Здоровьесберегающий подход в работе по физическому воспитанию с различным контингентом детей

Физическое воспитание – одно из
наиболее эффективных средств профилактики
здоровья, оно способствует полноценному
физическому развитию, закаливанию и повышению
устойчивости организма человека к влиянию
различных отрицательных факторов, предупреждает
рецидивы заболеваний, положительно воздействует
на нервную систему, способствует снижению
заболеваемости и повышению работоспособности.

Вопросы взаимосвязи и взаимодействия
физического воспитания и здоровья школьников
неоднократно являлись и являются предметом
исследований медицинских работников и
специалистов в области физической культуры.
Количество детей со слабым физическим развитием
и физической подготовленностью с каждым годом
возрастает. В то же время, нет нужды доказывать,
что физическая культура, ставшая частью общей
культуры и воспитания, способствует росту,
развитию и укреплению здоровья подрастающего
поколения. Расширение двигательной активности
положительно сказывается на физическом
развитие, повышает работоспособность и
сопротивляемость организма различным
заболеваниям. А вот нарушения в режиме дня,
чрезмерная учебная нагрузка и связанная с этим
малая двигательная активность в наибольшей мере
отрицательно отражается на учащихся, имеющих
отклонения в состоянии здоровья.

Дети по состоянию здоровья делятся на
три группы: основную, подготовительную,
специальную. К основной медицинской группе
относятся школьники, не имеющие отклонений в
состоянии здоровья. В подготовительную
медицинскую группу входят учащиеся, имеющие
незначительные отклонения в состоянии здоровья
или слабое физическое развитие, а в специальную
– дети со значительными отклонениями в
состоянии здоровья.

Одним из основных принципов работы в
нашем лицее по физическому воспитанию, является
принцип оздоровительной направленности. Данный
принцип требует умелого использования
закономерностей биологического развития
организма, чередования нагрузки и отдыха,
единство врачебного и педагогического контроля
за занимающимися.

Учащиеся, отнесённые к основной
группе, занимаются по “Комплексной программе
физического воспитания учащихся 1 – 11 классов”
(В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2006),
занятия проводятся преимущественно на свежем
воздухе. Школьники из подготовительной
медицинской группы занимаются физической
культурой по этой же программе, но с различными
ограничениями, в зависимости от заболевания.

Подготовительная группа занимается
вместе с основной группой. Дети, отнесённые к
подготовительной группе, освобождаются от сдачи
нормативов и кроссов. Учащиеся специальной
медицинской группы занимаются отдельно, по этой
же программе, с использованием комплексов
упражнений, соответствующих их заболеванию.
Программа обучения та же, исключаются только
упражнения, которые противопоказаны конкретному
ребёнку. Например, при миопии нельзя прыгать,
выполнять упражнения с напряжением, стойки на
голове и т.д.

Двигательное действие каждым ребёнком
выполняются по — разному, наблюдаемые различия
объясняются индивидуальными возможностями
учеников и отражают по своей сути уровень
развития тех или иных физических способностей.
Поэтому в работе использую персональные задания,
то есть, один и то же программный материал дети
разных групп осваивают разными методами, с
различным распределением нагрузки, отдыха и т.д.
При разработке таких индивидуальных заданий я
опираюсь на особенности характера ученика, его
темперамент, свойства нервной системы и
способность переносить нагрузки, а также на
результаты школьного тестирования уровня
физического развития и двигательной
подготовленности учащихся.

Неотъемлемой частью работы является
формирование физической культуры и развитие
физических качеств посредством внеурочной
физкультурно – оздоровительной и спортивно –
массовой работы. Данная работа по этому
направлению включает в себя спортивные секции,
группы общей физической подготовки,
консультативные занятия.

  • Секция “Баскетбол” — 3 часа в неделю (5-11 классы).
  • Секция “Волейбол” — 3 часа в неделю (8-11 классы).
  • Группа “ОФП” – 6 часов в неделю (1-11 классы).
  • Консультативные занятия – каждую среду.

На переменах учащиеся имеют
возможность играть в настольный теннис.

В рамках внеклассной работы проходят
городские и внутришкольные соревнования, а также
товарищеские встречи с командами школ города,
где учащиеся нашего лицея ежегодно занимают
призовые места; тематические недели, различные
викторины. Цель этих занятий состоит в том, чтобы
на основе интересов и склонностей учащихся
углубить знания, расширить и закрепить арсенал
двигательных умений и навыков в конкретных видах
спорта, достигнуть более высокого уровня
развития двигательных способностей,
нравственных качеств, приобщить их к регулярным
тренировкам.

Наряду с этим ведется большая работа
по интеграции образовательного процесса по
физической культуре с учреждениями
дополнительного образования по физической
культуре и спорту. Систематически проводятся
встречи с тренерами-преподавателями ДЮСШ города.
Это ДЮСШ № 1, ДЮСШ № 3, ДЮСШ № 4, ДЮСШ № 6,
подростковый клуб “Искра”. Особое внимание
уделяется одаренным детям, в том или ином виде
спорта. В сентябре дети записываются в секции,
учителя ведут контроль за посещением, особенно
на первоначальном этапе. Тренеры, в свою очередь,
контролируют учёбу, проводят разъяснительную
работу с родителями на классных собраниях.
Спортивные школы организовывают соревнования по
видам спорта, показательные выступления,
товарищеские встречи. Результатом данной работы
можно считать личные достижения наших учащихся.

Учащиеся подготовительной и
специальной групп, в большинстве случаев
обладают низкой работоспособностью, быстро
устают, слишком подвержены простудным
заболеваниям и для них просто необходимо
расширение двигательной активности, которая в
силах дать положительный эффект, если занятия
физическими упражнениями будут дозироваться по
времени и интенсивности в зависимости от
индивидуальных особенностей организма
школьников. С этой целью в лицее созданы три
специальные медицинские группы, сформированные
по заболеваниям и возрасту учащихся. Наиболее
распространёнными заболеваниями являются
миопия, сколиоз, нарушения опорно-двигательного
аппарата, отклонения в сердечно – сосудистой
системе.

Для улучшения состояния здоровья и
физического развития данного контингента
школьников кроме уроков физической культуры
используем различные мероприятия двигательного
характера, которые включают в себя ежедневную
гигиеническую гимнастику, прогулки на свежем
воздухе, посильные внеклассные физкультурные
занятия и самостоятельные занятия физическими
упражнениями в общем объёме 1,5 -2 часа в день. Вся
информация доводится до родителей, а также даны
рекомендации в то, что детям необходим массаж 2
раза в год, полноценное питание и здоровый сон.
Всё названное может быть перспективным резервом
для повышения уровня двигательной активности
школьников, отнесённых по состоянию здоровья к
подготовительной и специальной медицинским
группам.

Учителя физкультуры, родители порой
вкладывают разный смысл в щадящий подход,
который необходим детям данных медицинских
групп. Родители стараются отстранить своих детей
от занятий физкультурой, и ошибаются. А ведь
именно семья должна помочь ребёнку сформировать
привычку к сохранению здоровья. Мы окажем
медвежью услугу нашим детям, если не сделаем всё,
для того, чтобы воспитать их сильными и
здоровыми. Нам необходимо научить ребёнка
осознать состояние своего здоровья, беречь его и
целенаправленно укреплять.

Родители совместно с учителями
физической культуры и с тренерами –
преподавателями спортивных школ должны стать
равноправными участниками физического
воспитания детей – развития выносливости и
других физических качеств, расширения
двигательных навыков, подготовки к труду и
службе в армии, обеспечения физического
совершенства, предупреждения умственного
переутомления.

Физическая культура должна стать
образом жизни детей, независимо от того, к какой
медицинской группе здоровья они отнесены, а
здоровье,
здоровый образ жизни — непосредственным
содержанием личности подрастающего поколения.

Человек должен быть здоров, чтобы
реализовать свои возможности с максимальной
пользой для себя и общества.

Следующий: