Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся

Чтобы сделать ребёнка умным и
рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Проблема здоровья детей сегодня как
никогда актуальна. В настоящее время можно с
уверенностью утверждать, что именно педагог в
состоянии сделать для здоровья современного
ученика больше, чем врач. Это не значит, что
учитель должен выполнять обязанности
медицинского работника. Просто педагог должен
работать так, чтобы обучение детей в школе не
наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня
мотивации обучения, и прежде всего
учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих
проблем может быть достигнут благодаря
использованию здоровьесберегающих технологий,
которые относятся к качественной характеристике
любой образовательной технологии и показывают
насколько решается задача сохранения здоровья
учителя и учеников.

Их применение даёт возможность:

  • осуществлять личностную направленность
    обучения, создавать комфортные условия для
    школьников с учётом индивидуальных
    психологических особенностей (восприятие,
    мышление, память) и индивидуального темпа работы;
  • достигать прогнозируемого результата,
    осуществлять в определённые сроки с
    определённым уровнем затрат ресурсов,
    физического и психического здоровья учителя и
    ученика;
  • осуществлять неразрывную связь с теорией
    деятельного подхода в обучении;
  • организовать самостоятельную работу учащихся,
    научить их работать со справочным материалом.

Здоровьесберегающие технологии – это
образовательные технологии, удовлетворяющие
основным критериям:

Почему и для чего?

- однозначное и
строгое определение целей обучения,

Что?

– отбор и структура
содержания,

Как?

– оптимальная организация
учебного процесса,

С помощь чего?

– методы, приемы и
средства обучения,

Кто?

– реальный уровень
квалификации учителя.

Так ли это?

– объективные методы
оценки результатов обучения, — а также принципам
здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов
Н.К.:

  • “Не навреди!”
  • — все применяемые методы,
    приемы, используемые средства должны быть
    обоснованными, проверенными на практике, не
    наносящими вреда здоровью ученика и учителя;

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося

  • – все используемое должно быть оценено с позиции
    влияния на психофизиологическое состояние
    участников образовательного процесса;

  • Непрерывность и преемственность
  • – работа
    ведется не от случая к случаю, а каждый день и на
    каждом уроке;

  • Субъект-субъективные взаимоотношения

  • учащийся является непосредственным участником
    здоровьесберегающих мероприятий и в
    содержательном, и в процессуальном;

  • Соответствие содержания и организации
    возрастным особенностям учащихся
  • – объем
    учебной нагрузки, сложность материала должны
    соответствовать возрасту учащихся;

  • Комплексный, междисциплинарный подход

  • единство в действиях педагогов, психологов и
    врачей;

  • Успех порождает успех
  • – акцент делается
    только на хорошее, в любом поступке, действии
    сначала выделяют положительное, а только потом
    отмечают недостатки;

  • Активность
  • – активное включение в любой
    процесс снижает риск переутомления;

  • Ответственность за свое здоровье
  • – у каждого
    ребёнка надо стараться сформировать
    ответственность за свое здоровье, только тогда
    он реализует свои знания, умения и навыки по
    сохранности здоровья.

Общепринятой классификации
образовательных технологий и, в частности,
здоровьесберегающих в российской и зарубежной
педагогике на сегодняшний день не существует. К
решению этой актуальной научно-практической
проблемы различные авторы подходят по своему.
Проводя анализ научно-методической литературы,
обобщая собственный практический опыт и опыт
педагогов-новаторов можно выделить виды
педагогических технологий, которые обеспечивают
реализацию личностно-ориентированного,
системно-деятельностного подходов и
соответствуют принципам здоровьесбережения это:

  • развивающие технологии;
  • технологии, адаптивной системы обучения;
  • технологии, построенные на интегративной
    основе.

Развивающие технологии

Основными признаками развивающихся
педагогических технологий являются:

  • обеспечение эмоционально-ценностного
    отношения к содержанию и процессу образования;
  • формирование гуманистической направленности
    личности, ее потребностно-мотивационной сферы;
  • овладение средствами и способами мышления,
    развитие воображения, внимания, памяти, воли.

Названные признаки показывают, что
развивающиеся технологии культивируют
творческое отношение к деятельности и
способствуют здоровьесбережению.

Технологии адаптивного обучения

Основной признак данных
педагогических технологий – мера адаптивности
(приспособления) всех элементов педагогической
системы: целей, содержания, методов, способов,
средств обучения, форм организации
познавательной деятельности учащихся,
диагностики результатов обучения, что и
способствует здоровьесбережению.

Центральное место в данных
технологиях занимает ученик, его деятельность,
качества его личности. Учение школьника
рассматривается не только как результат, а
прежде всего как процесс: результат появится со
временем, если будут соблюдены условия процесса.
Особое внимание уделяется формированию учебных
умений.

Учитель, работающий по этой
технологии, работает в двух режимах:



а) обучает всех (сообщает новое,
объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует
и т.д.);

б) работает индивидуально с
отдельными учащимися
(управляет
самостоятельной работой; осуществляет контроль,
включенный в самостоятельную работу; работает по
очереди с учениками).

Учащиеся организуют свою деятельность
совместно с учителем, индивидуально с учителем,
самостоятельно под руководством учителя.

Весь процесс обучения представлен
тремя этапами

:

  • учитель обучает всех учащихся;
  • учитель работает индивидуально на фоне
    самостоятельно занимающегося класса;
  • учащиеся работают самостоятельно.

Учение в таких технологиях становится
активной самостоятельной деятельностью,
предполагается осуществление сплошной
контролируемости результатов всех видов работ.
Предлагается многоканальная обратная связь:
учитель – ученик, ученик – ученик, учитель –
коллектив учащихся.

Технологии, построенные на
интегративной основе

Использование технологий, построенных
на интегративной основе, ведет к повышению
целостности педагогического процесса,
уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как
следствие способствует здоровьесбережению.

Наиболее эффективным и целесообразным
принципом таких технологий является принцип,
учитывающий различную роль учебных дисциплин во
всей интегрируемой системе.

Такие технологии ориентированы на
личность, и ценность ученика. На мой взгляд они
состоят в том, что в них запланированы и задача, и
игра, и диалог, и другие методы, способствующие
сохранению здоровья учащихся.

Снижение уровня мотивации обучения
школьников не является исключением и к изучению
химии.

Традиционная система уроков химии
сложилась давно. Я попыталась дополнить её
здоровбьесберегающими технологиями обучения,
направленными прежде всего на активизацию
мотивационной сферы учащихся.

Процесс обучения будет эффективным
тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной
последовательности будет осуществлять
определённые умственные и практические действия
и их операции во взаимосвязи.

В качестве примера рассмотрим
возможности использования на уроках химии
технологии адаптивной системы обучения.

В программу 9-го класса введён раздел
“Органическая химия”, который из-за обширности
материала и малого количества времени изучается
в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся
интерес и желание учиться, при этом не “спугнув”
ученика сложностью материала, я использую
обобщающие таблицы, которые помогают даже
слабому ученику в усвоении целого раздела
органической химии, не вызывая при этом
психологического страха и затруднений.

Представленная таблица “Органика в
твоих руках” позволяет объяснить
номенклатурные названия практически всех
органических веществ в течение одного урока, что
удобно при дальнейшем изучении химических
свойств этих классов.

Работая с таблицей, обращаю внимание
учеников на тот факт, что “пальцы” рук
пронумерованы по порядку атомов углерода:

С1,С 2, С3……С10 и возле каждого из них
соответствующее — название приставки: мета-, эта -,
пропа -, тетра- и т.д.

Следующий этап – работа с понятиями
“Общая формула”, “Суффикс”, “Класс”,
рассматриваем все данные о радикалах, о алканах,
алкенах и алкинах, заносим в таблицу:


№ варианта

Название вещества

Общая формула

Класс

Молекулярная формула

1.

Пентан

2.

Этин

3.

Гептен

Учащиеся очень быстро и легко
усваивают большой объём материала, сразу
называют различные вещества по формулам, и
наоборот, составляют формулы по названию
веществ.

В дальнейшем при заучивании наизусть
названий по “пальцам” возникает невольная
ассоциация, позволяющая эффективно
воспроизводить необходимые приставки и общие
формулы.

Подводя итог сказанному, важно
отметить, что большинство современных
здоровьесберегающих технологий легко дополняют
и сочетают друг друга. Однако каждая конкретная
образовательная ситуация требует принципиально
отличающихся педагогических средств. Например,
адаптивную технологию целесообразно применять
при работе с учениками, утратившими интерес к
обучению и имеющими серьёзные проблемы в
знаниях.

Технологию “педагогика
сотрудничества” можно использовать для
совместной развивающей деятельности взрослых и
детей, скреплённой взаимопониманием, а
личностно-ориентированную технологию для
формирования и развития не по чьему-то заказу, а в
соответствии с природными способностями,
повышающие мотивацию обучения.

На мой взгляд, внедрение
здоровьесберегающих технологий в обучение
способствует более глубокому и осознанному
пониманию школьниками предметного содержания,
усвоению большого количества идей и способов
решения проблем, в том числе – оригинальных и
нестандартных, развитию у детей способностей к
переносу знаний в новые условия, что создаёт
благоприятный фон для повышения уровня
мотивации обучения.




Следующий: