Здоровье и образ жизни

Цель:

  1. Раскрыть значение здоровья,
  2. Показать различные виды здоровья,
  3. Выяснить особенности здорового образа жизни,
    режима дня,
  4. Практически оценить свое здоровье.

Ход урока

Вспомните!

Из курса биологии — Орган,
система органов, жизненные функции организма. – 5
минут.

Проработка основных понятий, работа с текстом,
ответы на вопросы в конце текста, – 25 минут.

Человек — биосоциальное существо. С
одной стороны, человек является неотъемлемой
частью живой природы, а с другой — развитие и
воспитание людей невозможно вне человеческого
общества

  • Докажите, что человек — это часть природы.

Природная среда

дает человеку здоровье и
материал для трудовой деятельности. Живя и
трудясь, мы изменяем природу, а окружающая среда
воздействует на нас. Нельзя допустить, чтобы за
достижения цивилизации человек платил своим
здоровьем. Сегодня нет сомнений в том, что
здоровье природы и здоровье человека
неразделимы. Природа — необходимая среда
обитания людей.

Для человека окружающей средой является не
только природа, но и общество, которое живет по
своим законам и правилам. Мы постоянно общаемся с
другими людьми, вступая с ними в межличностные
отношения. Общение может быть благоприятным,
способствующим развитию личности, и
неблагоприятным, приводящим к психическим
перегрузкам и даже срывам.

Социальная среда

иногда “порождает”
условия для приобретения вредных привычек,
которые перерастают в болезненные пристрастия
(алкоголизм, наркомания, токсикомания) и приводят
к таким опасным последствиям, как венерические
болезни, СПИД.

Что же такое здоровье? Согласно определению
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье—это
состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических недостатков.
Соответственно различают физическое,
психическое и социальное здоровье.

Физическим здоровьем

называют состояние
органов и систем органов, жизненных функций
организма.

Под психическим здоровьем понимают
состояние психики, характеризующееся общим
душевным равновесием.

Социальное здоровье

— это система мотивов
и ценностей, регулирующих поведение.

- Состояние здоровья у разных людей существенно
отличается. Оценить его в целом позволяют:
уровень работоспособности и социальной
активности человека, способность противостоять
обстоятельствам жизни, способность
адаптироваться в окружающей среде.

• Попробуйте, аргументировано оценить
состояние здоровья ваших родственников или
друзей.

Здоровье создается и поддерживается в
повседневной жизни самими людьми и средой их
обитания. Для того чтобы прожить долгую
полноценную жизнь, недостаточно родиться
здоровым. Здоровый человек может потерять свое
физическое, психическое и социальное
благополучие, если окажется в зоне
экологического бедствия.

По данным Всемирной организации
здравоохранения, 80 % болезней определяются
экологическими условиями. В настоящее время
человечество осознало, что здоровье всех и
каждого связано со средой обитания. Все мы должны
бережно относиться к здоровью своему и
окружающих. А здоровье и красота неразделимы, что
люди осознавали во все времена. Г. Гейне писал:
“Единственная красота, которую я знаю, — это
здоровье”.

На здоровье оказывает влияние образ жизни
человека.

Образ жизни

— это способ
жизнедеятельности людей в общественных
условиях. Он складывается из стиля жизни, труда,
быта, культуры человека. Говоря об образе жизни,
подразумевают привычный для человека тип
питания, труда и отдыха, отношение к физической
культуре, отсутствие болезненных пристрастий
(табакокурение, злоупотребление алкоголем,
наркомания).

Сохранить здоровье можно только при здоровом
образе жизни
поведении, направленном на
укрепление здоровья и основанном на
гигиенических нормах. Здоровый образ жизни
предполагает совершенствование всех сторон
жизни — биологических и социальных, разумное
удовлетворение материальных и духовных
потребностей, знание меры своих возможностей.

От чего зависит здоровье человека? По данным
Всемирной организации здравоохранения, здоровье
людей на 50 % зависит от образа жизни, на 17-20% — от
социальных и природных условий, на 17-20% — от
особенностей наследственности человека и на 8-9 %
— от органов здравоохранения. Поэтому мы можем с
уверенностью сказать, что наше здоровье — в
наших руках. Формирование здорового образа жизни
должно начинаться с раннего детства и
продолжаться всю жизнь.

  • Приведите примеры полезных навыков и
    привычек, помогающих сохранить и приумножить
    здоровье.

Главными условиями, способствующими
укреплению здоровья, являются режим дня,
двигательная активность, питание, общение с
природой.



Некоторые люди считают, что режим дня, т.
е. жизнь по распорядку, скучна и ограничивает
свободу личности. Но это неверно! Нужно
придерживаться разумных правил, предусмотренных
самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда
и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок
возник в результате исторического развития вида
Человек разумный. Если человек живет по режиму,
его организм испытывает меньшую нагрузку,
затраченные силы быстрее восстанавливаются.

  • Приведите примеры из жизни растений или
    животных, доказывающие пагубность нарушения
    устоявшихся ритмов.

Движение — это природное свойство человека. На
ранних этапах развития общества благодаря
движению человек находил пищу, спасался от
врагов, познавал окружающий мир, совершенствовал
свой организм. И в настоящее время развитие детей
и состояние здоровья взрослых зависят от
двигательного режима. При недостаточной
двигательной активности (гиподинамии)
развиваются некоторые заболевания и ускоряется
процесс старения.

На здоровье человека благотворно влияет
общение с природой. Знаменитый древнегреческий
мыслитель Гиппократ писал: “Природа лечит, врач
помогает”. Природные факторы — свежий воздух,
вода, солнечный свет — улучшают деятельность
всех систем организма.

Правильное питание тоже способствует
укреплению здоровья. Необходимо следить за
составом и разумным количеством пищи, правильно
распределить ее в течение дня и соблюдать
правила гигиены. Более подробно о факторах
сохранения здоровья вы узнаете из следующих
параграфов.

Понятия, вводимые на уроке:

  1. Человек — биосоциальное существо.
  2. Природная и социальная среда.
  3. Здоровье.
  4. Образ жизни. Режим дня.

Вопросы.

  1. Объясните смысл выражения: “Человек -
    биосоциальное существо”.
  2. Что такое здоровье?
  3. Какое влияние оказывает природная и социальная
    среда на здоровье человека?
  4. Согласны ли вы с изречением Г. Гейне? Обоснуйте
    ответ.
  5. Дайте определение понятия “здоровый образ
    жизни”.
  6. Как связаны здоровье и образ жизни?

Закрепление материала. Проведение
лабораторной работы. – 10 минут.

Лабораторная работа № 1.

Тема. Оценка состояния физического
здоровья.

Цель: научиться объективно оценивать
состояние своего здоровья.

Оборудование: секундомер или часы с секундной
стрелкой.

Ход работы

подсчитайте пульс (количество ударов в
минуту) в состоянии покоя.

  • выполните 20 приседаний за 30 секунд.
  • подсчитайте пульс после физической нагрузки.
  • проанализируйте изменение частоты
    сердцебиений и сравните их с данными таблицы.

    1. Характеристика Спортсмены Здоровые нетренированные люди Лица с нарушениями сердечно-сосудистой
      системы
      В состоянии покоя

      58

      72

      80

      В состоянии после нагрузки

      88

      107

      122

      Прирост частоты сердцебиений

      30

      35

      42

    2. сделайте вывод об оценке своей физической
      подготовленности.

    Подведение итогов урока, домашнее задание – 5
    минут.

    Домашнее задание подготовится к проектной
    деятельности.

    Тема: прогноз погоды устами медика.

    (О профилактике некоторых заболеваний)

    Ход работы

  • выбор исследуемой группы людей (ваш класс или
    семья)
  • сбор информации о частоте возникновения
    простудных заболеваний в прошлом году с помощью
    сотрудника медицинского кабинета школы или
    сведений из классного журнала о пропусках по
    болезни.
  • сопоставление этих сведений с прогнозом погоды
    по собственным наблюдениям или подшивкам газет.
  • выводы о предупреждении простудных
    заболеваний.
  • защита проекта: сообщение или оформление в
    письменной форме.



  • Следующий: