Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра в работе учителя физической культуры

Здоровье – это состояние устойчивого равновесия во всех системах организма,
позволяющее человеку плодотворно работать, интересно отдыхать и развиваться как
личности.

Конечно, подобное определение не охватывает все особенности жизни человека,
но для наших целей вполне приемлемо.

Какие же обстоятельства наносят вред здоровью и провоцируют болезненный стиль
поведения?

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и
спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться,
но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать
несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на “потом”,
обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда бывает поздно начинать…

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании
уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья
ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических
занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение
сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать
возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки
отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в
детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы взрослые, ошибочно
считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо
учиться, если у тебя кружиться голова, если твой организм ослаблен болезнями и
леностью, если он не умеет противостоять недугам?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово “привычка”.

К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений
плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных
проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно
и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не
формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят
ребенку: “Будешь плохо кушать, – заболеешь! Не будешь тепло одеваться –
простудишься!” и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям:
“Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом –
трудно будет достигать успехов в учении” и т.д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят
на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования,
проведенного в 8–11-х классах здоровье как жизненная ценность ставиться лишь на
девятое место.

Главными пороками ХХI века становятся накаливание
отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения
однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат такой
активности большой пользы не дает

Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только
на 11%. Два – три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной
часа в неделю занятий физической культурой в школе не могут сформировать
привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны
сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое
тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного
здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Статистика на примере нашего лицея.

Приложение. (Слайд 5.)
(Слайд 6.)
(Слайд 7.)
(Слайд 8.)
(Слайд 10.)
(Слайд 9.)
(Слайд 11.)

Здоровье сберегающие образовательные технологии обучения в школе.

Цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной
жизни.

.родительские собрания, которые поднимают вопросы физической культуры и
спорта и обсуждение проблемы физического развития детей в присутствии учителей
физической культуры. Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое
главное – выработать привычку к занятиям физической культурой и спортом.
Ошибочно полагать, что для этого достаточно уроков физической культуры, т.к. они
восполняют дефицит двигательной активности только на 11%.

Здоровье сберегающие технологии – это система работы взрослых и детей.

Форма работы:

  • классно – урочная (дети + учитель)
  • внеклассная (дети + учитель + родители)

Уроки физкультуры проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. На уроках физкультуры
мы используем различные методы организации урока, планирование урока с
применением различных средств и методов.

В процессе обучения, используем дифференцированный подход, учитывая возраст,
пол, медицинские показатели, решая этим весь комплекс задач: образовательных,
оздоровительных и воспитательных.

Комплексная программа по физическому воспитанию состоит из следующих
разделов:

  • легкая атлетика;
  • спортивные игры (подвижные игры для 1–4-х классов);
  • гимнастика;
  • лыжная подготовка.

Соблюдение правил техники безопасности на уроках (ИОТ – 022, – 023, – 024, –
025, – 026, – 027…) и организация рационального учебного процесс в соответствии
с нормами САНПИНА.

Техника безопасности на уроках физической культуры.

В зале:
– спортивная форма (длинная или короткая) в зависимости от температуры или места
занятий;
– чистая обувь, на светлой резиновой подошве;
– вход в зал, только с разрешения учителя;
– во время занятий соблюдать дистанцию и интервал (нельзя обгонять,. ставить
подножку, толкаться);
– не жевать на уроке (жрезинку, конфеты ит.д.);
– нельзя пользоваться аппаратурой на уроке (мобильный телефон, МР3, диктофон,
фотоаппарат и т.д.);
– уходить с урока или выходить без разрешения учителя. В случае плохого
самочувствия предупреждать учителя заранее;
– освобожденные слушают учителя и смотрят за уроком.

На улице:
– одежда теплая (по погоде);
– Не уходить с места занятий без разрешения учителя;
– не мешать одноклассникам;
– не заниматься на снарядах без разрешения учителя;
– не бежать навстречу во время выполнения задания (прыжков, метания, бега… и
т.д.);
– не стоять и не уходить в зоне броска спортивного снаряда, не ловить
метательные предметы (мячи, гранаты и т.д.);
– в случае травмы подойти к учителю или попросить кого-нибудь, чтобы он сам к
вам подошел.

На уроках лыжной подготовки:
– обязательно должны быть варежки, вязаная шапка, куртка не продуваемая;
– соблюдать дистанцию на лыжне;
– не ломать свой и чужой инвентарь (лыжи и палки должны быть связаны);
– правильно нести лыжи во время передвижения к месту занятий. Не тыкать палками
людей.

На уроках гимнастики:
– не заниматься на снарядах без учителя и страховки;
– не выполнять упражнения без разминки;
– соблюдать последовательность выполнения упражнения;
– сложные упражнения выполнять со страховкой или помощью (учителя или
одноклассников);
– не отпускать руки на снарядах;
– выполнять упражнения строго по команде.

Во время спортивных игр:
– не кидать мяч в голову (лицо), не бить мячу ногами с силой (по людям);
– бережно относиться к спортивному инвентарю;
– не выражаться нецензурными словами;
– нельзя брать мяч без разрешения учителя, и когда учителя нет в зале.

Специфика уроков физической культуры – многократное повторение, отработка
двигательного навыка. Удерживать внимание и интерес ребят помогает разнообразие
упражнений, вовлечение учащихся в работу. Так обще-развивающие упражнения дети
выполняют стоя рядом с учителем, показывая их для класса. Начиная с 1-го класса,
с постепенным усложнением, учащиеся проводят разминку на уроках.

А в дни самоуправления ученики 11-х классов ученики принимают участие в
школьной жизни, от роли директора до рядового работника, заранее распределяют
роли, готовят конспекты и должностные обязанности. Проводят уроки физкультуры в
младших классах самостоятельно.

Для развития устойчивого желания заниматься физкультурой и спортом, учитель
вводит понятие “личный рекорд”, (сравниваются результаты прошлых лет), рекорд
школы заносится в тетрадь “летопись рекордов”, на стенд спортивных достижений
школы, поощряются спортивными призами и грамотами.

Оздоровительные двигательные минутки на уроке:

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока
гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание
активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Подготовка к проведению физкультминуток на уроках общеобразовательного цикла,
начинается на уроках физкультуры. Учитель физкультуры помогает учащимся в
подборе упражнений, помогает в умении проведения этих упражнений в классе.
Учитель физкультуры дает рекомендации учителям предметникам в проведении
физкультминуток на уроках.

Для того чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое
здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного.

Учащимся необходимы двигательные минутки на урок, которые позволяют им
размять свое тело, передохнуть и расслабиться прислушаться к себе и принести
своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только часть системы
использования здоровья сберегающих технологий в школе. Систематическое
использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального
состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью,
к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а
на деле.

Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы
и подручные средства, которые позволяют сделать оздоровительные минутки
интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга,
карандаш, газета…

Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных
разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует
интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их
интерес к окружающей жизни.

Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению
физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята
будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг
друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

Организация двигательных переменок в школе:
– В игровых двигательных переменках участвуют учащиеся в возрасте от 6 до 15
лет.
– Игровые двигательные переменки можно использовать как на уроке , так и во
время обычной школьной перемены, во время тренингов, для проведения внеклассной
работы.
– Упражнения могут выполнять как взрослые, так и дети.
– Упражнения не требуют большой подготовки и материальных затрат на подручные
средства.
– Для удобства взрослого , который проводит в классе или на группе, игровые
двигательные переменки. Все упражнения представлены в виде карточек-заданий,
которые педагог выбирает каждый раз по собственному усмотрению или по желанию
детей.
– Упражнения сопровождаются музыкой, которые выбирают учащиеся.

Внеклассные мероприятия, дополняют уроки физической культуры:
– спортивные секции;
– спортивные праздники и соревнования;
– беседы (акции) о здоровом образе жизни.
Безопасное колесо
Скажи наркотикам нет!
Экскурсии в музей гигиены
Класс в борьбе против курения!

О каких принципах здоровье сберегающей технологии педагогике мы должны
помнить?

Принцип 1.

Не навреди!

Не допускать учащихся к состоянию переутомления.
Принцип 2.

Приоритет действенной
заботы о здоровье
учащихся и педагогов.

Проводиться мониторинг здоровья учащихся – физического,
психологического, духовно-нравственного.
Принцип 3.

Триединое представление о здоровье.

Не забываем, что здоровье – это единство физического,
психического и духовно-нравственного благополучия.
Принцип 4.

Непрерывность и преемственность.

  • Здоровье сберегающая работа проводится в школе каждый день и на
    каждом уроке. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих
    поколений по сохранению здоровья нации.
  • Преподавание с учетом меж предметных связей.
Принцип 5.

Субъективно
субъектное взаимоотношение с учащимися.

  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Педагог – всегда пример.
  • Вопросы здоровья обязательно рассматриваются на разных предметах
    (будь то русский язык или математика).
  • У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье
Принцип 6.

Соответствие сознания и организации обучения
возрастным особенностям учащихся.

  • Объем учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала
    должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
  • Между педагогами, психологами, медицинскими работниками должно
    быть согласованное взаимодействие. Организация профилактических
    мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью
    которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с
    учащимися.
  • Отдавать предпочтение позитивным подкреплениям (воздействиям),
    стараясь избегать негативные (т.е. запреты). Создавать комфортные
    условия для учебы, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали
    в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на его
    здоровье.
  • Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты.
  • Следить за организацией правильного питания школьников во время
    их пребывания в образовательном учреждении.
Принцип 7.

Сочетание охранительной и тренирующей стратегии.

  • При учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого
    учащегося подбирается такой уровень учебной нагрузки, который будет
    соответствовать тренирующему режиму и, следовательно, является
    охранительным, т.е. щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика
    составлен оптимальный уровень нагрузки.
  • Не забывать о формировании ответственности учащихся за свое
    здоровье. Способствовать формированию собственного отношения
    учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры
    сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Принцип 8.

Контакт с родителями.

Обязательно сотрудничать с родителями учащихся по вопросам
сохранения и укрепления здоровья их детей.

Пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители – все,
от кого это зависит, должны способствовать наиболее полному раскрытию задатков
ребенка, готовить его к будущей непростой жизни и формировать осознанное
отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах
жизни. Следуя этим принципам, мы обязательно достигнем поставленных целей и
сумеем развить здоровье сберегающие навыки обучающихся.

Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением
внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма
противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности
усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Так давайте же учить и
учиться помогать нашему организму быть здоровым.

Следующий: