Здоровьесберегающий аспект развития успешности ребенка на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей


В мире есть главные ценности: здоровье
и успех.
(пословица)

В настоящее время в России принята
Национальная образовательная инициатива “Наша
новая школа”. Школьное образование, по
мнению Дмитрия Медведева, “представляет
собой один из определяющих и самых
длительных этапов жизни каждого человека,
является решающим как для индивидуального
успеха, так и для долгосрочного развития
всей страны”. [6, с. 1].

Система дополнительного образования
детей признает важность приобщения ребенка
к полноценному творчеству. Одна из задач
учреждений дополнительного образования
детей – воспитание ребенка, при котором
предмет и дисциплина не самоцель, а
средство формирования и совершенствования
всех граней личности: интеллекта,
трудолюбия, физического развития,
характера и воли к самореализации.

Учреждения дополнительного образования
детей в силу своей специфики способны
создавать многоаспектные условия для
духовно-нравственного становления ребёнка.
Свободный выбор, добровольное участие,
избрание детьми своего индивидуального
образовательного маршрута способствуют
созданию среды психологического комфорта.

Одним из учреждений дополнительного
образования детей в г. Чите, где особо
уделяется внимание здоровьесберегающему
аспекту развития успешности ребёнка на
занятиях, является Дом детского творчества
№2.

Миссия ДДТ №2: развитие на качественно
новом уровне социальной психолого-педагогической
поддержки личности ребёнка, обладающего
чувством собственного достоинства на
основе осознания себя как успешного
человека.

Педагогический коллектив по данному
направлению решает следующие задачи:
формирует мотивацию на здоровый образ
жизни; формирует критическое отношение к
вредным привычкам; развивает способности к
саморегуляции (самостоятельность, сила
воли, самоконтроль, эмоциональная
устойчивость); осуществляет психолого-педагогическую
поддержку для детей; повышает
профессиональную компетентность по
вопросам здоровьесбережения.

Особенностями дополнительного
образования в Доме детского творчества №2 г.
Читы стали следующие характеристики
выпускника:

  • ориентация на здоровый образ жизни,
  • способность к продолжению образования,
  • способность к самореализации,
    саморазвитию,
  • культура общения, адекватная самооценка,
  • уважение к традициям учреждения.

Сегодня ребенку трудно преодолеть все
неблагоприятные влияния окружающей среды
на организм и сохранить хорошее здоровье.
По мнению ученого Ю.Ф. Змановского: “Здоровье
- это состояние устойчивости,
невосприимчивости к экстремальным, т.е.
неожиданно возникающим и не обычным,
патологическим, болезненным воздействиям”.
[11]

В Доме детского творчества №2 г. Читы
стали исследовать и апробировать
здоровьесберегающие и здоровьеформирующие
технологии, формировать валеологическое
сознание детей.

“Здоровьеформирующие образовательные
технологии”, по определению Н.К. Смирнова, -
это все те психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у детей культуры
здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение здорового
образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии являются
составной частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы.
Поэтому все, что относится к
образовательному учреждению: характер
воспитания и обучения, уровень
педагогической культуры педагогов,
содержание образовательных программ,
условия проведения учебно-воспитательного
процесса и т.д., – имеет непосредственное
отношение к проблеме здоровья детей.

Реализация здоровьесберегающей
деятельности в образовательном процессе
ДДТ №2 г. Читы рассматривается в два этапа.
На первом этапе воплощается принцип “Не
навреди!”. Его реализация включает
выявление и каталогизацию факторов,
оказывающих или потенциально способных
оказать вредное (патогенное) воздействие на
организм ребёнка – его физическое,
психическое (психологическое),
репродуктивное, духовно-нравственное
здоровье, и, в дальнейшем, устранение этих
факторов или смягчение их воздействия на
детей и педагогов.

Таким образом, первый этап с
использованием здоровьесберегающих
образовательных технологий заключается в
обеспечении таких условий обучения,
воспитания, развития, которые не оказывают
негативного воздействия на здоровье всех
субъектов образовательного процесса.

Второй этап включает программу
формирования у субъектов образовательного
процесса физического, психического,
духовно-нравственного здоровья, воспитание
у них культуры здоровья, действенной
мотивации на ведение здорового образа
жизни. Поэтому проектирование
здоровьесберегающей образовательной среды
мы рассматриваем в качестве важнейшего
элемента работы по сохранению и укреплению
здоровья детей.

На своих занятиях я использую методы
позитивной психологической поддержки
воспитанников, учитываю индивидуальные
особенности ребёнка и дифференцированно
подхожу к детям с разными возможностями,
поддерживаю познавательный интерес к
изучению валеологии, а также использую
принцип двигательной активности. В
результате введения видов деятельности,
поддерживающих положительное отношение
ребенка к себе, уверенность в себе, в своих
силах и доброжелательное отношение к
окружающим, меняется микроклимат на
занятии. Атмосфера становится более
благоприятной для обучения и для
межличностного общения. С этой целью
использую медитативно-релаксационные
упражнения (например, “Комплименты”, “Вам
сообщение”, “Подарок”, “Я вижу, я слышу, я
чувствую” и т.д.).

Климатические условия той, местности, в
которой мы живем, способствуют развитию
легочных заболеваний у детей. Отсюда
следует, что релаксационные упражнения на
дыхание – один из серьезных и необходимых
моментов занятия. Продолжительность
комплексной релаксации – 3 – 5 минут. Цель
релаксации – снять умственное напряжение,
дать детям небольшой отдых, вызвать
положительные эмоции, что ведет к улучшению
усвоения материала.

Каждый педагог знает, как важно уйти от
формальности, ввести в образовательный
процесс игровые, развлекательные моменты,
активизировать познавательные мотивы
обучения. Чем ближе к жизни игровая
ситуация, тем легче и быстрее ребята
запоминают материал.

Со здоровьесберегающей деятельностью в
образовательном процессе связаны понятия:
“успех”, “успешность”.

Успех – это “удача в достижении чего-либо”,
хорошие результаты в работе, учёбе (Г.Ю.
Ксензова) [4, с. 7].

“Успешность – это свойство, заключающее
в себе успех”. А “успеваемость”
трактуется как “степень успешности
обучения, усвоения знаний” (Г.Ю. Ксензова) [4,
с. 7].

Успешность – это качественная оценка
результатов деятельности, которая
складывается из объективной
результативности и субъективного
отношения к этим результатам самого
ребёнка. Субъективные составляющие
успешности – это устойчивая высокая
самооценка и удовлетворённость собой и
своей деятельностью.



Несчастный, тревожный, замученный
нормативными требованиями и ожиданиями
окружающих отличник не может в некоторых
случаях быть отнесён к успешным ученикам.
Учёба не приносит ему радости,
удовлетворения, ощущения подъёма, всего
того, что входит в понятие “успех”.
Показатели результативности могут быть
количественными и качественными, они
должны давать возможность оценить реальные
достижения ребёнка – в сравнении с самим
собой, учебной группой, некоторой
региональной нормой, стандартом и т.п.

Сегодня система оценок, фиксирует только
количественный результат и только в
сравнении с образовательным стандартом.
Таким образом получается, что ребёнок с
серьёзными проблемами в развитии, сумевший
достичь оценки “три”, благодаря силе воли,
огромному желанию, серьёзным и
продолжительным занятиям, и одарённый
ученик, учащийся “спустя рукава”, и
получающий свои четвёрочки – троечки шутя,
без единого усилия и старания, — одинаково
успешны?

С моей точки зрения, это разные
профессиональные задачи – способствовать
тому, чтобы дети стали успешными, и повышать
их успеваемость.



Для создания необходимых условий
успешности в обучении детей, выяснения
причин их неуспеваемости необходимо
изначально подвергнуть анализу случаи
неуспешности каждого ребёнка в отдельности.
На основе полученных результатов создается
индивидуальная комплексная программа
работы с данным ребёнком.

Психологи выделяют типы неуспевающих
детей в зависимости от причин, порождающих
неуспеваемость.

Первый тип.



Причины неуспеваемости
заключаются в низком уровне развития
мыслительных процессов, отсутствии
познавательных интересов, однако ребёнок
осознает, что обучаться необходимо.

Второй тип. Эти дети характеризуются
высоким уровнем развития мыслительной
деятельности, отрицательным отношением к
обучению. Самооценка обычно неустойчива,
работы выполняются небрежно, необходимые
навыки не формируются.

Причины неуспешности детей можно
сгруппировать следующим образом (по
Н.В. Тверской)

  1. Педагогические: низкая эффективность
    работы педагога по организации учебной
    деятельности ребёнка, отсутствие
    дифференцированного подхода при обучении
    детей, недостаточный учет психологических
    и физиологических особенностей ребенка
    при планировании образовательного
    процесса.
  2. Психологические: несформированность
    мотивов образовательной деятельности,
    нарушение в эмоционально-волевой сфере,
    низкий уровень познавательных
    способностей.
  3. Соматические и физические: общая
    ослабленность организма, хронические
    заболевания, пропуски по болезни.
  4. Нейрофизиологические: слабый тип
    высшей нервной деятельности, нарушения
    зрения, слуха, артикуляции, микропоражения
    коры головного мозга.

Такое разделение причин помогает не
только понять роль педагога в создании
необходимой среды для успешности и
здоровья ребёнка, но и определить основные
направления взаимодействия врачей,
психологов, педагогов и родителей.

Исходя из всего выше сказанного, задача
образовательного учреждения – сохранить и
укрепить здоровье своих воспитанников. В
связи с этим, в ДДТ №2 г. Читы в кабинетах
соблюдаются гигиенические требования
согласно СанПиНам (2.4.4.1251-03); соблюдаются
требования к физиологически обоснованной
организации учебного процесса и т.д.

Для получения более обширных знаний о
состоянии ребёнка и для включения
родителей в процесс преодоления
неуспешности обучения родителям
предлагаются различные анкеты, например: “Анкета
субъективных жалоб ребенка”,
“Семейное воспитание”. Результаты таких
опросов дают педагогу дополнительную
информацию о самочувствии ребенка после
занятий, его состоянии здоровья, о детских
тревогах; возможность применить
дифференцированный подход в обучении,
новые педагогические технологии, выяснить
причины неуспешности обучения, что
позволяет повысить успешность обучения.

Результаты исследований показывают, что
здоровьесберегающая педагогическая
деятельность эффективна в том случае, если
на практике реализован
здоровьесберегающий подход, который
позволяет выявлять и изучать влияние новых
технологий, программ на здоровье детей;
проводить анализ организации занятия,
педагогической деятельности каждого
педагога с позиций здоровьесбережения.

Выявлено, что условиями для осуществления
эффективной здоровьесберегающей
педагогической деятельности являются:

  • формирование ценности “здоровья” у
    детей и их родителей;
  • оптимальное сочетание педагогических
    методов, форм, средств, технологий в
    учебно-воспитательном процессе;
  • оптимизация режима и организации учебно-воспитательного
    процесса, санитарно-гигиенических
    условий и режима двигательной активности
    воспитанников;
  • создание системы мониторинга здоровья
    детей в образовательном учреждении;
  • повышение компетентности педагогов в
    решении вопросов сохранения здоровья
    воспитанников.

Таким образом, можно сделать вывод, что
здоровьсберегающий аспект развития
успешности детей является актуальным на
современном этапе. Педагоги ДДТ №2 г. Читы
работают над решением проблемы сохранения
и развития здоровья детей на занятиях.
Организация процесса обучения позволяет
соблюдать соответствие содержания и объёма
учебного материала, методов и форм учебно-познавательной
деятельности возрастным и индивидуальным
возможностям и способностям воспитанников;
сохраняет их умственную и физическую
работоспособность; формирует культуру
здоровья; способствует реализации целей
обучения, развития и воспитания здоровой
личности. В Доме детского творчества №2 г.
Читы каждый ребёнок имеет шанс
почувствовать себя успешным.

Библиографический список:

  1. Березина, В.А. Развитие дополнительного
    образования детей в системе российского
    образования: Учебно-метод.пособие. – М.:АНО
    “Диалог культур”, 2007.
  2. Березина, В.А. Воспитание в системе
    дополнительного образования детей. – М.:ЭСЛАН,
    2005.
  3. Кузнецова, Л.М. Современные особенности
    здоровья детей и подростков и их
    взаимосвязь с проблемами образования//
    Перемены.-2000.-№2.-С.148-156.
  4. Ксензова, Г.Ю. Как обеспечить ситуацию
    успеха учителю и ученику: Учебное пособие.-
    М.: Педагогическое общество России.2005.
  5. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены
    детей и подростков на рубеже тысячелетий.
    М., 2001.
  6. Национальная образовательная
    инициатива “Наша новая школа”.
  7. Проект Государственной программы “Развитие
    воспитания детей в Российской Федерации
    до 2010 года”.
  8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие
    образовательные технологии в
    современной школе. М., 2005.
  9. Сластенин, В.А. Психология и педагогика:
    Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.
    заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. –
    М.: 2004.
  10. Санитарно-эпидемиологические
    требования к учреждениям
    дополнительного образования детей (внешкольные
    учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03.
    2003год.
  11. Тихомирова, Л.Ф. Деятельность учреждений
    образования по охране и укреплению
    здоровья детей. – Учебно-методическое
    пособие. – Ярославль: ИПКРО, 2000.-112с.
  12. Ямбург, Е.Л.. Школа на пути к свободе:
    культурно-историческая педагогика. М., 2000.



Следующий: