Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. 8-й класс

Цель:

  • Изучить влияние климата на здоровье и
    хозяйственную деятельность человека.
  • Развивать критическое мышление в процессе
    приобретении знаний, умение анализировать,
    синтезировать, прогнозировать и делать выводы.
    Понимать практическую значимость для человека
    изучения данной темы.
  • Воспитание любви к окружающей природе,
    понимание необходимости ее охраны. Создать
    условия для формирования познавательного
    интереса к географии, воспитания культуры
    общения со сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: технология критического
мышления, проблемного обучения.

Приемы работы: работа с учебным
текстом (выделение главной мысли, работа с
определениями), работа с картой (сопоставление,
нахождение нужной информации), презентация,
прием «Фишбоун», прием заполнения
«Маркировочной таблицы», беседа.

Оборудование: презентация, карты:
физическая, климатическая, степени
благоприятности природных условий, листы бумаги
А-4: (схема «Фишбоун»), «Маркировочная таблица».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. «Беглое» чтение текста. Тема:
«Зависимость человека от климата.
Агроклиматические ресурсы». (4-5 мин.)
2. Прием «Инсерт» – знаковая работа с текстом:

А) после «беглого» прочтения текста на
полях книги при помощи карандаша отметить места
с информацией: (первичная рефлексия)

С-1


V

+

!

Я уже знал Я это узнал сегодня Не знаю, хочу спросить Это интересно!

3. Учитель: С-2

Рассуждаем:

А) Докажите, что природа – источник
существования человека.
Б)Как вы думаете, почему первые древние
цивилизации на Земле возникли не на Севере?
В) Какие природные условия можно считать
комфортными для жизни человека?

4. Учитель:

Здоровье и самочувствие людей зависит от
климатических и погодных условий. В районах с
недостатком солнечной радиации у детей
развивается рахит, а в районах с преобладанием
пасмурной погоды хорошо чувствует себя
туберкулезная палочка и развивается туберкулез
легких, бронхиты, воспаления легких, сс
заболевания. В районах, имеющих низкие
температуры в течение года, развивается у
человека болезнь опорно-двигательной системы.

5. Работа со схемой: С-3

6. Работа с картами. С-4

Исследовательская работа:

А) Сравнить карты: «Плотность населения России»
(С-4) и «Климатическая карта России»
(атлас с.14)

Ответить на вопрос: В каких
климатических поясах наибольшая и наименьшая
плотность населения?

Б) Сравнить карты: «Климатическая карта
России» (атлас с.14) и «Физическая карта России» (С-5).

Задание: Выявить климатические районы
здоровья.

В) Сравнить полученный результат исследования
с данными карты «Степень сбалансированности
природных условий» (атлас с.30).

Г) Вывод о проделанной работе.

7. Учитель: Переходим к изучению второй
части темы урока: «Агроклиматические
ресурсы»:

А) найти в тексте учебника (с.73) понятия:
– «агроклиматические ресурсы»,
– «агроклиматология».

Б) какие климатические условия необходимы для
жизни растений? (с.73)

В) можете ли вы предположить: в каких районах
нашей страны выращивают теплолюбивые культуры,
такие, как рис, чай, арбузы и неприхотливые: овес,
лен, картофель?

8. Учитель: С-6 (прием «Фишбоун»):

Проблема: «Неблагоприятные
климатические явления приносят большой
вред сх. Возможны ли пути решения проблем?»

Возможные варианты ответов: причины –
засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы,
град и гололед, заморозки (влияние их на сх).

Вывод: (Или пути решения проблемы).
Прогноз погоды, правильная обработка почвы,
посадка деревьев и т.д.

9. Показ презентации: С-7
(«Неблагоприятные климатические явления»).

10. Учитель: Заполним таблицу, внесем в
нее новые мысли (индивидуальная работа)


V

+

!

Я уже знал Я это узнал сегодня Не знаю, хочу спросить Это интересно!

11. Рефлексия:

Выразить свою точку зрения на изученный
материал (С-8) – практическое применение
полученных на уроке знаний в личной жизни?

12. Домашнее задание: п.11.

Вопрос: Какие неблагоприятные условия
в вашей местности связаны с климатом?

Следующий: