Зарубежная Европа


Зарубежная Европа

– один из очагов
мировой цивилизации, родина Великих
географических открытий, промышленных
переворотов, городских агломераций,
международной экономической интеграции. Этот
регион в наши дни занимает очень важное место в
политике и экономике. Урок обобщения по этой теме
был проведен в 10 классах. На уроке обобщающего
повторения учащиеся не только закрепили
имеющиеся знания, но и приобрели новые в
результате обобщения и переосмысления ранее
полученных. Поэтому на уроке обобщающего
повторения большую роль играли задания,
направляющие школьников на применение знаний в
новой учебной ситуации. Основное время на этом
уроке отводилось обсуждению вопросов о народном
хозяйстве Зарубежной Европы и итогам
самостоятельных работ учащихся. К обобщающему
уроку учащиеся подготовили творческие работы –
презентации о мировой культуре народов и странах
Зарубежной Европы.

Уроки обобщающего повторения повышают
эффективность обучения, позволяют в большей мере
активизировать познавательную деятельность
школьников.

Тема. Обобщение и закрепление по теме
“Зарубежная Европа”.



Цель.

Обобщать и систематизировать,
углубить теоретические знания по теме, развивать
познавательную самостоятельность, творческие
способности, воспитывать основы географической
культуры и мировоззрения.

Оборудование.

Политическая карта
мира, экономическая карта Зарубежной Европы,
репродукции картин известных зарубежных
художников: Леонардо да Винчи “Мона Лиза”,
Рафаэль “Сикстинская Мадонна”, Диего Веласкес
“Пряхи”, “Менины”, Клод Лорен “Пейзаж с
Аполлоном и Меркурием”, музыкальные
произведения европейских композиторов,
презентации о странах Зарубежной Европы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы обобщим и закрепим
знания о странах Зарубежной Европы. Начнем с
разминки.


2. Географическая разминка.

- Зарубежная Европа, как целостный
регион, занимает одно из ведущих мест в мировом
хозяйстве по размерам промышленности и
сельскохозяйственного производства, по экспорту
товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по
развитию международного туризма.

- Назовите и покажите на карте мира
страны Зарубежной Европы, которые определяют
экономическую мощь региона в первую очередь –
страны “Большой Семерки”.

- Германия, Франция, Великобритания,
Италия.

- Назовите и покажите страны, имеющие
наибольший экономический вес, их экономика
достигла высокого уровня, специализируется в
отраслях, завоевавших европейское или мировое
признание (Испания, Нидерланды, Швейцария,
Бельгия и Швеция.)

– Сколько государств расположены в
Зарубежной Европе? (В настоящее время на
территории Европы находится 40 суверенных,
экономически развитых государств – монархии и
республики, унитарные и федеративные
государства. Имеется одна колониальная
территория, принадлежащая Великобритании –
Гибралтар.

- Что вы можете сказать о
демографической ситуации стран Зарубежной
Европы? (Демографическая ситуация сложная, 1 тип
воспроизводства населения, суженая
половозрастная пирамида, растет доля пожилых
людей, в некоторых странах, например, в Германии,
возрастает смертность за счет пожилых людей.)

- Что такое урбанизация? Какими чертами
она обладает?

- Урбанизацией (от латинского слова
город) называется рост городов, повышение
удельного веса городского населения в стране,
регионе, мире, возникновение и развитие все более
сложных сетей и систем городов. Современная
урбанизация как всемирный процесс обладает
тремя общими чертами, характерными для
большинства стран. Первая черта – быстрые темпы
роста городского населения, особенно в менее
развитых странах. Вторая черта – концентрация
населения и хозяйства в основном в больших
городах. Третья черта – “расползание” городов,
расширение их территорий.

- Назовите высоко урбанизированные
районы – городские агломерации?

- Количество агломераций здесь больше,
чем в США и Японии вместе взятых. Крупнейшие –
Лондонская, Парижская и Рейно-Рурская. В
последние годы усиливается процесс
субурбанизации.

- Назовите средней %
урбанизированности Зарубежной Европы? (Уровень
урбанизации – один из самых высоких в мире: в
Бельгии- 97%, Исландии- 91%, Нидерландах – 89%, в Дании
и Германии – по 86%, Швеции – 83%, Франции- 73 %)

- Кто такие “гастарбайтеры”?

- Европа мировой очаг трудовой
миграции. Страны Зарубежной Европы ежегодно
принимаю т 12-13 млн. иностранных
рабочих-гастарбайтеров.

- Из каких стран Европа принимает
рабочих?

- Высокоразвитые страны ФРГ, Франция,
Великобритания, Швейцария и другие принимают
рабочих из Индии, Пакистана, Африки, из других
стран Южной Европы: Португалии, Испании, Италии и
других.


3. Работа в группах.

Обобщение знаний об отраслях
промышленности.

Ребята заранее распределились на
группы. Группам дается следующие задания.

1 группа. Охарактеризуйте природные
ресурсы стран Зарубежной Европы

.

- Минеральные ресурсы Европы сильно
истощены, поэтому обеспеченность ими невысока.
На севере имеются рудные полезные ископаемые,
связанные балтийским щитом, и топливные,
образовавшиеся в мощном осадочном чехле древней
платформы, на юге в молодой складчатой зоне
обнаружены полезные ископаемые как
магматического, так и осадочного происхождения.
Крупнейшие нефтегазовые провинции разведаны на
шельфе Северного моря (осваиваются в основном
Великобританией и Норвегией), на побережье
Нидерландов, а также в Италии и Румынии. Угольные
месторождения разрабатываются в Германии,
Великобритании, Польше, Чехии, Франции, Венгрии,
Румынии, Испании, Болгарии. Железорудные
месторождения – в Швеции, Франции, Норвегии,
Испании. Цветными металлами Европа не богата.
Имеются месторождения медной руды в Польше,
Португалии, Швеции, Югославии, Румынии,
алюминиевых руд в Греции, Венгрии, Франции.
Большие запасы солей есть в Германии, Франции,
Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше,
Последняя также богата серой и серебром.

Гидроэнергоресурсы значительны в
районах Альпийских, Скандинавских, Динарских,
Балканских и Карпатских гор. Обеспеченность
водными ресурсами недостаточная, за исключением
Скандинавии, Альпийских и Балканских территорий.
Кроме того многие реки сильно загрязнены. В
структуре земельного фонда большую долю
составляют обрабатываемые земли, хотя
обеспеченность пашней на душу населения ниже
среднемирового показателя. Резервов для
расширения земель практически нет, поэтому
некоторые государства, а первую очередь
Нидерланды, “отвоевывают” территорию у моря.
Крупными лесными ресурсами обладают Швеция и
Финляндия.

2 группа. Дайте полную характеристику
электроэнергетики стран

.

-Электроэнергетика стран Европы
представлена тремя видами электростанций: ТЭС,
ГЭС, АЭС. Электроэнергия преимущественно
вырабатывается на ТЭС в Польше, Чехии,
Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, на
ГЭС – в Норвегии, Швеции, Швейцарии, на АЭС – в
Франции, Бельгии, Великобритании, Чехии,
Словакии, Венгрии, Болгарии. Геотермальные
электростанции работают в Италии, Исландии.

3 группа. Охарактеризуйте черную
металлургию стран Зарубежной Европы.

Металлургическая промышленность –
старейшая отрасль, сформировалась в районах
добычи топлива и железорудного сырья: в Германии
(Рур и Саар), Великобритании, во Франции
(Лотарингия), в Испании (Авилес), Бельгия (Льеж),
Люксембурге, Польше (Верхняя Силезия), Чехии
(Остравско-Карбинский район). Позже отрасль
переориентировалась на привозном сырье и начала
перемещаться в морские порты – Таранто (Италия),
Дюнкерк (Франция), Бремен (Германия), или ближе к
границам бывшего СССР – Галац (Румыния). В
настоящее время взят курс на строительство мини
заводов. Крупнейшими производителями сегодня
являются Германия, Италия, Франция,
Великобритания, причем везде наблюдается
падение или стабилизация объемов производства в
связи с политикой ресурсосбережения.

4 группа. Охарактеризуйте цветную
металлургию, алюминиевую промышленность стран
Зарубежной Европы.

Алюминиевая промышленность
развивается в странах имеющих свое сырье: это
Франция, Италия, Венгрия, Румыния. Алюминиевая
промышленность одна из самых энергоемких
отраслей мирового хозяйства. Поэтому она
развивается в странах, имеющих дешевую
электроэнергию. Норвегия, Швеция, Австрия,
Германия обладают высоким гидропотенциалом и,
следовательно, дешевой электроэнергией. Лидеры в
производстве алюминия – Германия, Норвегия,
Франция, Великобритания, Италия, Испания,
Нидерланды. В последнее время отрасль все больше
ориентируется на импортное сырье. Так, Франция за
последние 25 лет сократила добычу бокситов в 20
раз, а по выплавке алюминия занимает третье место
в Европе.

5 группа. Охарактеризуйте медную
промышленность стран.

Медная промышленность ориентирована
на собственное и импортное сырье. Лидеры в
производстве меди – Германия, Италия, Бельгия,
Польша.

6 группа. Дайте полную характеристику
развития машиностроения.

-Машиностроение – ведущая отрасль
промышленности Западной Европы, которая
является его родиной. На эту отрасль приходится
13 всей промышленной продукции региона и 23 его
экспорта. Особенно популярны следующие марки
автомобилей: “рено” (Франция), “фольксваген” и
“мерседес” (Федеративная Республика Германи),
ФИАТ (“Фабрика итальяна аутомобиле Торино),
“вольво” (Швеция), “Татра” (Чехия), автобус
“Икарус” (Венгрия) и другие. В Великобритании,
Бельгии, Испании работают заводы компании
“Форд-мотор”. Машиностроение, ориентирующееся
прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и
инфраструктуру, тяготеет к крупным городам и
агломерациям, включая столичные.

7 группа. Характеристика легкой
промышленности стран.

-

Легкая промышленность утратила
свое былое значение. Основные центры отрасли
смещаются из северных районов (Великобритания,
Франция, Бельгия) в южные, где больше дешевой
рабочий силы. Португалия стала крупнейшим
центром швейной промышленности, Италия –
кожевенно – обувной, Греция- меховой.

8 группа. Какие три типа ведения
сельского хозяйства развиты в странах
Зарубежной Европы.



-

Европа полностью обеспечивает себя
основными видами сельскохозяйственной
продукции и заинтересована во внешних рынках
сбыта. После второй мировой войны произошел
переход от мелкого крестьянского хозяйства к
крупному специализированному высокотоварному
хозяйству, включенному в систему агробизнеса.
Основной тип сельскохозяйственного предприятия
– ферма, хотя на юге преобладают помещичье
землевладение. Для стран Северной Европы
характерно преобладание интенсивного молочного
животноводства, а в обслуживающем его
растениеводстве – кормовых культур. Рыболовство
стало отраслью международной специализации
Исландии, Норвегии, Дании. В Центральной Европе
преобладает молочное и молочно-мясное
животноводство, а также свиноводство и
птицеводство. Растениеводство удовлетворяет
потребности населения в продовольствии и
обеспечивает животноводство кормовыми
культурами. В Южной Европе преобладает
растениеводство, наряду с зерновыми культурами
здесь выращиваются цитрусовые, виноград, оливки,
миндаль, табак, эфироносные культуры.

9 группа. Экологическая ситуация стран
Зарубежной Европы.

-

В результате высокой плотности
населения, давней промышленной и
сельскохозяйственной освоенности территории
природная среда зарубежной Европы в наибольшей
мере стала географической средой человеческого
общества. Здесь широко распространены все виды
антропогенных ландшафтов. Но одновременно это
привело к обострению многих природоохранных и
экологических проблем. Все страны региона
проводят государственную экологическую
политику и принимают все более решительные меры
по охране окружающей среды. Изданы строгие
природоохранительные законы, возникли массовые
общественные организации и партии “зеленых”,
ведется пропаганда использования велосипедов,
расширена сеть национальных парков и охраняемых
территорий. Все это привело к первым
положительным результатам, но тем не менее во
многих странах экологическая обстановка все еще
остается сложной. В первую очередь это относится
к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии. В
целом экологическая ситуация в восточной части
зарубежной Европы значительно хуже, чем в
западной.

10 группа. Экономическая интеграция в
странах. Внешние экономические связи России со
странами Зарубежной Европы.

Экономическая интеграция в странах
Зарубежной Европы направлена на решение
следующих задач: формирование территорий
активных интеграционных процессов, формирование
единой транспортной системы, развитие крупных
портовых комплексов, усиление хозяйственных
связей в приграничных районах (создание
предприятий в соседних странах и развитие
пограничных маятниковых миграций), развитие
приоритетных сфер сотрудничества: энергетики,
металлургии, химической промышленности,
машиностроения и других отраслей.

Доля промышленно развитых государств
во внешней торговле России в 2002 году составила 54
%, доля стран Центральной и Восточной Европы и
странами Прибалтики -16 %, со странами СНГ- 17 %, и
развивающими странами- 13 %. В 2002 году в общем
объеме экспорта товаров Российской Федерации на
долю Германии приходилось 7,6 %, Нидерландов- 6,8%,
Китая – 6,4 %, США – 3,8, Великобритании -3,6, Польши- 3,5
%. В импорте преобладали поставки из Германии –
14,3 % , США – 6,4% , Китая -5,2 %, Италии – 4,8 %, Испании- 4,8
%, Франции – 4,1 %, Финляндии -3,1 %. Роль России в
расширении и укреплении экономических связей со
странами Зарубежной Европы все более
усиливается.

4. Заслушивание ответов учащихся.

Самооценка и взаимооценка работы
школьников.

5. Физминутка.

Слушание музыкальных произведений
композиторов Зарубежной Европы.


6. Назовите имена известных художников
Италии, Франции, Испании и других стран.

В Италии работали великие мастера
ренессансной культуры-Эпохи Высокого
Возрождения-Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело. Гениальный художник и
разносторонний ученый, да Винчи считал своим
призванием вовсе не искусство и даже науку – его
увлекал сам процесс познания. Он оставил в
наследство человечеству множество гениальных
мыслей: от близкой к современным теории
кровообращения до принципиальной схемы
вертолета, но не пытался реализовать что – либо
из своих открытий – просто загадывал загадки
будущим поколениям. Творческая биография
Леонардо да Винчи – сплошная череда
неоконченных проектов. От его многолетних трудов
осталось лишь несколько картин, но и они
составили ему мировую славу. Картина “Мона
Лиза” – возвышенный гимн человеку, прекрасному
и сложному, как Вселенная.



Творчество Рафаэля следует признать
ярчайшим и законченным выражением всей эпохи
Ренессанса. Перед вами самое известное
произведение Рафаэля: алтарный образ для
монастыря Святого Сикста в Пьяченце –
Сикстинская Мадонна.

Известный испанский художник Диего
Веласкес создал загадочные картины “Менины”,
“Пряхи”.

В картине “Пейзаж с Аполлоном и
Меркурием” французский художник Клод Лорен
описал особый тип пейзажа – идиллию, в котором
преобладало личное настроение художника.


7.

А какая у вас мечта, которую вы хотите
осуществить после окончания школы? (получить
хорошее образование, хорошо оплачиваемую работу)

Посмотрим где можно получить хорошее
образование. Показ презентаций учащихся о
Великобритании, Франции, Германии, Италии.


8. Итог урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой
по территории регион мира, но роль его в мировом
хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы
производят 50% промышленной продукции мирового
хозяйства. Регион занимает 1 место по
машиностроению, 2 место по производству
продукции химической промышленности. Зарубежная
Европа была и остается основным регионом
международного туризма. Первое место занимает
Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн.
человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих
приморские районы Средиземноморья и горные
курорты Альп, а также культурно- исторические
памятники.

Литература.

  • Максаковский В.П. Экономическая и социальная
    география мира. – М.: Просвещение, 2005 .
  • Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки
    выпускников средней школы по географии. – М.:
    Дрофа, 2001.
  • Плицеский Е.Л. Социально-экономическая
    география России, справочное пособие. М. Дрофа,
    “Издательства ДИК”, 2004.
  • Толмачева Е.В. География 10 класс. Издательство
    “Учитель – АСТ” 2000.
  • Баринова И.И, Горбанев В.А, Душина И.В. География:
    Большой справочник для школьников и поступающих
    в вузы.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.
  • Презентация




    Следующий: