Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


Тема урока: Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона.

Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э.

Цель урока:

рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах.

Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Основные понятия и термины:

аристократия, демос, граждане, должностные лица, архонт, стратег, источники рабства, долговое рабство, долговой камень, пятисотмерники, всадники, гоплиты, феты, демократия.

Оборудование:

Карта «Древняя Греция»
Учебная картина «На агоре»
Компьютер, проектор.
CD: «История. 5 класс». «История Древнего мира».

Ход урока

План:

Вводная беседа.

1. Борьба демоса с аристократами.
2. Отмена долгового рабства.
3. Права и обязанности афинских граждан по реформам Солона.
4. Гражданские права афинян.

Вводная беседа.

- Покажите на карте территорию Афинского полиса, опишите его местоположение. (Область Аттика в Средней Греции)
- Что такое полис? (Город – государство с прилегающей округой) (Приложение1).
- Какие группы населения можно выделить в Афинах? Чем отличалось их положение?

Переход к новой теме.

1. Борьба демоса с аристократами.

Вопросы учащимся:

— В чьих интересах было устроено в Афинах управление? Как называется такая форма власти?
-Объясните крылатое выражение «драконовские законы». Почему афиняне говорили, что эти законы «писаны не чернилами, а кровью»?
- Какие социальные отношения отражены в басне Гесиода о Соловье и Ястребе? Кто стоит за пернатыми персонажами?

Учитель читает отрывок из басни:

Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб,
Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.
И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»
Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.

(Ребята уверенно определяют: Ястреб – это аристократ, Соловей – простолюдин)

Вопрос учащимся:

- Подумайте, кто из афинян был недоволен таким управлением? Почему?

Метод «оживления картины» («На агоре»)

- Как вы думаете, о чем могли спорить эти люди в центре картины? Ребята высказывают предположения.
Показывается подготовленная сценка:

Торговец:

- Я богаче тебя. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Аристократ:

- Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.



- Что означают слова «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»?

— Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали?

- Чем были недовольны простые земледельцы? — (Приложение 2).

( Ребята говорят о разорении земледельцев. На полях бедняков ставили долговые камни, отбирали землю. Должника продавали в рабство, могли продать на чужбину, навсегда разлучить с семьей).

Подводятся выводы и записываются в тетради «Требования демоса»:

  1. Богачи хотели получить право участвовать в управлении полисом.
  2. Бедняки требовали отменить долговое рабство и вернуть им потерянные земли.
  3. Бедняки требовали отобрать часть земли у знати и поделить между неимущими.

В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними. Эта междоусобица ослабляла Афинское государство и наносила ущерб всем его гражданам. Тогда противники обратились с просьбой примирить их к самому уважаемому в Афинах человеку – Солону. – (Приложение 3).

Выступает ученик с подготовленным сообщением о Солоне. (Приложение 4).

Вопрос учащимся:

- Как вы думаете, почему и демос, и аристократы уважали Солона?

(Ребята говорят о том, что аристократов привлекали знатное происхождение Солона, его образованность, демос же привлекали деловые качества Солона – сумел разбогатеть, занимаясь торговлей, но не кичился богатством, не презирал бедняков, был честным).

2. Отмена долгового рабства.

В 594 г. до н. э. Солон был избран первым, то есть главным, архонтом. Он издал новые, более справедливые законы взамен жестоких законов Драконта и провел реформу (преобразование) управления государством.

Познакомьтесь со стихотворением Солона, в котором он говорит о своих реформах. Назовите эти реформы.

Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая –
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, богоданный град,
В рабство проданных вернул я многих…
Всех освободил. Я этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
И так исполнил все я, как и обещал,
Со знатными простых в законах уравнял
Для каждого прямую правду указав…
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я точно волк, вертелся среди стаи псов.

Называются и записываются в тетради:

— освобождение должников от рабства;
- сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам;
- возвращение в Афины проданных в рабство за долги;
- равенство всех перед законом.

- Означает ли реформа Солона полное уничтожение рабства в Афинах?

(Нет, остались привозные рабы-чужеземцы).

— Что имел в виду Солон, говоря «я точно волк, вертелся среди стаи псов»? Кто и почему был недоволен его реформами?

Сравните мнение по этому вопросу философа Аристотеля и историка Плутарха.

Аристотель:



«…Обе стороны изменили свою позицию потому, что установленный им порядок не соответствовал их ожиданиям. Народ ждал, что он произведет полный раздел всего, знать же рассчитывала, что он сохранит прежний порядок или лишь немного его изменит. Но Солон разошелся с теми и другими, и, хотя имел возможность, вступив в согласие с любой стороной, установить тиранию, он предпочел вызвать ненависть тех и других, лишь бы спасти отечество и установить наилучшие законы».
Плутарх: «…но Солон не угодил ни тем, ни другим: богатых людей разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что не произвел передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте».

Вывод:

Главной целью реформ Солон считал не удовлетворение требований какой-либо из сторон за счет других, а предоставление всем равных прав перед законом, прекращение усобиц, ослаблявших государство.

3. Права и обязанности афинских граждан по реформам Солона.

Работа с учебником – с.123. – п.3 — 4. Заполните таблицу:

Категории афинских
граждан

Обязанности

Права

1.Самые богатые граждане
(«пятисотмерники»)

За свой счет строили и содержали военные корабли. Вносить деньги в казну на государственные нужды.

Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на высшие государственные должности – архонтов, стратегов.

2.Состоятельные люди
(«всадники»)

Служили в армии, как правило, всадниками.
Вносить деньги в казну на государственные нужды.

Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на государственные должности

3.Люди со средним достатком («зевгиты»)

Служба в армии
тяжеловооруженными воинами – гоплитами. Вносить деньги в казну на государственные нужды.

Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на государственные должности

4.Самые неимущие:
безземельные или малоземельные – «феты»

Служила в армии
легковооруженными воинами, а во флоте матросами и гребцами.

Участие в Народном собрании. Избираться в суд.

Эти реформы способствовали укреплению афинской армии и государства. Вновь возрастает роль Народного собрания. В нем теперь могли участвовать все взрослые афинские граждане. На собрании решались самые важные государственные дела и принимались новые законы. Главные должности теперь могли занимать не только аристократы, но и богатые люди из демоса. Судьями могли быть все граждане, независимо от размеров имущества. (Приложение 5).

— Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от своего права стать судьей?

(Ребята вспоминают, что за исполнение должностных обязанностей в Афинах не платили. Бедняки должны были работать, чтобы кормить свои семьи)

4. Гражданские права афинян.

Помимо рассмотренных выше реформ Солон издал и ряд других законов.



Вопрос учащимся:

На воспитание, каких качеств человека были направлены законы Солона?
- Кто ведает обиду, тот может жаловаться в суд.
-Кто во время междоусобных раздоров не примкнет ни к одной из сторон, тот лишается гражданских прав.
-Кто не может указать, на какие средства живет, тот лишается гражданских прав.
-Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца такой сын не обязан содержать.

Выводы:

Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти демоса.
Государство защищало своих граждан, охраняло их права. Главной ценностью была свобода гражданина. Даже последний бедняк отныне мог не бояться долгового рабства.
Граждане должны были активно участвовать в жизни своего государства, не быть безучастными к его проблемам.

Домашнее задание: § 28, вопросы.

Литература:

  1. Колпаков С.В., Рогожкин В.А., Тырин С.В. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. – М., 2006.
  2. Беккер К.Ф. Мифы Древнего мира. Всемирная история. – Саратов, 1995.
  3. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. – М., 2001.
  4. Немировский А.И. Древний мир. Культура и власть. Книга для чтения. – М.,1999.
  5. Плутарх. Солон. Разорение крестьян Аттики. Борьба демоса с аристократией и его победа. Права граждан//Хрестоматия по истории древнего мира. – М.,1991. – С.144-149.
  6. Солон//История Древнего мира в художественно-исторических образах. – М.,1978.



Следующий: