Зарождение демократии в Афинах


Цель урока:

  1. Подвести учащихся пониманию причин и значению
    проведения реформ Салона.
  2. Обеспечить усвоение понятий: “демократия”,
    “реформа”.
  3. Продолжить формирование умений на основе
    документальных источников и текста документа,
    давать характеристику событиям и их участникам

Техническое оформление урока:

  1. Наглядные пособия из жизни древнегреческого
    полиса.
  2. На доске: тема урока, новые слова: Солон,
    граждане, реформы, народное собрание, демократия.

I. Организационная часть: 2 минуты;
опрос

II. Актуализация материала предыдущих
уроков:
10 минут проводится.

Предполагается подготовить развернутый ответ
на вопрос как жили древние греки в своих полисах.

Для этого вспомни: Вопросы на доске:

- Что такое полис?
- Какие черты отличают его?
- Какие полисы тебе известны?
- Какие занятия существовали у жителей полиса?
- Кто управлял им?
- Чем был недоволен демос?

Сделай вывод.

Отзыв одноклассников.

III. Переход к изучению новой темы.



Слово учителя.

Итак, мы познакомились с жизнью людей в
древнегреческих полисах. Знаем, что демос
добивался права участвовать в управлении
Афинами и требованием отменить долговое рабство
и переделить землю. Для того чтобы изменить эту
опасную обстановку в стране, знать и демос в 594 г
до н.э. сообща избрали архонтом Салона. Он начал
осуществлять преобразования в стране или
реформы.

Задача для учащихся: Какие реформы осуществил
Солон в Древних Афинах?



ПЛАН

  1. Причины восстания Демоса против знати?
  2. Отмена долгового рабства.
  3. Перемены в управлении Афинами. Чем они были
    вызваны?
  4. Почему Солон вынужден был покинуть Афины?

Слово учителя: Кем был Солон?

Солон принадлежал к знатному роду Метондитов,
из которого вышли афинские цари. Это
государственный деятель богатством не обладал,
принадлежал к слою граждан со средним достатком
(разные источники по-разному трактуют этот факт).
Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью.
Среди человеческих качеств, отмеченных у Салона,
главным было — любознательность. Он был не только
видным политическим деятелем, но и мудрецом и
поэтом. Он говорил о себе так: “Стар становлюсь,
но всегда многому всюду учусь”. Кроме того, он
был убежден, что честное имя дороже денег, и так
писал в одном стихотворении: “Так же стремлюсь я
богатство иметь, но владеть им нечестно. Я не
хочу: наконец. Правда ведь все же придет”.

Особенно прославился Солон во время борьбы
афинян с соседним городом Мегарами за остров
Саламин. В начале афиняне потерпели поражение, и
на Саламине расположился военный отряд мегарцев.
Саламин закрывал вход кораблей в афинскую
гавань, но аристократам не нужна была морская
торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли,
правители запретили под страхом смерти даже
упоминать название острова.



Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел
толпе народа свое новое стихотворение, в котором
много раз повторялось запрещенное название
острова. Впоследствии Солон сам лично возглавил
борьбу добровольцев за этот остров и добился
победы.

Работа учащихся с учебным текстом:

1) Причины восстания Демоса против знати.

- Всевластие знати неравенство между бедными и
богатыми привело к восстанию демоса.

2) Отмена долгового рабства

- Солон велел выкинуть с полей долговые камни и
отменил долги.
- Отныне по закону Солона человек, сделавший
новый долг, отвечал за его выплату только своим
имуществом.
- Солон распорядился отпустить на волю всех
должников, и тех выкупить, кто продан был за море.

3) Перемены в управлении Афинами.

- Солон многое сделал чтобы знать преимуществ
по управлению государством.
- Отныне архонтом мог стать не только знатный
человек, достаточно было обладать богатством.

- Для решения важнейших государственных дел
стали созывать народное собрание, в котором
участвовали все свободные афиняне (они
назывались граждане) (наглядное пособие на доске:
карта Древней Греции, хронологическая таблица,
таблица терминов, кроссворд).

- Солон отменил самые жестокие из законов
Драконта и учредил выборный суд (впервые в
истории судьи должны были выбираться по жребию
из числа всех граждан независимо от их знатности.

А теперь перейдем к терминам:

  1. Граждане – все свободные жители Афин.
  2. Народное собрание – орган, который решал важные
    государственные дела, в его работе участвовали
    все граждане Афин.
  3. Демократия – “власть демоса”, или
    народовластие.

Для закрепления полученных знаний
предлагается кроссворд.

По вертикале: 1) Верхний город. 2) Афинский
архонт составивший свод законов отличавшихся
особой жестокостью

По горизонтали: 1) Основатель первой
афинской демократии. 2) Свободные жители Афин,
принадлежащие к постоянному населению.




Следующий: