Заседание методического объединения классных руководителей


Цель: создание условий для творческого проведения тематического
периода, вовлечение педагогов в активную продуктивную деятельность по подготовке
и проведению общешкольного КТД.

Задачи:

  1. Определить воспитательные задачи тематического периода.
  2. Продумать формы воспитательных мероприятий в рамках тематического
    периода.
  3. Разработать способы конструктивного взаимодействия педагогов, детей и
    родителей.
  4. Способствовать овладению классными руководителями технологией
    проектирования воспитательного мероприятия.

Ход занятия



1. Формирование положительной установки на совместную деятельность.

Дорогие друзья! У меня для вас сюрприз! Закройте, пожалуйста, глаза и
представьте, что у вас в руках апельсин. Оранжевый, яркий, как солнце в знойный
день. Почувствуйте его запах… А теперь разделите его! Брызнул сок! Что вы
чувствуете? (Педагоги отвечают.) Запомните это ощущение и постарайтесь
сохранить его на протяжении всей нашей работы сегодня.

2. Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе.

Человек рождается дважды: один раз физически, второй духовно. Второе рождение
процесс сложный, мучительный, длительный. Федор Михайлович Достоевский говорил:
“Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека”. Мы, педагоги,
непосредственные участники и помощники этого второго духовного рождения. Наша
миссия – способствовать становлению личности, развивать индивидуальность,
способствовать саморегуляции, опираясь на базовые ценности: от Человека к
Человечеству через Близких и Отечество; Познание, Труд, Общение; Христианская
этика: Добро, Истина, Красота; Возраст как самоценность, Событийная общность,
Саморазвитие.



Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы, связанные с проведением
традиционного тематического периода “Родник души”: определить воспитательные
задачи предстоящего КТД, наметить исходные направляющие действия по подготовке
общешкольного ключевого дела.

3. Организация работы.

Коллектив разбивается на четыре группы:
1-я группа – учителя, работающие в 5–7 классах,
2-я группа – учителя, работающие в 8–9 классах,
3-я группа – учителя, работающие в 10–11 классах,
4-я группа – 1чителя начальной школы.

В каждой группе выбирается секретарь, который фиксирует все предложения и
замечания.

Напоминаются правила работы в группе:

  • полное погружение и включенность каждого в проблематику деловой игры и в
    атмосферу творчества;
  • уважительное отношение к высказываниям других, даже в тех случаях, когда
    они не совпадают с собственной точкой зрения;
  • самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя и
    внести личный вклад в решение проблемы;
  • адаптация знаний и умений, полученных в ходе деловой игры, в
    практическую работу с классом.

Каждой группе выдается бумага, ручки, фломастеры

4. Работа в группах.

Каждая группа получает задания.

1-е задание. Сформулировать цели и задачи тематического периода. Время
работы 5 минут.

Затем ведущий предлагает объединиться в две группы, обсудить наработанный
материал и объединить предложения, не упустив при этом ни одной идеи, а похожие
сформулировать как одну. Представители двух образовавшихся в результате
объединения групп представляют свой перечень целей и задач. Из двух списков
делается один на прежних основаниях.



Результаты работы:

Цель: воспитание любви к своей малой Родине, интереса к ее прошлому, к
истории своей семьи, формирование духовно – нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, чувство
    гордости за своих земляков.
  2. Формировать навык поисковой деятельности.
  3. Познакомиться с местным фольклором, легендами села.
  4. Научить составлять родословную своей семьи.
  5. Развивать творческие способности учащихся.

2-е задание. В соответствии с целями, задачами работы продумать формы
КТД.

Генерирование идей по правилам коллективной “мозговой атаки”. Время работы 15
минут. Особое внимание уделяется созданию непринужденной творческой обстановки.
Участники высказывают все пришедшие им в голову идеи относительно решения
проблемы, какими бы абсурдными они не казались. Обязательным условием на данном
этапе является исключение критических суждений. Участники не должны перебивать
или оценивать друг друга. Идея, высказанная одним участником, может навести
другого на важную мысль. Атмосфера доброжелательности и заинтересованного поиска
особенно важна. Работа проводится под тихую, спокойную музыку.

Участники групп обмениваются списками высказанных предложений. Затем
сообщение представителей от каждой группы по итогам рассмотрения предложенных
списков, обсуждение, квалифицированные ответы на вопросы представителей других
творческих групп, дополнительные аргументы в поддержку идей других или
возражения.

В результате обсуждения выбирается оптимальный вариант проведения
общешкольного КТД – встреча со старожилами поселка.

3-е задание. Продумать исходные направляющие действия по подготовке
общешкольного ключевого дела и составить проект по схеме:

  • название дела;
  • место и время проведения;
  • краткий сюжет дела;
  • кого привлекаем и с какой целью;
  • оснащение, оформление;
  • предварительная работа в классах.

Время работы 20 минут.

Перед началом работы каждая группа выделяет по одному представителю в команду
“аналитиков”, которая в конце работы собирает проекты, внимательно их
рассматривает, выбирает наиболее разумный и подходящий.

Во время работы группы “аналитиков” целесообразно напомнить классным
руководителям о необходимости педагогического руководства на каждой стадии КТД
(Приложение).

Для того чтобы праздник оставил след в сознании ребенка, в его сердце,
необходима большая педагогическая работа. Прежде всего, важно сформировать у
ребят положительное отношение к проводимому делу (установку на праздник). Это
первый компонент в методической деятельности взрослых организаторов.

Второй непременный социально-эмоциональный компонент – пробудить у ребенка
интерес к празднику, желание в нем участвовать. Невосполнимый вред наносит такая
позиция педагога, когда он принуждает всех детей участвовать в мероприятии. Если
дело интересно ребятам, если оно их коллективное творение, то не понадобятся
распоряжения взрослого насчет обязательной явки. Любое воспитательное дело имеет
право на жизнь только как свободное единение детей во имя радости.

Незыблемое правило – добровольность участия в мероприятии. Для того и
существуют праздники, чтобы прививать детям желание и умение общаться,
объединять их. Надо стремиться к тому, чтобы на празднике царила естественная,
непринужденная обстановка.

Следующий важный этап методики проведения праздника – включение детей в
коллективную подготовку и организацию дела. Начиная работу, прежде всего нужно
создать штаб праздника. Или даже два штаба: взрослый и детский. Обязанности
между ними должна быть четки распределены. Когда в штаб поступят предложения от
ребят, когда станет ясно, каким они мыслят праздник, можно приниматься за
составление сценарного плана. Его обсуждают совместно и взрослые, и дети. А
затем задания получают отдельные коллективы и начинаются репетиции.

Взрослые помогают детям решить вопрос о том, где будет проходить праздник,
как обеспечить его материально, какие технические средства понадобятся для его
проведения.

Новые отношения друг с другом, потребность в общении, возникшая в общем деле,
вместе спланированном, подготовленном и осуществленном, естественным образом
рождают желание осмыслить сделанное.

Подлинный праздник – это когда по желанию действуют, играют, радуются и
веселятся все, демонстрируя свои творческие дарования и возможности.

“Вовлеките зрителей в зрелище, сделайте их самих актерами; устройте так,
чтобы каждый узнавал и любил себя и других и чтобы все сплотились от этого
сильней!” – призывал Жан-Жак Руссо.

Приемы, помогающие стереть грань между исполнителями и зрителями, могут быть
самые разнообразные: это и веселые шутки, и коллективное пение, речёвки, игры,
конкурсы. И правильнее всего сделать так, чтобы этой грани не чувствовалось уже
в самом начале праздника. Дети, получив приглашение на праздник, всегда ожидают
чего-то яркого, необычного, и, если их ожидания будут обмануты, наступает
разочарование.

Следующий этап – предпраздничный. Надо проверить готовность всех участников,
провести генеральную репетицию, проработать узловые моменты праздничной
программы.

Затем красочный плакат известит о предстоящем празднике и призовет ребят
стать его участниками.

И наконец – сам праздник, радостное, эмоциональное, яркое для ребят событие.

5. Подведение итогов. Выступление группы “аналитиков”. Результаты
объявляются коллективу. Создается штаб по подготовке ключевого общешкольного КТД.

6. Рефлексия. На данном этапе участники и ведущий оценивают свою
работу, свое участие в совместной деятельности, эмоциональную комфортность.
Предлагается назвать свое имя и сказать определение или фразу, начинающуюся на
первую букву имени, о прошедшем заседании. Ведущий благодарит за работу,
напоминает упражнение, с которого начиналось заседание, и дарит всем апельсины.

Список использованной литературы.

  1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. –
    М.: Просвещение, 1990.
  2. Морозова Т.В., Иванченко С.Н., Лизинский В.М. Педсовет: идеи,
    методики, формы. – М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1996.
  3. Сыромятникова Л.М. Мастер-класс заместителя директора по
    воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 3. Организация
    деятельности, методическая работа. – М.: Глобус, 2008.
  4. Черникова Т.В. Деловое совещание в школе. – Волгоград: Учитель,
    2005.



Следующий: