Заседание кафедры учителей начальных классов Инновационные педагогические технологии

Кафедра начальных классов является структурным подразделением
научно-методической системы гимназии и осуществляет проведение
учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы по учебным предметам.
Работа кафедры нацелена на эффективное использование и развитие
профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по
совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на
улучшения образовательного процесса.

В состав кафедры входят 15 педагогов, один из них имеет звание «Почетный
работник общего образования» и 3 педагога имеют звание «Отличник народного
просвещения», 4 педагога с высшей категорией, 8 имеют I категорию,3 — II
категорию.

Вся методическая работа кафедры строится по следующим направлениям:

  • на заседаниях кафедры анализируются результаты образовательного процесса
    и внеклассной деятельности учащихся по предметам;
  • кафедра организует работу методических семинаров, научно-практических
    конференций;
  • изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;
  • организует исследовательскую работу учащихся;
  • рекомендует учителям участие в профессиональных конкурсах;
  • разрабатывает положения о предметных неделях, олимпиадах, конкурсах и
    организует их проведение;
  • рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;
  • устанавливает творческие связи с другими кафедрами гимназии;
  • оказывает конкретную методическую помощь учителям.

Методическая работа кафедры начинается с анализа работы за истекший
учебный год и прогнозирования на текущий учебный год. Вся работа проводится в
соответствии с составленным планом, в который могут быть внесены некоторые
корректировки. План составляется руководителем кафедры, рассматривается на
заседании кафедры, согласовывается с заместителем директора по
учебно-воспитательной работе и утверждается методическим советом гимназии.
Ведётся контроль, проводятся различные диагностики и подводятся итоги. Заседания
кафедры проводятся один раз в четверть. По каждому из обсуждаемых на заседании
вопросов принимаются рекомендации, которые записываются в протоколах. При
рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику других кафедр, на заседания
приглашаются учителя – предметники.

Основные формы работы кафедры:

  • совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты
    учителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам;
  • «круглые столы», «пресс-конференции», интервью, деловые игры,
    психологические тренинги, сообщения и дискуссии по методике обучения и
    воспитания, по вопросам общей педагогики и психологии;
  • проведение предметных недель;
  • взаимопосещение уроков;

Наиболее предпочтительными формами проведения заседаний кафедры являются
деловые игры, т.к. они развивают логическую культуру, инициируют игроков к
ясности мысли и к последовательности рассуждений и доказательств. Деловые игры
развивают не только профессиональные навыки, но и личностные способности каждого
игрока.

Например, одно из заседаний кафедры прошло в форме деловой игры «Интервью с
учителем». В этом своеобразном диалоге обсуждался актуальный и значимый вопрос
предстоящего педсовета «От ситуации успеха к успешной социализации ученика».
Каждый педагог побывал в роли ученика, родителя и журналиста. Было задано
множество вопросов. Именно они поддерживали динамику игры. Такая деловая игра
развивает креативность, коммуникативное общение, вырабатывает умения
анализировать, оценивать и адекватно реагировать на происходящее.

Другое заседание прошло в форме «Пресс-конференции», которая была посвящена
обобщению педагогического опыта учителей прогимназии.

Кафедра начального обучения активно участвует в инновационной деятельности
гимназии. В связи с этим мы провели инновационную деловую игру «Вернисаж идей и
предложений» («VIP»). Игра предназначена для стимуляции педагогов, их творческой
направленности на активную деятельность, на применение в своей работе новых идей
и технологий. Данная игра использована для закрепления умений коммуницировать,
т. е. представлять своё выступление с помощью стенда идей, отвечать на возникшие
у посетителей вопросы. В этой игре используются все виды коммуникации:
формальная, т.е. зафиксированные идеи на стенде; неформальная, т.е. личное
общение стендиста с посетителями; устная, т.е. выступления и разъяснения
посетителям основных ценных новых идей и их преимуществ; письменная, т.е.
разработка и особое расположение текстов на стенде; вербальная и невербальная,
т.е. представление идей в сопровождении рисунков, схем, графиков, символов и
т.д.; планируемая и спонтанная, т.е. заранее подготовленный процесс общения и
неожиданные ситуации и вопросы, требующие немедленного решения; непосредственная
и опосредованная, т.е. личное общение с посетителями и через те стенды, которые
подготовлены; межличностная и безличная, т.е. обращение непосредственно к
каждому участнику игры и возможно, безлично ко всей группе.

Заседание кафедры в форме деловой игры «VIP»

Подготовка методического заседания:

1. Выбор выступающих:

  • Руководитель кафедры (менеджер);
  • Педагоги (стендисты, посетители, комментатор).

2. Составление графика взаимопосещения уроков по предстоящей теме
заседания:___5____.

3. Подготовка плакатов с высказываниями классиков педагогики:

  • «Успеха достигают те, кто пытается»
  • «Невозможно заставить людей что-либо сделать –надо помочь им захотеть
    сделать это»
    (Эдит Льюис).
  • «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших
    учителей»
    (Д. Пойа)

4. Подготовка необходимых аксессуаров (нагрудные знаки, визитные карточки).

5. Составление экспозиций и текстов стендовых выступлений.

Цель: Стимулировать педагогов на применение новых идей и технологий в
учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • Познакомить с теоретическими характеристиками современных педагогических
    технологий и их классификацией.
  • Дать обзор технологий, применяемых учителями прогимназии в
    педагогической деятельности.
  • Пополнить методическую копилку учителей.

Ход заседания

1. Организационный этап.

  • инструкции игрокам.

2. Информационный этап.

  • выступление руководителя кафедры (организатор) с сообщением на тему
    «Теоретические характеристики современных педагогических технологий и их
    классификация»;
  • выступления педагогов (стендистов) с обзором некоторых современных
    педагогических технологий.

3. Подведение итогов (комментатор), выработка решений.

Инструкции игрокам.

Стендист – посредник между экспонатом и посетителями выставки,
проводит выступление или деловую беседу, устанавливает первый контакт с
посетителями, дает необходимые пояснения, предлагает пристендовую литературу и,
в конечном итоге, способствует распространению новых, ценных идей и предложений
на вернисаже.

Комментатор – анализирует выступления стендистов и посетителей, даёт
оценку проводимого мероприятия, определяет уровень экспозиций, идей и
предложений, осуществляет распространение информации о вернисаже.

Посетители:

Доброжелатель – приходит на вернисаж получить необходимую информацию.
Он позитивно настроен, любопытен, напорист, поэтому может задавать «неудобные»
вопросы.

Недоброжелатель – человек с предубеждениями по поводу экспозиции,
вернисажа, стендиста и т.п. Поэтому он задает много вопросов стендисту,
направленных на выявление отрицательных качеств представленных идей и
предложений.

Скептик – экскурсант, который не доверяет стендисту до конца и
подвергает сомнению эффективность экспонируемых идей.

Энтузиаст – относится к той категории людей, для которых нет ничего
невозможного. Любая информация воспринимается как новая, ценная и полезная. Это
творческий и доброжелательный экскурсант. Его вопросы являются дополнением к
рассказу стендиста.

Бюрократ – экскурсант, пришедший на вернисаж по принуждению, личностно
не заинтересованный в представленной информации. Вопросы бюрократа направлены на
то, чтобы доказать невнедряемость экспонируемых идей. Он мешает стендисту и
уводит его в сторону.

Теоретическая часть.

Теоретические характеристики современных педагогических технологий
(Слайд 1).

Понятие и сущность педагогической технологии (Слайд 2,3).

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют
большие разночтения.

  • Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
    деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических
    установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
    способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
    организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т.
    Лихачев).
  • Педагогическая технология — это содержательная техника реализации
    учебного процесса (В. П. Беспалъко).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижений
    планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность
    методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепелъ).
  • Технология обучения — это составная процессуальная часть
    дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях
    модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации
    и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий
    для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
  • Педагогическая технология — это системный метод создания,
    применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с
    учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей
    своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и
    порядок функционирования всех личностных, инструментальных и
    методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
    (М. В. Кларин).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя
аспектами
(Слайд 4):

  • научным: педагогические технологии — часть педагогической науки,
    изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и
    проектирующая педагогические процессы;
  • процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса,
    совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых
    результатов обучения;
  • процессуально-действенным: осуществление технологического
    (педагогического) процесса, функционирование всех личностных,
    инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве
науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы
способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве
реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

  1. общепедагогический (общедидактический) уровень.
    Общепедагогическая, общевоспитательная технология характеризует целостный
    образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной
    ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической
    системе: в нее включается совокупность целей, содержания и методов обучения,
    алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;
  2. частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная
    педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», то
    есть как совокупность методов и средств реализации определенного содержания
    обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика
    преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы
    учителя, воспитателя);
  3. локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет
    собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение
    частных дидактических и воспитательных задач ( технология отдельных видов
    деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств,
    технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля,
    технология самостоятельной работы и др.).

Структура педагогической технологии (Слайд 5).

Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана
с учебным процессом — деятельностью учителя и ученика, ее структурой,
средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии
входят:

  1. концептуальная основа;
  2. содержательная часть обучения: цели обучения — общие и конкретные;
    содержание учебного материала;
  3. процессуальная часть — технологический процесс: организация учебного
    процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы
    работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения
    материала; диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности (Слайд 6).

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным
методологическим требованиям (критериям технологичности):

  • концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть
    присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское,
    психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
    достижения образовательных целей;
  • системность. Педагогическая технология — это не произвольный
    набор отдельных дидактических средств, а система действий и средств,
    соединённых определенной логикой процесса, обладающая всеми признаками
    системы: взаимосвязью всех его частей, целостностью, целенаправленностью и
    др.;
  • управляемость предполагает возможность диагностического
    целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной
    диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции
    результатов;
  • эффективность. Современные педагогические технологии существуют в
    конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и
    оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта
    обучения;
  • воспроизводимость и гарантированность результатов подразумевает
    возможность применения (повторения воспроизведения) педагогической
    технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими
    субъектами; устойчивая, воспроизводимая результативность педагогического
    процесса, которая характеризуется позитивными в развитии учащихся в связи с
    применением данной технологии.

Классификация педагогических технологий (Слайд 7).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция
ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Здесь выделяется несколько типов технологий:

  1. авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным
    субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект»,
    «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением
    инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и
    принуждения;
  2. высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются
    дидактоцентрические технологии
    , в которых также господствуют
    субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед
    воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются
    дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников
    называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого,
    больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических
    отношений;
  3. личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной
    образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,
    бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных
    потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и
    субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не
    средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в
    авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют
    еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно ориентированные технологии характеризуются
антропоцентричностъю, гуманистической и психотерапевтической направленностью и
имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии
сотрудничества и технологии свободного воспитания;

  1. гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей
    гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку
    личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к
    ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение;
  2. технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство,
    партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и
    учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в
    состоянии сотрудничества, сотворчества;
  3. технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление
    ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его
    жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует
    позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от
    внешнего воздействия;
  4. эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом
    (подсознательном) знании — Истине и путях, ведущих к ней.

Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил
профессор Ростовского государственного университета В.Т.Фоменко
(Слайд
8):

  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на
    деятельностной основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на
    концептуальной основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на крупноблочной
    основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на опережающей
    основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на проблемной
    основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного материала на
    личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на
    альтернативной основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной,
    прежде всего, на игровой основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на диалоговой
    основе.
  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной
    основе.
  • Технологии, построенные на алгоритмической основе.
  • Технологии, построенные на программированной основе.

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках
опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества
факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.

Обзор современных педагогических технологий (Слайд 9):

  • Технологии личностно – ориентированного образования.
  • Игровые технологии.
  • Информационные технологииобучения.
  • Технология деятельностного метода.
  • Метод проектов.

Приложение (Презентация)

Следующий: