Заседание художественного совета


По программе А.Г. Кутузова в каждом классе
выделяется теоретико-литературная проблема.

5 класс – жанры;
6 класс – жанры и роды;
7 класс – характер – герой – образ;
8 класс – литература и традиция;
9 класс – автор – образ – читатель.

Что сказал писатель всем людям? Что сказал он
мне? Как я отношусь к сказанному? Эти три вопроса
– главное в изучении литературы
девятиклассниками.

А поэтому главной целью становится
интерпретация художественного произведения
учащимися.

После каждой темы предлагается творческий
практикум. Это и сочинения, семинары, дискуссии,
инсценировки, и т.д.

Я решила провести творческий практикум в форме
заседания художественного совета.

Это последний урок по комедии Н.В.Гоголя
“Ревизор” в 9 классе. Такая форма обеспечивает
учащимися всего класса.

Такая форма обеспечивает участие всего класса.

Учащиеся были объединены в 3 группы:

– члены художественного совета;
– “молодёжная студия”
– корреспонденты местных газет.

Работа осуществлялась в три этапа:

  1. Вводный этап (постановка цели, распределение
    ролей)
  2. Поисковый этап (знакомство со статьями
    театральных критиков о пьесе, с актёрами,
    исполняющими роли персонажей пьесы; составление
    рассказов по теме, вопросов, выступлений, подбор
    музыки, работа с эскизами рисунков, костюмами)
  3. Обобщающий этап (выступление, видеофильм)

Во время подготовки творческого проекта и его
проведения в работу включаются все творческие
способности учащихся (художественные, актёрские,
музыкальные, литературные).

Прослеживаются межпредметные связи (история,
музыка, изобразительное искусство, русский,
литература).

Цель: выявить отношение учащихся к
вопросу актуальности комедии Н.В.Гоголя
“Ревизор” через погружение в эпоху 19 века при
помощи имитации заседания художественного
совета.

Задачи:

  • продолжить работу по формированию умения
    составлять рассказ по заданной теме;
  • развивать самостоятельность мышления,
    совершенствовать навыки свободного обсуждения;
    развивать культуру монологической речи;
    творческие способности учащихся;
  • прививать интерес к предмету, воспитывать
    личное отношение к излагаемым проблемам, чувство
    прекрасного.

Ход мероприятия


1. Вступительное слово председателя
художественного совета

Друзья, нам предстоит большая и непростая
работа: “молодёжная студия”, выносит на наш суд
комедию Н.В.Гоголя “Ревизор”, которую она
предлагает для постановки в ТЮЗе.

Прослушав режиссёрскую трактовку и
познакомившись с фрагментами будущего
спектакля, мы должны решить, можно ли её
рекомендовать к постановке в ТЮЗе.

Чтобы не ошибиться, мы обязаны помнить о том,
кто будет смотреть этот спектакль, что он даст
молодёжи, будет ли этот спектакль, что он даст
молодёжи, будет ли он созвучен сегодняшним
проблемам.

На заседание совета приглашены корреспонденты
местной газеты. В ближнем выпуске читайте их
статьи.


2 этап

Затем берет слово заведующей литературной
частью.



Сегодня мы обсуждаем комедию, поэтому хочется
сказать несколько слов о значении таких
произведений.

Комедия осмеивает отрицательные черты и
свойства людей или общественные пороки.

Здоровый, жизнеспособный народ видит свои
недостатки и знает, что меткое, своевременно
сказанное острое слово – действенное орудие
борьбы против них. Именно комедия способна
бороться с равнодушием, пассивностью,
благодушием. Она должна волновать, беспокоить,
тревожить. И зрители должны быть убеждены, что и
они сами должны что-то сделать для устранения
зла. Тогда комедия достигнет цели.

Таково ли режиссерское прочтение пьесы Гоголя?

Нужно ли оно нам сегодня? Эти вопросы предстоит
нам сейчас решить.


3 этап

Театральный критик:

Разрешите мне сначала
сказать несколько слов о сценической истории
комедии. Первая постановка была осуществлена 19
апреля 1836 года в Петербургском Александринском
театре. В роли Хлестакова – Дюр. 25 мая того же
года – в Московском Малом театре (городничий –
Щепкин, Хлестаков -Ленский).

Обе постановки вызвали резкие разногласия у
первых театральных зрителей и глубокое
огорчение и разочарование у автора.

Более 170 лет комедия Гоголя “Ревизор” не
сходит со сцены. Её ставили и ставят крупнейшие
театры страны. Она экранизирована, издаётся
миллионными тиражами.


4 этап

А теперь – слово “молодёжной студии: Сейчас
режиссёр познакомит нас со своим замыслом.

Ставя пьесу, мы старались строго следовать
замыслу Гоголя.

В первую очередь, мы хотели, чтобы персонажи
вызывали у зрителей не только смех, но и
негодование. Гоголь не хотел, чтобы его комедия
выглядела как забавное происшествие,
весёленький пустячок.

“И без того на русской сцене немало лёгких
водевилей и фарсов”, – считал он.

Не развлекать публику, а волновать её тревожить
едким и острым смехом, обнажающим нелепости и
уродства действительности – вот цель Гоголя.



Драматург говорил, что в “Ревизоре” он
стремится собрать в одну кучу всё дурное в России
и за одним разом посмеяться над всем.



Этот замысел нашёл блестящее осуществление в
комедии, определив её жанр как комедии
социально-политической.

Движущей пружиной в “Ревизоре” является не
любовная интрига, не события частной жизни, а
явления общественного порядка.

Гоголь считал, что чиновники, выведенные им в
“Ревизоре” не замечают своего уродства ! Чем
более серьёзно будут держаться актёры, тем
очевиднее будет комизм положений и характеров.

Автор настаивал, чтобы в игре не было ничего
карикатурного.

В одном из писем Щепкину Гоголь писал:
“…труднейшая роль во всей пьесе – роль
Хлестакова – нужно, чтобы эта роль досталась
лучшему актёру, какой ни есть, потому что она всех
труднее…

Убедительны ли получились персонажи,
воплотился ли замысел, решать вам.

б) слово художнику “молодёжной студии”.
Художник демонстрирует эскизы
декораций и костюмов, обосновывая их.

в) “Заведующий музыкальной частью” включает
фрагменты музыкального сопровождения и тоже
комментирует их.
(“Шутка” Баха)

г) Актёры знакомят с фрагментами будущего
спектакля.
Инсценировка 6 явления 3 действия.


5 этап

Председатель художественного совета:

Вы
увидели выступление “молодёжной студии”.
Переходим к обсуждению. Слово членам
художественного совета.

6 этап

Музыкальный критик оценивает музыкальное
сопровождение.


7 этап

Режиссёр со стажем” – сценическое
воплощение пьесы.


8 этап

“Заведующий художественно-постановочной
частью” оценивает эскизы декораций и костюмов.


9 этап

Председатель художественного совета:

Уважаемые
члены художественного совета, есть ли у вас
вопросы к “молодёжной студии”?

Вопросы:


а) Почему для постановки избрали именно это
произведение?
б) Почему решили ставить его в ТЮЗе?
в) Какова идея спектакля?
г) Так ли уж опасен Хлестаков?
д) Как вы думаете, внесёт ли эта постановка
что-нибудь новое в сценическую историю пьесы?


10 этап

Председатель художественного совета:

Пьеса,
которую нам показала “молодёжная студия” очень
актуальна, в чём нас убедили “актёры” и
“режиссёры”. Она содержит большое
воспитательное значение не только для
подрастающего поколения, но и для всех нас.

Ведь если каждой честно посмотрит на себя и
окружающих после спектакля, то наверняка найдёт
крупицу хлестаковщины.

Ставить пьесу нужно, так как комедия Гоголя
обличает пороки, которые не изложили себя и
сегодня: казнокрадство, взяточничество,
преклонения нижестоящих перед вышестоящими и
другие.

Мысли, высказанные более 170 лет назад, остаются
современными и теперь, к нашему сожалению.

Комедия призывает быть беспощадными к
социальному злу, побуждает к активным действиям,
смех писателя – смех сквозь слёзы – гневный смех
сквозь слёзы горечи и негодования.

Я думаю, мнение членов художественного совета
единогласно.

Разрешите поздравить “молодёжную студию с
творческой удачей. Успеха вам!

Заседание художественного совета закончено.




Следующий: