Защита проектов Выдающиеся представители русской литературы

Цели:

  • Закрепить и расширить знания о жизни и
    творчестве русских писателей и поэтов, изученных
    в 4 классе;
  • Совершенствование навыков исследовательской
    творческой деятельности, самостоятельности;
    развитие творческих способностей;
  • Развитие связанной русской речи, обогащение
    словарного запаса; совершенствование навыков
    выразительного чтения.

Оборудование:

  • портреты русских писателей и поэтов,
  • карточки с заданиями для групповой работы,
  • плакат с пословицей «Кто много читает, тот
    много знает»,
  • проекты учеников.

Оформление доски:

  • на доске висят плакат с пословицей «Кто много
    читает, тот много знает»
  • портреты русских писателей и поэтов:
    А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Ф.И.Тютчева, Л.Н.Толстого,
    С.Я.Маршака, Агнии Барто, Н.Носова.

Ход урока

I. Оргмомент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

II.Сообщение целей урока.

- Сегодня мы с вами обобщим и закрепим знания о
русских писателях и поэтах, изученных нами на
уроках литературного чтения, и защитим проекты,
написанные вами.

III. Вводное слово учителя.

- Пословица гласит: «Кто много читает, тот много
знает». Писатели и поэты нам рассказывают о
многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живём,
о прошлом, настоящем и будущем нашей страны и
людей. Книги помогут понять окружающую среду,
жизнь, поэтому их надо читать вдумчиво, бережно,
внимательно.

- А сейчас мы с вами проведём небольшую
викторину и посмотрим, какие вы читатели?

IV. Литературная викторина «Назовите
произведение и автора»

1.

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью
Не пойдёшь — поведут поневоле. (А.С.Пушкин.
«Сказка о рыбаке и рыбке»)

2.

Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой. (К.Чуковский. «Мойдодыр»)

3.

Пообедал я сперва
За решёткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы. ( С.Маршак. «Где обедал
воробей?»)

4.

Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальцем,
Про такого пишут тут
«Он хороший мальчик». (В.Маяковский. «Что такое
хорошо:»)

5.

Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые —
Все скорлупки золотые. (А.С.Пушкин. «Сказка о царе
Салтане»)

- Читатели вы, оказывается, не плохие!

V. Закрепление и повторение изученного.

- Давайте, ребята, вспомним с вами писателей и
поэтов, с которыми мы знакомились на уроке
литературного чтения. Для этого мы выполним с
вами несколько групповых заданий.

Класс разделён на четыре группы. Каждой группе
учитель раздаёт карточки с заданием.

1. Выполнение заданий по группам.

- Задание: вы должны выразительно прочитать
отрывок из произведения, назвать автора и
название произведения.

Всем группам даётся одинаковый отрывок из
произведений. Они готовятся читать выразительно,
вспоминают автора и название произведения и
отвечают.

Задание 1.

1.

«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!»
«Ворона и лисица» (И.А.Крылов)

2.

«Ах, я чем виноват?» —
«Молчи! Устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
«Волк и ягнёнок» (И.А.Крылов)

- А кто такой Крылов?

- Он баснописец.

- Что такое басня?

- Басня — это короткий занимательный рассказ в
стихах и прозе, в которых героями являются люди,
животные. В баснях высмеивается грубость,
зазнайство, хитрость, глупость и другие плохие
качества людей

- Какую знаменитую басню написал Крылов?

- «Стрекоза и муравей».

- Давайте, сейчас мы с вами послушаем эту басню.

Три заранее подготовленных ученика
выразительно читают эту басню наизусть.

- Какова мораль этой басни?

- Нельзя жить, как стрекоза беззаботно. К зиме
нужно готовиться ещё летом.

Задание 2.

Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят:
«Весенние воды» (Ф.И.Тютчев)

- Что изображается в стихотворениях Тютчева
Ф.И.?

- В своих стихотворениях Тютчев раскрывает
красоту русской природы.

- А сейчас послушаем стихотворение Тютчева
«Есть в осени первоначальной»

Один ученик выразительно читает это
стихотворение наизусть.

Задание 3. О ком эти слова?

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
«Няне» (А.С.Пушкин)

Ученица читает стихотворение «Няне» наизусть.

VI. Защита проектов.

1. Проекты об А.С.Пушкине.

- Давайте, сейчас мы с вами начнём защиту
проектов. Приглашаем учеников, которые написали
об А.С.Пушкине.

Ученики защищают свои проекты, несколько
учеников прочитают свои любимые стихотворения
А.С.Пушкина. Также знакомят своим творчеством.

Солнышко с утра встаёт
И в окошко сильно светит.
Просыпаюсь я с утра,
Лицо, руки умываю
И зарядку начинаю.
Одеваюсь аккуратно,
Собираю я тетрадки,
Ручки и карандаши —
Всё, что нужно для души.
(Аристархов Сергей)

Лучший год.
Год свинюшки к нам пришёл
Все ребята рады,
Потому что этот год
В честь ребёнка назван.
(Петрова Наташа)

2. Проекты о Л.Н.Толстом.

- А сейчас послушаем учеников, которые
расскажут о Л.Н.Толстом.

Стихотворения детей:

В школе.

В школе мы танцуем,
В школе мы решаем,
В школе маршируем,
Там же и играем.
(Артемьева Анна)

Когда придёт сентябрь,
И в школу мы пойдём.
Ручки, книги и тетради
Мы с собой возьмём.
(Егоров Костя)

3. Игра «Собери пословицы».

Каждой группе раздаётся карточка с пословицей
(каждое слово на отдельном листочке). Группа
должна собрать пословицу, прочитать и объяснить
значение пословицы.

1. Хочешь много знать, надо мало спать.

2. Кто любит трудиться, тому без дела так и не
сидится.

3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

4. Проекты про С.Я.Маршака.

Ученики защищают свои работы. Двое прочитают
свои любимые стихотворения С. Маршака.

5. Игра «Кто этот герой?»

Карточки с отрывком из разных произведений
раздаётся каждой группе. Они готовятся,
прочитают отрывок выразительно, называют героя и
автора произведения.

1.

Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет?
(Ш.Перро. «Золушка»)

2.

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла:
Кто мастерица эта была?
(Царевна-лягушка — сказка «Василиса
Премудрая»)

3.

Прокатиться мы решили
С ветерком в автомобиле,
Правда, в сказке вам сказали:
Сами мы его создали.
Ведь такого нет нигде.
Ездит он на газ-воде.
И сироп в нем вместо смазки,
Из какой, друзья, мы сказки?
(Сказка Носова «Приключения Незнайки и его
друзей»)

4.

Оглядев с тревогой тир,
Говорит в ответ кассир:
- Вам придётся на колени,
Дорогой товарищ, встать —
Вы же можете мишени
Без ружья рукой достать.
(С.Михалков. «Дядя Стёпа»)

6. Проекты об Агнии Барто и Н.Носове.

Творчество ученика: стихотворение «Я рано
утром встану».

Я рано утром встану
И в поле побегу.
Нарву букет цветов я
И маме подарю.
А вечером я маме
Пирог есть помогу,
А если торт предложат,
И торт я съест смогу.
(Андреев Олег)

VII. Подведение итогов урока.

- Вот и закончился наш урок. Вы все очень хорошо
поработали. Молодцы!

Использованная литература.

1. Василенко Г.И., Ерёменко Н.И., Касаткина Н.А. Дни
наук в начальной школе. — Волгоград: Учитель, 2006.

Следующий: