинами землетрясений. Кроме этого мы узнаем,
что такое гейзеры, и что они из себя представляют.

Наш урок пройдет в форме игры. Давайте
представим, что все мы коллектив редакции
географической газеты “Глобус” (слайд 3). Я –
главный редактор, вы – корреспонденты, а наши
гости – шеф-редакторы, которые должны будут дать
разрешение на публикацию нашего номера.

(обращается к “шеф-редакторам”) Вот
протокол заседания, который вы будете заполнять
по мере выступления наших журналистов.

Итак, на правах главного редактора я
объявляю тему номера “Стихии подземелья” (слайд
4).

На обсуждение выносятся три ключевых
вопроса (слайд 5), на которые в конце заседания мы
должны дать ответы. Давайте их причитаем:

  1. Извержения – небесная кара, или закономерный
    процесс?
  2. Почему земля содрогается?
  3. Есть ли у стихии характер?

3.Работа с учебником.

Прежде чем перейти к обсуждению
необходимо ознакомиться с базовой информацией и
систематизировать ее в таблицу. Для этого
воспользуемся параграфом в учебнике №18,19.

Таблица


Природное явление

Причина активизации

Последствия

Вулканы

Землетрясения

Излияния гейзеров



Таблица оформляется в рабочей тетради,
результат зачитывается.

4. Заседание.

Учитель: Господа журналисты,
вы готовы?

Слово предоставляется журналисту
(фамилия, имя, отчество). Господа “шеф-редакторы”
занесите в протокол заседания сведения о
выступлении.

Далее следуют выступления всех
журналистов, рассказ которых сопровождается
слайдами презентации (слайды № 6-27).

5. Дискуссия.

Учитель: Уважаемые
корреспонденты, пока шеф-редакторы решают, чьи
статьи будут опубликованы, мы с вами должны
вернуться к ключевым вопросам (слайд 28).

Со слайда читается вопрос, на него
дается полный ответ:

  1. Извержение это закономерный процесс развития
    Земли в глубинах, там, где идет формирование
    горных пород.
  2. Землетрясения происходят от смещения горных
    пород в глубине в результате нагревания магмы.
  3. Под характером подразумевается наличие
    каких-либо особенностей у природных явлений.
    Например, гейзеры отличаются временем между
    фонтанированиями, температурой воды.

6. Рефлексия.

– От чего же происходят эти природные
явления?

– Какие вы знаете потухшие и
действующие вулканы? (Колиманджаро, Ключевская
Сопка). Покажите их на карте (с помощью учителя).

– Что означает выражение “огненное
ожерелье”. Покажите его на карте.

– Что такое “сейсмология”?

– Назовите сейсмоактивные места в
России (Крым, Кавказ, Курило-Камчатский район и
т.д.). Покажите их на карте.

– Есть ли на земле абсолютно не
сейсмоактивные места? (Нет, землетрясения
происходят повсюду и постоянно, так как процесс
развития в недрах земли не прекращается, но есть
места, где землетрясения не ощущаются человеком).

– Для чего используют горячие
подземные воды? (Выработка электроэнергии,
обогрев жилых помещений, теплиц).

– Молодцы! Отлично поработали!

– Слово предоставляется
“шеф-редакторам”. Объявите нам свое решение.

“Шеф-редакторы” оглашают свое
решение.

7. Практическая работа.

Учитель: Что ж, господа
корреспонденты, победа за вами! Приступайте к
выпуску номера!

Дети оформляют стенную газету:
приклеивают свои статьи, фотографии.

8. Итог урока.

– Что вам больше всего понравилось?

– Что показалось трудным?



Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3




Следующий: