Завоевание Римом Италии урок истории, 5-й класс


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: подвести учащихся к
пониманию того, что Римское государство с самого
возникновения носило ярко выраженный военный
характер.

Задачи:

  • познакомить учащихся с организацией и
    вооружением римского войска, раскрыть причины
    победы Рима над Италией, добиться усвоения
    учащимися основных понятий урока;
  • продолжить формирование умений: сравнивать и
    делать выводы, работать с картой, с
    дополнительной литературой, с тестовыми
    заданиями, на линии времени;
  • продолжить воспитание интереса и уважения к
    мировой истории;

Основные понятия: галлы, легион,
легионер, легат, манипула, катапульта.

Оборудование: презентация, учебное
электронное издание «История древнего мира» 5
кл., карта «Древняя Италия», распечатка отрывка
из древнеримских преданий.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию (вопросы 1
с.211, 1 с.216)

II. Изучение нового материала

1) Вводная часть

Учитель объявляет тему урока (слайд 1 Презентации)

Мотивационный момент: работа с картами (слайд 2 Презентации):

? Сравните эти карты, какие изменения
на них вы видите?
? Предположите, с чем эти изменения
связаны?
? Что необходимо государству для
успешных завоеваний?

Учащиеся должны связать изменения на карте с
завоеваниями Рима, успех которых определялся
наличием у римлян сильного войска.
Учитель объявляет цель урока для учащихся (слайд
3 Презентации) и его
план.

2) Нашествие галлов

Учитель указывает на то, что страшные испытания
вынудили римлян провести в своей армии серьезные
преобразования, этим испытанием стало нашествие
галлов.
Далее следует выступление ученика,
получившего опережающее задание. Рассказ о
нашествии галлов сопровождается иллюстрациями
(слайд 4 Презентации).
Новые даты и термины учащиеся записывают в
тетрадь.

Учитель подчеркивает, что после галльского
нашествия римляне многое изменили в своем
войске, значительно усилив его.
Учитель ставит перед классом вопрос, на который
ребята должны дать ответ к концу урока:

? В чем сила римского войска?

3) Набор и подготовка римской
армии

Рассказ учителя о том, что на службу в римское
войско призывались с 17 до 45лет и только
земледельцы. (слайд 5 Презентации)

? Как вы думаете, почему на военную
службу бедняков не брали?

Учащиеся способны прийти к выводу о том, что
бедняку нечего защищать, т.к. у него ничего нет, в
отличии от земледельца.

? Подумайте, как такая система набора
могла сказаться на моральном духе, настрое
войска римлян?

Далее учитель рассказывает о подготовке
воинов, их обучении военному делу, а также о той
дисциплине, которая царила в римской армии.
Иллюстрацией к рассказу станет отрывок из
древних римских преданий о поступке консула
Манлия Торквата, казнившего собственного сына за
нарушение его приказа (учащиеся имеют
распечатку отрывка на партах).

? Подумайте, какие качества должны
были воспитать в юношах такие предания?

4) Состав и вооружение войска

Учитель показывает основную единицу римской
армии (слайд 6 Презентации)
– легион, его составляющие отряды, знак легиона.
Затем рассматривая иллюстрации (слайд 7 Презентации) учащиеся
должны определиться с тем как был вооружен
римский легионер:

? Какие рода войск представлены в
римском войске?
? Сравните вооружение легионера с
воинами других стран?

Здесь учащиеся быстро перечислят сходное для
воинов древнего мира вооружение, а для понимания
отличий необходимы пояснения учителя
(обоюдоострый меч, новая форма шлема, утяжеленный
конец копья).

? Подумайте, в чем преимущества
обоюдоострого меча?
? Какие преимущества имел
усовершенствованный римлянами шлем?
? С какой целью на щите легионера в
центре располагалась железная шишка?

Завершая эту часть урока учитель подводит
учащихся к выводу:



? В чем сила римского войска? (Обученность,
вооружение, дисциплина)

5) Боевая тактика римлян

Рассказ учителя с использованием схемы
построения римского войска (слайд 8 Презентации)

? В чем преимущества римского легиона
в сравнении с македонской фалангой?

Таким образом, новая боевая тактика делала
римское войско одним из сильнейших в древнем
мире.

6) Установление господства Рима в Италии

Рассказ ученика (в рамках учебника) при помощи
иллюстраций (слайд 9 Презентации).
Учащиеся записывают дату и новые слова в тетрадь.

? Как вы думаете, почему Пирр не смог
окончательно разгромить римлян?
? Для Пирра кумиром был Александр
Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на
помощь Пирру в борьбе с римлянами?

Учитель подводит итог: Рим установил свое
господство над Италией.

III. Закрепление материала (слайд 10 Презентации)

? Покажите на карте территорию Римской
республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э.
? В результате каких событий появились
крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе
побежденным»?
? В чем причины установления господства
Рима над Италией?
? В чем сила римской армии?
? Нанесите на линии времени даты,
связанные с нашествием галлов и царя Пирра на
Рим. Сколько лет прошло между этими событиями? (Все
учащиеся в тетрадях, один у доски, с
последующей проверкой при помощи анимации).



Ответьте на вопросы теста (учащиеся в тетрадях,
один – у доски, с последующей проверкой при
помощи анимации) (слайд 11 Презентации):

1. Римский воин:

А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.

2. Во время нашествия галлов Рим спасли:

А) волки; Б) гуси; В) утки.

3. Войсковое соединение римской армии:

А) легион; Б) преторий; В)фаланга;

4. Кто служил в римских легионах:

А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.

5. Полководец, пытавшийся защитить греческие
колонии Италии от Рима:

А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.

6. Богиня Юнона-покровительница:

А) женщин; Б) ремесел; В) науки.

7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами
принесла атака:

А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.

8. Когда Рим установил свою власть над Италией:



А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..

Отметки за урок.

Домашнее задание: §45 (разделы 2, 3), §46
(раздел 3).




Следующий: