Защитники Отечества в произведениях русского искусства. Элективный курс на интеграционной основе для кадетов 9-го класса

Пояснительная записка

Моя работа, как и деятельность всего
педагогического коллектива Тамбовского
кадетского корпуса, ориентирована на реализацию
методической темы кадетской школы-интерната:
“Совершенствование героико-патриотического
воспитания подрастающего поколения на
героических традициях нашей Родины в учебной и
внеклассной работе”.

В основе содержания и структуры предлагаемой
программы лежит концепция литературного
образования на основе творческой деятельности. В
целом курс ориентирован на базовый компонент
литературного образования, разработанный в
Министерстве образования Российской Федерации.

Содержание учебного материала соответствует
целям предпрофильной подготовки и обладает
новизной для учащихся, что составляет
актуальность обучения по данному курсу.

При оставлении рабочих материалов курса я
выстраивала систему лекционных и практических
занятий таким образом, чтобы в равной степени
реализовать как узко предметные задачи, так и
кадетский компонент. Цель реализации кадетского
компонента – подготовка патриота,
государственно-мыслящего, готового брать на себя
ответственность за судьбу своей страны;
инициативного, самостоятельного, мобильного
гражданина с лидерской позицией; просвещенного,
культурного, разумного, зрелого в суждениях
человека, благородного и благопристойного
мужчины, заботливого семьянина.

Общеизвестно, что литература может серьезно
повлиять на формирование внутреннего мира
человека. Вся система воспитательной работы на
уроках направлена на то, чтобы в каждом кадете
всесторонне развивать духовные и физические
способности, правильно образовывать характер,
глубоко укоренить понятия благочестие и долга и
твердо упрочить задатки тех нравственных
качеств, которые имеют первостепенное значение в
воспитании гражданина, служащего Отечеству.
Воспитательный процесс в кадетской
школе-интернате решает следующие задачи:

  • воспитать патриота и гражданина России;
  • сформировать у кадетов правосознание и
    государственное мышление, осознанную
    дисциплину;
  • подготовить воспитанников к осознанному
    служению обществу, государству, к успешной
    адаптации в обществе, умению вступать в
    коммуникативные связи на отечественном и
    мировом уровнях;
  • сформировать в кадетах умение объективно
    оценивать действительность, делать обоснованные
    выводы, принимать решения и действовать в
    соответствии со своими жизненными установками;
  • привить ценности, основанные на исторических
    традициях, нравственном, духовном и культурном
    наследии Отечества;
  • воспитать чувство собственного достоинства,
    стремления к самоутверждению, к исполнению
    долга, желание достигнуть поставленных целей, к
    непрерывному совершенствованию;
  • воспитывать бережное отношение к природе,
    стремление сохранить ее и умение жить с ней в
    гармонии и мире.

Ориентирован на это и предлагаемый курс.

Цели и задачи курса

Ученик будет знать:

  1. О неоднозначном отношении авторов
    произведений к важным событиям русской истории,
    выраженном в произведениях искусства разных
    жанров;
  2. О нравственных ценностях разных эпох;
  3. Различные способы выражения патриотической
    идеи.
  4. Содержание художественных текстов или
    фрагментов, выбранных для изучения, а также их
    авторов.
  5. Наиболее существенные особенности методов и
    стилей изученных авторов.

Ученик будет уметь:

На элементарном уровне анализировать
предложенные фрагменты художественных текстов,
т. е.

- соединять образы, масли, чувства, наполняющие
текст, с собственным личным опытом, с пережитым в
реальности:

- видеть тему и идею произведения;
- выделять эпизода в тексте;
- видеть закономерность в композиционной
структуре;
- характеризовать образ героя;
- уловить основную эмоциональность
художественного текста и динамику авторских
чувств;
- оправдать содержанием литературного
произведения смену эмоциональных мотивов в
чтении;

- различать художественные произведения в их
родовой и жанровой специфике: на элементарном
уровне оценивать и комментировать
художественный текст с точки зрения его
содержания и формы;
- пользоваться аппаратом книги, словарями
литературоведческих терминов, справочниками и
энциклопедиями;
- характеризовать главных героев произведения,
выявлять в каждом общее и индивидуальное,
объясняя связь героев и событий в произведениях.

Ученик будет иметь опыт:

  1. Публичного выступления и выразительного
    чтения.
  2. Сопоставления произведений разных видов
    искусства.
  3. Создания исследовательского проекта.

Содержание курса


Часы

Темы практических занятий и
лекций

Виды деятельности учащихся

1

Введение. Знакомство с программой
курса. Постановка целей и задач.

“Защитники
Земли Русской: Александр Невский”

Слушают, конспектируют, задают вопросы.
Участвуют в планировании деятельности.

1

“Слово о полку Игореве” в музыке,
живописи, литературе.
Слушают, конспектируют, участвуют в
дискуссии, задают вопросы, знакомятся с
выразительными возможностями разных видов
искусства, готовят сообщения

2

Герои Отечественной войны 1812 года в
жизни, истории, литературе
Слушают, конспектируют, комментируют
особенности отношения к героям в исторических
документах и литературных произведениях,
готовят презентации

1

Защита границ Отечества в
произведениях русской литературы.
Знакомятся с историческими аспектами
вопроса, изучают литературные, военные и
исторические документы, учат стихи, анализируют
тексты, готовят презентации и сообщения

3

“Поэзия подвига”

(поэты и писатели
Тамбовщины о Великой Отечественной войне)

Знакомятся с краеведческим материалом,
готовят презентации, защищают рефераты и
исследовательские работы

2



Проявление русского национального
характера в годы Великой Отечественной войны
Отражение идеи произведения “Судьба
человека” в трактовке М. Шолохова и С.
Бондарчука: выполняют сопоставительный анализ

2

Сталинградская битва: исторические
факты и их художественное отображение
Слушают, конспектируют, задают вопросы,
выступают с сообщениями, готовят презентации,
учат стихи, анализируют прозу

Таким образом, курс рассчитан на 12 часов
лекционно-семинарских занятий.

Комментарии к содержанию программы

Занятие 1 (1 час).

Образ мужественного князя, защитника Отечества
целесообразно разобрать в ходе
урока-исследования по древнерусской литературе
на материале «Жития А. Невского». С этим
материалом учащиеся уже знакомились, но целью
этого занятия является процесс интеграции
разных видов искусства для постижения учебного
материала, попытка научить пользоваться
межпредметными и надпредметными компетенциями.
Основная цель урока: сравнить образ А. Невского
как исторического деятеля и как героя житийной
литературы. Тема занятия включает в себя
возможность интеграции предметов, таких как:
литература, Основы Православной Культуры,
история, живопись, архитектура и музыка. Для
интенсивного использования времени на уроке
данную тему можно проработать по педагогической
технологии «Метод проекта» или же дать
предварительное задание группе учащихся. Таким
образом, каждый кадет может реализовать свой
потенциал в этом уроке и раскрыть свои
творческие способности через работу с тем
направлением искусства, которое ему ближе.

Занятие 2 (1 час).

Работа ориентирована на интеграцию
произведений искусства, в той или иной степени
использующих образы жемчужины древнерусской
литературы. “Слово о полку Игореве» — яркое и
вечно живое явление не только литературы
древнерусской, но и новой — XIX–XX веков. В ходе
занятия учащиеся знакомятся как образы
«Слова» использованы в стихах о России
(поэзия А.Блока) и в произведениях И.Бунина.
Литературные и исторические образы в живописи
(обращение к «Слову» художников Н.Рериха,
В.Васнецова и В.Фаворского). «Слово» как
основа сюжета оперы А.П. Бородина «Князь
Игорь». Объединяющей идеей всех
представленных произведений является призыв к
единению русских людей ради спасения Отечества.

Занятие 3 (2 часа).

На этом уроке мы будем говорить о героях этой
войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу
историю России. Им были посвящены многие
замечательные произведения русской литературы.
О славе и доблести героев нашей армии говорят
сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка,
Музей-панорама «Бородинская битва».

. Судьбы и гражданский подвиг героев 1812 года
вдохновляли М.Лермонтова, Л.Толстого, М.Цветаеву
и других русских литераторов. Толстой как
величайший гуманист в романе «Война и мир»
выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает
красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских,
и французов. Трагедия “раздвоения” России
выражена в стихах М.Цветаевой.

Занятие 4 (1час).

Тема занятия ориентирована на кадет
пограничного класса (гуманитарный профиль). В
процессе работы учащиеся знакомятся с
историческими документами и художественными
произведениями. Среди материалов для
исследования можно использовать книги Зайцева,
Вертелко. Значительно расширить круг
произведений позволит использование
педагогической технологии “Метод проекта”.

Занятие 5 (3 часа).

Занятия с использованием краеведческого
материала и произведений тамбовских писателей и
поэтов, посвященных защите Родины в годы Великой
Отечественной войны.

Именно любовь к отчему краю стимулирует
творческое вдохновение, становится для
писателей, художников, музыкантов предметом
ярких художественных обобщений. Они по-особому
близки и понятны человеку, выросшему на этой
земле.

Занятие 6 (2 часа).

Цель урока – определить, как проявился русский
национальный характер советских людей в годы
Великой Отечественной войны (в тылу фронта, в
партизанском движении, в плену). Это попытка
постичь своеобразие русской ментальности на
примере жизни человека, прошедшего испытания
войной. Необходимо подвести учащихся к мысли о
значимости идейных убеждений русских людей в
годы войны 1941–1945 гг. Можно использовать
фрагменты документальных фильмов о Великой
Отечественной войне и фильма С.Бондарчука
“Судьба человека”.

Оборудование:

  • историческая карта “Великая Отечественная
    война 1941 – 1945 гг.”;
  • фильм С.Бондарчука “Судьба человека”;
  • отрывки из документальных видеофильмов.

Занятие 7 (2 часа).

Сталинградская битва — одно из важнейших
событий Великой Отечественной войны, пример
несгибаемого мужества, нечеловеческой
стойкости, беспримерной любви советского
человека к своей родине, своей земле. Сталинград -
страница истории, написанная кровью, страница,
которую нельзя забыть. История героев, которым
нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном
долгу.

Интегрированный урок, изучающий
историко-литературные аспекты Сталинградской
битвы. Основной целью занятия служит создание
условий для воспитания чувства патриотизма и
гордости за свою страну и её народ. Для этого
необходимо с исторической точностью
охарактеризовать значимость Сталинградского
сражения как коренного перелома в Великой
Отечественной и во Второй мировой войне,
раскрыть причины победы советского народа в
битве на Волге, проанализировать ключевые
эпизоды из художественных произведений,
отображающих Сталинградскую битву

Темы зачетных исследовательских работ
(примерный перечень):

  1. Батальные сцены в произведениях русской
    литературы: историческая и военная точность (А.С.
    Пушкин “Полтава”, М.Ю. Лермонтов “Бородино”,
    Л.Н. Толстой “Война и мир”, “Севастопольские
    рассказы”).
  2. Образы защитников родной земли в русском
    фольклоре.
  3. Изображение отношения к поверженному
    противнику в произведениях русской литературы.
  4. Литература блокадного Ленинграда.
  5. Защита Отечества в произведениях писателей и
    поэтов Тамбовщины.



Следующий: