Защита проекта Мифы народов мира

«Глубокое проникновение в культуру прошлого
и культуру других народов сближает времена и
страны». Д.С. Лихачев.

Цели:

  • Обобщение изученного по теме “Мифы народов
    мира”;
  • Формирование представлений учащихся о
    древнейших сказаниях, повествующих о
    происхождении вселенной и человека;
  • Привитие эстетического вкуса;
  • Нравственное воспитание подростков.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые
коллеги! Сегодня у нас очень интересный урок.
Тема урока “Мифы народов мира”.

Сегодня мы обобщим знания по изученным мифам
народов мира, а также ребята познакомят нас со
своими проектами, подготовленными по
самостоятельно прочитанным мифам (кельтскому (Приложение 2), индийскому (Приложение
3), славянскому (Приложение 1)).

  1. Повторение.

А сейчас вспомним, что же изучали мы на
предыдущих уроках.

  1. Беседа по вопросам.
  • Итак, что же такое мифы?

Мифы – древнейшие сказания, повествующие о
происхождении вселенной и человека, тайнах
рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и
любовных переживаниях богов, царей и героев.

  • Кто же создавал мифы?

Все народы мира с древних времен создавали
мифы. Они рождались из естественной
любознательности людей, их стремления понять и
объяснить действительность. В мифах переплетены
донаучные представления о природе и обществе,
ранние элементы религии, философии, искусства.

  • Какую практическую роль играли мифы в жизни
    древних людей?

При помощи мифов древние люди пытались
объяснить мир, в котором они жили.

Чем, по-вашему, мифы отличаются от сказки?

Сказка – это придуманные истории. Все
знают, что происходящих в них событий на самом
деле не было, что это чистый вымысел.

Мифы

– это другое дело. Это предание, в
которое верил весь народ, живший в определенную
эпоху, в определенном месте. Мифы в образной
форме выражают представления об окружающей
действительности (явлениях природы,
человеческой натуре, отношениях между людьми).

  • Чем мифы отличаются от реальных историй?

История рассказывает о настоящих событиях и
героях минувших эпох. Тогда как действие мифа
отнесено к особому доисторическому времени –
эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для
древнего человека существующий миропорядок
обусловлен событиями мифического времени, и все
происходившее в этом доисторическом времени
приобретает значение примера, образца для
подражания.

  1. Слово учителя.

- Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в
мифологических образах. Мифы давали законченную
картину мироустройства. Они передавались из рода
в род и воспринимались как духовное завещание
предков, в котором сосредоточен опыт и вековая
мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа
утверждалась непреложная система ценностей и
норм поведения, закреплялся существующий
порядок в мире на том основании, что как было
всегда.

Тогда, ребята, в те далекие времена, не
существовало наук, не было космических ракет,
океанских лайнеров, способных совершать
кругосветные путешествия и таким образом давать
людям представление о границах мира. Поэтому во
всех уголках планеты зарождались свои мифологии,
способные объяснить тайны природы и нарисовать
свою картину мира.

  1. Работа по карте.

Давайте посмотрим на географию основных
мифологий мира.

(На доске развернутая карта мира, на которую
учитель прикрепляет примеры различных (основных)
мифологий мира).

  • Для индейцев Северной Америки койот –
    священное животное. Благодаря ему луна и солнце
    освещают мир.
  • Один – бог победы, верховный бог викингов. Он
    забирает к себе воинов, павших в битве.
  • Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут
    его Юпитер.
  • Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач,
    музыкант и волшебник.
  • Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не
    должен останавливать свой бег по небу, иначе мир
    погрузится во тьму.
  • Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у
    колыбели мира.
  • В Австралии Радужный змей – создал природу.
  • На Руси – Сварог дал жизнь солнцу. (Даждьбогу),
    Перуну, Яриле.
  1. Вывод.

- Посмотрите, ребята, везде, на всех континентах,
люди рассказывали предания, которые описывают
деяния богов и помогают объяснить тайны мира.

  1. Мифы о сотворении мира.
  1. Слово учителя.

Повсюду людей волновали одни и те же вопросы.
Что было до того, как появились небо и земля?
Откуда взялись первые боги? Многие мифы
повествуют о том, что в самом начале мир
представлял собой только безбрежную водную
гладь. Так считали, например, жители Японии и
Месопотамии. Другие народы полагали, что мир
возник из пустоты: викинги думали, что он
появился из ледяной бездны, греки утверждали, что
из хаоса. В мифологиях разных народов, включая
индийцев, финнов, китайцев, распространен образ
мирового яйца, из которого возникла Вселенная
или бог – творец.

  1. Беседа по вопросам.
  • Вспомните, как повествуют о создании жизни на
    земле славянский “Народный миф о Солнце” и
    индийский миф “Творение”.
  • Найдите общую черту в этих мифах. (Эти мифы
    объясняют, как зародилась жизнь на земле).
  • Найдите основное отличие этих мифов. Как
    по-разному они смотрят на место человека в мире?
    индийском мифе человек – равноправное существо
    между всех живых существ. В славянском мифе –
    человек отмечен богом от всех живых существ,
    светом разума и способностью к речи.)
  1. Защита проекта.

А сейчас нам представит свой проект (Музыка
Валерий). Он расскажет нам ещё один славянский
миф о творении “Сказание о
Первоводе”.



(Ученик показывает свою собственную
иллюстрацию к мифу, который он самостоятельно
прочитал, а также делает сообщение о других
поверьях славян, связанных с водой.)

Вывод: Вот ребята, мы познакомились с
ещё одним мифом о творении. Так себе объясняли
наши предки возникновение воды на Земле.

- Итак, давайте ещё раз повторим, о чем же
рассказывают нам мифы о сотворении мира. (Мифы о
сотворении мира повествуют нам о том, как
появился мир на Земле, как появились небо и
звезды, солнце и облака, откуда на Земле
появились звери, птицы, откуда появился человек.)

  1. Викторина.

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим
иллюстрации на доске.

(На доске прикреплены две иллюстрации к мифам:
“Шестой подвиг Геракла. Скотный двор царя
Авгия” и “Богатырь Тор”)

  • Какие герои изображены на картинах? (Геракл,
    Тор).
  • Назовите те характерные черты, по которым вы
    узнали героев мифов?

  1. Это иллюстрация к мифу “Скотный двор царя
    Авгия”. Геракл раздвигает стену и направляет
    воду двух рек, чтобы очистить скотный двор от
    навоза. Характерные черты Геракла – это
    мужество, сверхъестественная физическая сила и
    выносливость, ум и смекалка.)
  2. Вторая иллюстрация изображает бога грома Тора.
    Тор – скандинавский бог грома, ветров и дождя.
    Тор обладает недюжинной силой, он защитник богов
    и людей, враг великанов. Этот рыжебородый бог –
    сын Одина и земли Ёрд. Его оружие – молот
    Мьёлльнир, который ему выковали карлики, едет он
    на колеснице, запряженной двумя козлами.)
  • Назовите общие черты, которыми греки наделили
    героя Геракла, а скандинавы — бога Тора? (Невероятная
    сила, мужество. Своим долгом и полубог Геракл, и
    бог Тор считают – защиту богов и людей, а высшей
    доблестью – мужество в битвах со злом.)

Вывод: То есть, можно отметить, что в мифах
у разных народов отразились похожие
мировосприятия и понимания добра и зла, чести и
бесчестия.

  1. Защита проектов.

Учитель: А сейчас, в подтверждении этих
слов, следующий ученик (Горин Владислав)
представит свой проект: “Миф о герое
Кухулине”. Это герой кельтских мифов, он самый
знаменитый герой ирландских саг.

А теперь послушаем защиту следующего проекта.
Его представит (Лопухов Артем). “Миф о
благородном боге Индре”. Индра – самый
великодушный и почитаемый бог в древней Индии.

Вывод: Ребята, мы познакомились с еще
двумя мифологическими героями: Отчаянным
смельчаком и силачом героем Кухулином и великим
и могучим богом Индрой.

Давайте посмотрим, что общего у этих двух
героев мифов? Какими чертами наделены оба эти
героя? (Сила, мужественностью, честь и
благородство. Стремление помогать людям).

  1. Обобщение.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами смогли
“окунуться в безбрежное море”, “сокровищницы
мировой культуры”. Мы говорили о мифологии,
великом и прекрасном творении древних
цивилизаций.

А сейчас, в заключении урока я хотела, чтобы вы
ответили на некоторые вопросы (вопросы на
доске)

  • Из какого языка пришло слово миф? Что оно
    означает? (Слово “ миф” — греческое и означает
    “предание”, “сказание”).
  • Кто был создателем мифов? (Создателем мифов
    были древние народы).
  • О чем рассказывалось в мифах? (В мифах
    повествуется о происхождении мира и человека, а
    также о деяниях древних богов и героев).
  • Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих
    пор тревожат умы человечества? (Вопросы чести,
    долга, нравственности).
  • Чем интересны мифы древних народов нам,
    современным людям? (Они рассказывают о том, как
    жили, во что верили, как понимали мир наши предки).

А теперь, ребята, давайте прочитаем слова Д.С.
Лихачева, которые вынесены эпиграфом к нашему
уроку:

“Глубокое проникновение в культуру прошлого
и культуру других народов сближает времена и
страны”.

  • Как вы понимаете эти слова? (Читая мифы разных
    народов, мы глубже узнаем культуру и верования
    людей. Знакомясь с ними, мы лучше понимаем их
    нравы и обычаи, а понимание – это ключ к доверию)
  1. Заключение.
  • Изображая своих богов и героев, древние люди
    воплощали в них самые лучшие и самые благородные
    качества человека.
  • Положительные герои наделялись беззаветной
    отвагой, благородным мужеством, великой силой.
  • Враги же – коварством, подлым вероломством,
    омерзительной жадностью.
  • Но везде и всегда – Добро побеждает Зло. Честь и
    мужество одерживает верх над низостью и
    трусостью.
  • Благородство и любовь всегда побеждает
    коварство и жадность. Эти непреложные истины
    доходят к нам через века. Прошли тысячи лет,
    многие древние цивилизации стерты с лица Земли,
    но Великие идеи Света, Добра и Чести и сегодня
    являются самыми актуальными, самыми
    современными!
  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему: “Какой
герой мифологии кажется мне самым отважным и
почему”.




Следующий: