Здравствуй, физкультура!


Место проведения:

учебный класс.

Инвентарь и оборудование:

баскетбольный мяч, два волейбольных мяча,
мультимедийный проектор, презентация.

Планируемые результаты:

  • Универсальные компетенции

– умение активно включаться в коллективную
деятельность (эстафета “гонка мячей сбоку”, игра “по своим местам”),
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей (правильно
передать мяч рядом стоящему в шеренге, быстро построиться в шеренгу);

  • Личностные
  • – активное включение в общение и взаимодействие со
    сверстниками; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной
    отзывчивости; понимание и сопереживание в эстафете “гонка мячей сбоку”, игре
    “по своим местам”; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; умение
    не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; проявлять
    дисциплинированность в достижении целей; развивать мотивы учебной
    деятельности и формировать смысл учения (осознание значимости роли
    физической культуры в укреплении здоровья и физического развития);

  • Метапредметные
  • – объективная оценка действий в соответствии с
    поставленной задачей; определение наиболее эффективных способов достижения
    результата; обнаружение ошибок при выполнении задания (построение в одну
    шеренгу); формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной
    деятельности и способ конструктивно действовать в ситуациях неуспеха (в
    случае проигрыша команды в игре или эстафете, неправильном выполнении
    упражнения); готовность конструктивно разрешать конфликты; анализ
    результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

  • Предметные
  • – формирование первоначальных представлений о значении
    физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном
    влиянии на физическое развитие человека, о физической культуре как факторах
    успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать
    здоровьесберегающую жизнедеятельность (утренняя зарядка, оздоровительные
    мероприятия, подвижные игры и т.д); взаимодействие со сверстниками по
    правилам проведения подвижных игр); оказание посильной помощи и моральной
    поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий;

    Универсальные учебные действия:

    • Познавательные: общеучебные

    – ознакомление с содержанием и
    организацией уроков физкультуры, ролью физической культуры в жизни человека;
    с требованиями к одежде и обуви на уроках физкультуры; с правилами игры “по
    своим местам” и эстафеты “гонка мячей сбоку”; выполнение строевого
    упражнения: построение в одну шеренгу; выполнение упражнения на координацию
    движений;

  • Регулятивные
  • – принимать и сохранять цели и задачи при выполнении
    упражнений и участии в игре и эстафете; принимать инструкцию учителя и четко
    следовать ей; планировать, контролировать и оценивать правильность
    выполнения действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
    реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • Коммуникативные
  • – умение договариваться и приходить к общему решению
    в совместной игровой деятельности; взаимодействовать со сверстниками в игре;

  • Личностные: самоопределение
  • – стремятся одержать победу в играх и
    эстафетах; проявляют ответственность при выполнении групповых и
    индивидуальных заданий; смыслообразование – проявляют познавательный
    интерес к изучению предмета, осознают важность занятий физическими
    упражнениями; нравственно-этическое оценивание – знают основные
    морально-этические нормы, оценивают свои поступки, уважительно и
    доброжелательно относятся к сверстникам.

    Задачи:



    1. Познакомить учащихся с новым школьным предметом – физкультурой; с
      требованиями к одежде и обуви.
    2. Формировать общее представление о физической культуре, ее значении в
      жизни человека, роли в укреплении здоровья и физическом развитии.
    3. Обучить построению в шеренгу, колонну.
    4. Прививать интерес к урокам физической культуры, самостоятельным занятиям
      физическими упражнениями, подвижными играми, формами активного отдыха и
      досуга.

    Содержание урока

    I. Вводная часть.

    Знакомство с учениками. Диалог учителя с учениками о значении физической
    культуры в жизни каждого человека. Об основных формах занятий физической
    культурой и видах спорта, входящих в школьную программу. Рассказ о требованиях к
    одежде, обуви, внешнему виду.

    Показать Слайд 2. Презентация.

    Учитель.

    Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая
    культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и
    улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать,
    прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми,
    выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры. Какие игры
    знаете вы?



    Кроме урока физкультуры есть и другие формы занятий физической культурой.

    Показать Слайд 3.

    Например, утренняя зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений,
    выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние
    на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.

    Показать Слайд 4.

    Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной
    погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом,
    солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто
    закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У
    него больше сил и энергии для освоения знаний.

    Показать Слайд 5.

    Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде
    спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не
    станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться
    в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной
    гимнастики, биатлона, лыжных гонок.

    Показать Слайд 6.

    Туристский поход – это прохождение группой по определенному маршруту. Они
    могут быть пешеходными, лыжными, горными, водными. По продолжительности –
    однодневными и многодневными. Среди туристов проводят соревнования, которые
    называют туристским слетом.

    Показать Слайд 7.

    Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие
    усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем
    физкультминутку в исходном положении стоя.

    Выросли деревья в поле.
    Хорошо расти на воле! (Потягивания, руки в стороны.)
    Каждое старается,
    К небу, к солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх.)
    Вот подул веселый ветер,
    Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
    Даже толстые стволы
    Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
    Вправо-влево, назад-вперед –
    Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
    Он их вертит, он их крутит.
    Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

    А сейчас я вам расскажу, какие виды спорта входят в школьную программу. Их мы
    будем изучать на уроках физкультуры.

    Кто знает, какой вид спорта называют королевой спорта?

    Показать Слайд 8.

    Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому
    что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика –
    это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в
    глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А
    позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой,
    называется легкоатлетом.

    Следующий вид спорта – это гимнастика.

    Показать Слайд 9.

    Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся
    гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах
    (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим
    упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.

    Есть в школьной программе вид спорта, который нельзя изучить без одного
    предмета. Сейчас я загадаю загадку про этот предмет. А вы ее угадаете.

    Он лежать совсем не хочет.
    Если бросить он подскочит.
    Чуть ударишь, сразу вскачь,
    Ну конечно – это …………. (мяч).

    Показать баскетбольный мяч.

    Показать Слайд 10.

    Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку, для какого вида спорта необходим
    этот мяч.

    В этом спорте игроки
    Все ловки и высоки.
    Любят в мяч они играть,
    И в кольцо его бросать.
    Мячик звонко бьет об пол,
    Значит – это………………(баскетбол).

    Показать Слайд 11.

    Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку про следующий вид спорта.

    Не пойму, ребята, кто вы?
    Птицеловы? Звероловы?
    Что за сетка во дворе?
    Не мешал бы ты игре.
    Ты бы лучше отошел.
    Мы играем в…………….(волейбол).

    На этом Слайде изображены волейболисты, играющие в волейбол. В волейболе
    игроки передают мяч через сетку руками. Стараются не допустить, чтобы мяч
    коснулся пола с их стороны. (Показать волейбольный мяч.)

    И еще про один вид спорта, который мы будем изучать, я загадаю загадку.



    Спорт на свете есть такой,
    Популярен он зимой.
    На полозьях ты бежишь,
    За соперником спешишь.
    (лыжные гонки).

    Показать Слайд 12.

    Заниматься на физкультуре можно только в специальной форме. В зале это
    футболка белого цвета, спортивные шорты темного цвета, носки и спортивная обувь:
    кеды или кроссовки, с крепко завязанными шнурками. В теплую погоду для занятий
    на улице – спортивный костюм.

    Основная часть.

    Показать Слайд 13.

    Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся
    стоят плечом к плечу. На этом Слайде показан учитель, который встал к линии и
    поднял левую руку в сторону. По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы
    должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала мальчики, затем девочки.

    Показать Слайд 14.

    На этом Слайде показано построение в колонну по одному, где учащиеся стоят в
    затылок друг другу. В колонне обычно мы будем ходить или бегать в спортзале. А
    так же будем идти от класса до спортивного зала.

    Построение в одну шеренгу по росту. Отдельно мальчики и девочки. Учитель
    выбирает самого высокого ученика и ставит его первым – правофланговым. Потом,
    проходя, дотрагивается до плеча ученика, который должен стоять следующим по
    росту, тот выходит на линию и встает рядом с правофланговым, и т.д.

    Учитель: в таком порядке вы будете строиться всегда. Запомните, кто
    ваши соседи.

    Игра “По своим местам”.

    Дети садятся на свои места за партой. Затем по команде учителя: “По своим
    местам в шеренгу становись”, дети строятся в шеренгу на прежнее место и в
    прежнем порядке (отдельно шеренга девочек и шеренга мальчиков). Выигрывает
    шеренга, которая быстрее построилась. Повторить 2 раза.

    Эстафета “Гонка мячей сбоку”.

    Соревнуются две шеренги с равным количеством детей. У правофлангового мяч. По
    команде учителя нужно передавать мяч сбоку из рук в руки своему соседу слева,
    когда мяч дойдет до левофлангового, передать мяч обратно. Выигрывает команда,
    которая быстрее передаст мяч обратно правофланговому. Повторить два раза.

    Заключительная часть.

    Упражнение на развитие равновесия.

    Поставить ноги вместе, руки вдоль туловища. По команде учителя закрыть глаза
    и стоять не шевелясь до десяти счетов. Затем усложнить упражнение. Одну ногу
    поставить впереди другой по одной линии. Впереди стоящая нога должна пяткой
    касаться сзади стоящей ноги. Так же простоять до десяти счетов.

    Рефлексия деятельности.

    Организуется самооценка учениками пройденного на уроке. Дети делятся своими
    эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке. Обязательно нужно
    похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в
    играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и
    старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной
    инициативы и желания заниматься физкультурой.

    Напомнить учащимся, что необходимо подготовить спортивную форму к следующему
    уроку.

    Объявить о том, что урок закончен.

    Список использованной литературы.

    1. Физическая культура. 1 класс: система уроков по учебнику А.П.Матвеева /
      авт.-сост. А.Ю.Патрикеев. – Волгоград: Учитель, 2012.
    2. Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс. / авт.-сост.
      В.И.Ковалько
      . – М.:Вако, 2010.
    3. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников
      А.П.Матвеева
      . 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных
      учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2011.
    4. Физкультура в 1 классе: Поурочные планы. Первое полугодие /
      Н.И.Сорокина, С.А.Сорокин
      . – Волгоград: Учитель, 2004.



    Следующий: