Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников


Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто
(древнегреческий философ Сократ) Здоровье — одна
из важных составляющих жизни человека, которая
формируется, начиная с самого рождения. Если бы
людей судили за преступление к собственному
здоровью, многие получили бы высшую меру. На
сегодняшний день тема “сохранение здоровья” –
очень важная и злободневная. От того, как в
процессе роста и воспитания складываются
жизненно важные привычки и навыки, зависит
здоровье каждого отдельного человека и здоровье
общества в целом. Всемирная организация
здравоохранения определила здоровье как
состояние “полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов”.

В условиях, когда образование стало всеобщим, а
профессия учителя массовой, надеяться на
индивидуальное мастерство педагога становится
всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и
методисты ведут активные поиски дидактических
средств, которые могли бы сделать процесс
обучения похожим на хорошо отлаженный механизм.
Ещё Я.А.Каменский стремился найти такой общий
порядок обучения, при котором оно осуществлялось
бы по единым законам человека и природы. Тогда
обучение не потребовало бы иного, кроме
искусного распределения времени, предметов и
методов.

По оценкам различных отечественных и
зарубежных специалистов, у современных младших
школьников в последнее время наблюдается
снижение темпов роста и функциональных
показателей, отмечается замедление развития по
сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя
традиционно считается, что основная задача школы
– дать необходимое образование, может ли система
образования, каждый профессионально
подготовленный педагог бесстрастно относиться к
неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся
состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая
на этот вопрос, в последние 2-3 года были
разработаны “здоровьесберегающие технологии”,
цель которых – это достижение того или иного
образовательного результата в обучении,
воспитании, развитии.

Здоровьесберегающие технологии в образовании


– это организация учебно-воспитательного
процесса, позволяющая достигать положительного
результата без излишнего напряжения и
переутомления учащихся и учителей. При этом речь
не идет об избавлении от нагрузки вообще (без неё
невозможно ни умственное, ни физическое
развитие), но нагрузка должна быть
индивидуализирована, рациональна, приводить к
успеху без переутомления и утраты здоровья.

Здоровьесбережение не может выступать в
качестве основной и единственной цели
образовательного процесса, а только в качестве
условия, одной из задач достижения главной цели.
Каждый урок должен быть приятным для ребенка,
поэтому при планировании и проведении любого
урока учитель должен помнить заповедь
здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”
Чтобы образовательный процесс приносил
удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и
учащиеся и педагоги были здоровы. Каким образом
от нас зависит здоровье учащихся и что мы,
учителя, можем сделать для его сбережения?



Важными условиями, способствующими реализации
здоровьесберегающей технологии обучения,
являются два обстоятельства:

  • во-первых, внимательное отношение педагога к
    своему собственному здоровью и соблюдение тех
    правил поведения, которые называются здоровым
    образом жизни;
  • во-вторых, общий настрой школы на создание
    рационального режима и благоприятных условий
    для воспитания и обучения детей, т. е. на
    содействие здоровью.

Работа по укреплению и сохранению здоровья
учащихся невозможна без привлечения родителей,
так как хорошая связь между школой и родителями
является фундаментальным условием в
личностно-ориентированном образовании.

Одна из важнейших задач, возложенная на
родителей, — контроль за соблюдением режима дня
школьника и сбалансированного питания. Там, где
эти задачи решаются успешно, в семье растет
здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей
эмоционально-волевой сферой, социально
защищенный.

Итак, целью здоровьесберегающей педагогики
является последовательное формирование в школе
здоровьесберегающего образовательного
пространства с обязательным использованием
всеми педагогами здоровьесберегающих
технологий.

Принцип сознательности – нацеливает на
формирование у обучаемых глубокого понимания,
устойчивого интереса, осмысленного отношения к
познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности

проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
Систематически проводимые формы организации
познавательной деятельности в сочетании со
здоровьесберегающими мероприятиями приучают
учащихся постоянно соблюдать
оздоровительно-воспитательный режим, тогда как
прекращение систематических занятий снижает
функциональные возможности организма.

Принцип повторения

знаний, умений и навыков
является одним из важнейших. В результате
многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы.

Принцип постепенности.

Стратегия и тактика
систематического и последовательного обучения
важна для формирования здоровьесберегающих
условий всестороннего образования ребёнка. Она
предполагает преемственность ступеней обучения.

Принцип индивидуализации и доступности

имеет
свои особенности в оздоровительной
направленности здоровьесберегающих
образовательных технологий, осуществляется на
основе общих закономерностей обучения и
воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности учащихся, педагог всесторонне
развивает каждого ребёнка, планирует и
прогнозирует его развитие. Название принципа
доступности и индивидуализации видится в
исключении негативных и вредных последствий для
организма учащихся вследствие чрезмерных
требований и знаний.

Принцип непрерывности



выражает
закономерности построения педагогики
оздоровления как целостного процесса. Он тесно
связан с принципом системного чередования
нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности
и отдыха в разных формах деятельности учащихся
повышает их эффективность.

Принцип цикличности

способствует
упорядочению процесса педагогики оздоровления.
Он заключается в повторяющейся
последовательности занятий, что улучшает
подготовленность ученика к каждому последующему
этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся

является фундаментом
для формирования знаний, умений и навыков,
развития функциональных возможностей организма
в процессе использования средств
здоровьесберегающий технологий.

Принцип наглядности –

обязывает строить
процесс обучения с максимальным использованием
форм привлечения органов чувств человека к
процессу познания. Принцип наглядности
предназначен для связи чувственного восприятия
с мышлением. Он способствует направленному
воздействию на функции сенсорных систем,
участвующих в познавательном процессе.

Принцип активности –

предполагает высокую
степень подвижности, самостоятельности,
инициативы и творчество учащихся. Двигательная
активность школьников в течение дня не
соответствует двигательному оптимуму и
совершенно недостаточна для нормального
развития растущего организма, особенно, если
ученик много времени проводит за компьютером.
Под влиянием такой работы могут происходить
нарушения не только функции зрения, слуха, но и,
прежде всего, осанки. Соблюдение принципа
активности в педагоги ческой практике
современного педагога позволяет организовать
занятия образом, чтобы не вредить здоровью детей.

Принцип всестороннего и гармоничного развития
личности.

Содействует развитию
психофизических способностей, знаний, умений и
навыков, осуществляемых в единстве и
направленных на всестороннее – физическое,
интеллектуальное, духовное, нравственное и
эстетическое – развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности

решает
задачи укрепления здоровья школьника в процессе
обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного
подхода к обучению школьников

подразумевает
тесное взаимодействие педагогов и медицинских
работников.

Принцип формирования ответственности

у
учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих
людей. Работая за компьютером, очень важно
соблюдать особые гигиенические требования и
нормы, предъявляемые к продолжительности работы,
к светлому режиму, к осанке и т. д.

Принцип гарантии –

реализация
конституционных прав детей на получение
образования и воспитания, выполнение
государственных гарантий, направленных на
укрепление здоровья подрастающего поколения.

Принцип связи теории с практикой –

призывает
настойчиво приучать учащийся примерять свои
знания на практике, используя окружающую
действительность не только как источник знаний,
но и как место их практического применения.

Принцип акмеологического подхода

к учебно –
воспитательному процессу позволит сделать
обучение увлекательным и лёгким как для
педагога, так и для учащихся. Педагог – важнейшее
лицо в учебно — воспитательном процессе
современной школы. Человек высокой культуры, он
воспитывает культуру личности, создаёт
фундамент культуры последующих поколений, сам
стремится к совершенствованию, учит детей быть
более совершенными как физически, так и духовно.

Человек является высшей ценностью, а основой
его жизнедеятельности является освоение
общечеловеческих ценностей, среди которых
основная категория – здоровье человека.

Стиль общения педагога с учащимися в
условиях здоровьесберегающих технологий.

Стиль общения педагога с учащимися влияет на
состояние здоровья как учителя, так и учеников.
Насколько они приемлемы для педагогики
здоровьесбережения в условиях информатизации
учебно – познавательного процесса?

Императивный (авторитарный) стиль

Императивный стиль руководства говорит о
твёрдой воле педагога, но не несёт ученику любви
и спокойной уверенности в хорошем отношении
своего учителя к нему самому. Отличается жёсткой
организацией школьной жизни, подавлением
инициативы и самостоятельности учащихся,
избыточным применением требований и
принуждения. Подобный стиль общения взрослого с
ребёнком в своем крайнем выражении является
антипедагогичным и поэтому недоступным в
практике здоровьесбережения.

Либерально-попустительский стиль

Этот стиль представляет собой терпимость,
слабость, снисходительность. Такой
невмешательский подход можно называть “руки
прочь”.

Демократический стиль

Демократический стиль ставит учителя и
учеников в позицию дружественного
взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей
положительные эмоции, уверенность в себе, даёт
понимание ценности сотрудничества в совместной
деятельности, объединяет детей: постепенно у них
появляется чувство “мы”, ощущение
сопричастности к общему делу. Именно в условиях
демократического стиля руководства возможно
эффективное осуществление идей педагогики
здоровьесбережения.

На основании особенностей типичных стилей
воздействия педагога на учащихся и управления
познавательной деятельностью в образовательном
процессе выделены следующие технологии:

Дидактоцентрические – настроенные на субъект
– объективных отношениях учителя и ученика и
приоритете обучения над воспитанием.

Личностно – ориентированные, которые в центр
образовательной системы ставят личность
ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных
условий её развития и реализации природных
возможностей. Личность ребёнка превращается в
приоритетный субъект, становится целью
образовательной системы.

Эзотерические, основанные на идеях
“неосознаваемого” значения, поиски истины и
путей, к ней ведущих. При таком подходе
педагогический процесс превращается в
приобщение ребёнка, как центра взаимодействия с
Вселенной.

Здоровьесберегающие образовательные
технологии наиболее значимы среди всех
известных технологий по степени влияния на
здоровье учащихся. Главный их признак –
использование психолого — педагогических
приемов, методов, подходов к решению возникающих
проблем. Их можно выделить в три группы:

  • организационно-педагогические технологии,
    определяющие структуру учебного процесса,
    способствующую предотвращению состояний
    переутомления;
  • психолого-педагогические технологии, связанные
    с непосредственной работой учителя на уроке;
  • учебно-воспитательные технологии, которые
    включают программы по обучению заботе о своём
    здоровье и формированию культуры здоровья
    учащихся.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися
влияет на состояния здоровья школьников. Именно
хорошее здоровье учащихся может обеспечить
успешность обучения.

Доказано, что уже сам стиль общения, который
свойственен учителю, определяет меру успешности
ребёнка в учебной деятельности.

Педагогическая практика показывает, что именно
демократический стиль общения создаёт условия
для развития психической активности ребенка,
даёт свободу познавательной деятельности,
школьник не боится ошибиться при решении
поставленной задачи, даже когда он вынужден
отрабатывать действия, которые требуют от него,
прежде всего, волевой регуляции, особенно в
условиях комплексной информатизации учебно –
воспитательного процесса современной школы.

Именно демократический стиль общения близок по
духу здоровьесберегающим образовательным
технологиям.

Здоровье младших школьников как основа
эффективного обучения.

Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком
максимальных скоростей и науки. Новый век,
технический и научный прогресс требуют от любого
человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с
этим можно справиться? Только при помощи
ежедневной и постоянной работы над собой. С
такими интеллектуальными нагрузками, которая
предлагает сегодня современное образование,
может справиться только постоянная физическая
работа тела, другими словами – абсолютно
здоровый ученик.

Теоретики здоровьесбережения
трактуют это важное понятие по-разному.

  • Здоровье – процесс сохранения и
    развития биологических, физиологических и
    психических функций, оптимальной
    трудоспособности, социальной активности при
    максимальной продолжительности жизни” (В.П.
    Казначеев).
  • Здоровье – это такое состояние
    организма, при котором он биологически
    полноценен, трудоспособен” (В. И, Дубровский).
  • Здоровье – это не отсутствие болезни, а
    физическая, социальная и психологическая
    гармония человека” (И. Т, Фролов).
  • Самое популярное определение, данное Всемирной
    организацией Здравоохранения:
  • Здоровье – это состояние полного
    физического, психического и социального
    благополучия, а не просто отсутствие болезней
    или физических дефектов”.

Основываясь на определениях Всемирной
организации здравоохранения, выделяют следующие
компоненты здоровья:

  • Здоровье физическое – это
    состояние, при котором у человека имеет место
    быть гармония физиологических процессов и
    максимальная адаптация к различным
    факторам внешней среды.
  • Здоровье психическое – это
    способности человека адекватно реагировать на
    внешние и внутренние раздражители, умение
    уравновесить себя с окружающей средой.
  • Здоровье социальное – мера социальной
    активности, деятельностного отношения человека
    к миру.
  • Здоровье нравственное – это комплекс
    характеристик мотивационной и информационной
    сферы личности, основу которого определяет
    система нравственных ценностей.

Окружающая человека среда чрезвычайно
разнообразна и многофакторна, что создаёт
определённые трудности в оценке взаимоотношений
этого множества с организмом человека. С учётом
таких посылок можно выделить три группы
факторов, наиболее значимых, определяющих:

  • Качество жизни людей;
  • Наследственность;
  • Образ жизни и поведение человека (людей).

Качество жизни людей, по мнению многих
исследователей и приводимым ими фактам, является
основным здоровьесберегающим и наиболее
эффективным комплексным фактором. Качество
жизни граждан обеспечивается государством,
экономическими, социальными и оздоровительными
программами. Группа факторов, интегрированная в
понятие “Качество жизни”, определяя здоровье,
моральное и психологическое состояние людей,
продолжительность их жизни и социальную
значимость, мало подвластна каждому индивидууму
и даже коллективам, зависит от государства и его
социально – экономических, экологических и
других здоровьесберегающих программ.

Из анализа данных отечественных и зарубежных
исследователей причин болезней человека и их
удельной значимости, выглядит следующим образом:

  • образ жизни и поведение людей определяет 50% всех
    болезней,
  • состояние окружающей среды – 20%,
  • наследственные факторы – 20%,
  • состояние здравоохранения, медикаментозные и
    технологические средства – 8%,
  • прочие факторы – 2%.

Таким образом, если разделить 20
“наследственных” процентов на равные части и 10%
присоединить к первым 50%, так как человек лично
“умудряется” изменять свой генотип с помощью
губительных привычек, то от каждого из нас
зависит наше здоровье и долголетие на 60%.

Здоровый образ жизни многообразен.

Недостаток двигательной активности – одна из
наиболее распространенных причин адаптационных
ресурсов организма городских школьников.
Пребывание на уроках, приготовление домашних
заданий, занятия у компьютера, отдых у
телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте
– все эти формы времяпрепровождения проходят в
статическом состоянии. Синдром гиподинамии
является одним из условий многих недугов
взрослых людей (сердечно-сосудистая патология,
нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена
веществ и др.), а тем более – подростков.
Растущему организму необходимо адекватные
физические нагрузки. И только единичными уроками
физкультуры и краткими прогулками после уроков
этот объем нагрузки не восполняется. Примерный
объем двигательной активности учащихся разных
классов приведен в таблице.




Классы Ежедневный объем времени
(часов)
Культурно-оздоровительные
мероприятия
Гимнастика до учебных занятий
(мин)
Физкультминутка на уроках
(мин)
Подвижные перемены
(мин)
Спортивный час в продленном дне
(ч)
I 2 5-6 5 15-20 1
II 2 5-6 5 15-20 1
III 2 5-6 5 15-20 1
IV 2 5-6 5 15-20 1

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье
ребёнка создание тепличных условий, содержание
его в школе под своеобразным “колпаком”,
защищающим от всех вредных влияний. Во-первых,
это невозможно практически, а, во – вторых, что
очень важно, в этом случае, переступив порог
школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями,
которые окажутся для него непереносимыми ввиду
неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей
иллюстрацией этого может служить физическое
(температурное) закаливание.

Физическая культура – это
естественно-биологический метод, в основе
которого лежит обращение к основной
биологической функции организма – мышечному
движению. Движение стимулирует процессы роста,
развитие и формирования организма, способствует
становлению и совершенствованию высшей
психической и эмоциональной сферы, активизирует
деятельность жизненно важных органов и систем,
поддерживает и развивает их, способствует
повышению общего тонуса.

В современном научном понимании здоровье
школьника включает комплекс признаков:

1) соответствующий возрасту уровень
жизнеобеспечивающих систем (нервной,
сердечнососудистой, дыхательной,
костно-мышечной);

2) гармоничное физическое развитие (рост, масса
тела, окружность груди, жизненная емкость легких,
сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

3) быстрое приспособление организма (адаптация)
к новым условиям (занятиям в школе, отдых в
туристическом походе и т.д.);

4) высокая умственная и физическая
работоспособность (без напряжения заниматься в
школе);

5) отсутствие болезней в течение года либо
кратковременная болезнь (не более 5-7 дней с
полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника.
При определении состояния здоровья конкретного
уч-ся (когда его показатели сравниваются с
возрастными стандартами развития) выделяют 5
групп здоровья.

Здоровые дети и подростки, состояние здоровья
которых соответствует эталону (по всем пяти
комплексным показателям)

Дети и подростки, имеющие некоторые
функциональные и морфологические отклонения, а
также пониженную сопротивляемость заболевания,
повышенную утомляемость. Эти дети составляют
группу риска и нуждаются в эффективном
оздоровлении, позволяющем им перейти в 1 группу.
Если вовремя не будут приняты меры, то их
здоровье может ухудшаться, и школьники переходят
в 3 группу.

Дети с наличием хронических заболеваний.
Восстановление здоровья требует длительного
времени и целой системы оздоровительных мер.

Дети, имеющие хронические заболевания, которые
проявляются частыми обострениями. Постоянное
болезненное состояние затрудняет их обучение и
нередко является основанием для перевода в
спецшколу.

Дети-инвалиды 1-2 групп, обучение которых
осуществляется только в спецшколах.

В хорошем здоровье подрастающего поколения
заинтересованы все – и родители, и учителя, и
врачи, но практика показывает, что они
прикладывают недостаточно усилий для его
сохранения. Здоровье детей с возрастом
ухудшается: их функциональные возможности в ходе
учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной
программы, ограничивает выбор будущей профессии.
Базовое, а тем более профилированное школьное
образование должно не ухудшать, а улучшать
здоровье учащихся посредством
совершенствования их знаний, формирования
умений и навыков укреплять свое здоровье и
здоровье окружающих.

Необходима ежедневная скрупулезная работа,
проводимая по четкой системе при различных
формах обучения и воспитания. Однако следует
отказаться от узкого подхода: только лечить,
только учить, только воспитывать. Важны
совместные усилия учителей, врачей, педагогов и
самих детей по предупреждению отклонений их
здоровья в школе и дома. Нужно показывать
преимущество здорового стиля жизни, обучать
радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным
от помощи другому в сохранении и укреплении
здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики –
обеспечить выпускнику школы высокий уровень
здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда
аттестат о среднем образовании будет
действительной путёвкой в счастливую
самостоятельную жизнь,
свидетельством умения
молодого человека заботиться о своём здоровье и
бережно относиться к здоровью других людей.




Следующий: