Зарождение демократии в Афинах 5-й класс

Цели:

  • Получить набор фактов о положении различных групп населения в Афинах, о
    реформах Солона.
  • Научить учащихся оперировать понятиями реформа, демократия.
  • Научить учащихся делать предположения на основе имеющихся знаний и
    опыта.
  • Научить учащихся анализировать факты и сведения, делать выводы и
    обобщения.
  • Прививать учащимся навык иметь свое мнение по проблеме.

Технология: французские мастерские.

Оборудование:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира:
    учебник 5 класса. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Таблички с названиями групп – категорий населения
    (крестьяне-земледельцы, купцы, городской демос, знать)
  3. Алгоритм выполнения заданий

Ход урока

Учащиеся делятся на 4 группы по 5-6 человек и рассаживаются вместе. Группы
получают названия по категориям населения: крестьяне-земледельцы, купцы,
городской демос, знать и соответствующие таблички. Затем группы получают
алгоритм выполнения заданий:

  • индивидуальное размышление над проблемой;
  • обсуждение проблемы– задания в группе;
  • принятие коллективного решения по проблеме;
  • презентация классу готового продукта.

Далее группы получают поочередно задания (I–VII).

Задания:

I. Рассказать об условиях жизни своей категории населения, используя текст
учебника.

В результате презентации этого задания мы узнаем о бедственном и бесправном
положении земледельцев, демоса, о порабощении их знатью.

Найти выход из сложившейся ситуации.

На презентации данной проблемы учащиеся чаще всего предлагают устроить
восстание или (редко) провести реформы.

Учитель: В 594 году до н.э. по желанию знати и демоса в Афинах
архонтом был избран Солон-мудрец, поэт, оратор. Солон был уважаемым в Аттике
человеком, он занимался почетным в то время делом – морской торговлей. Честный и
умный, искренне желавший улучшить ситуацию, Солон сразу приступает к реформам.

II. Разработать свой проект реформ.

На презентации готового продукта учащиеся предлагают следующие варианты:

  • отменить законы Дракона;
  • отобрать землю у богатых и поделить ее между гражданами Афин;
  • забрать излишки земли у богатых и раздать ее бедным;
  • для решения важных вопросов созывать собрание свободных граждан и т.д.

III. Какие реформы провел Солон?

Используя текст учебника, учащиеся делают следующие выводы:

  • Солон отменил законы Дракона, т.е. долговое рабство;
  • Солон отпустил на волю всех рабов – должников;
  • Солон велел выкупить за деньги государства всех проданных заграницу;
  • Солон ввел закон, запрещавший обращать в рабство за долги.

Эти выводы записываются в тетрадь под заголовком “Реформы Солона”.

IV. Подумайте, как управлять обществом, чтобы сохранить мир и равновесие?

На презентации этого задания учащиеся говорят о необходимости создания армии,
созыва народного собрания, которому будет подвластно решение всех вопросов,
создания независимого суда.

V. Как же происходило управление государством при Солоне?

Работая с текстом учебника, учащиеся следующие выводы:

  • знать была лишена преимуществ в управлении государством;
  • архонтом мог стать выходец из демоса, обладавший богатством;
  • созывалось Народное собрание из всех свободных афинян (граждан);
  • устанавливался народный суд, судьи выбирались независимо от знатности и
    богатства, давали клятву;
  • на суде могли присутствовать все желающие афиняне;
  • судьи голосовали тайно, путем бросания черных и белых камешков.

VI. Каково отношение вашей группы населения к Солону?

На презентации узнаем, что все слои населения оказались не довольны Солоном:
купцы и знать лишились бесплатных рабочих рук в результате отмены долгового
рабства, демос и крестьяне не получили земли, т.к. ее не отобрали у богатых.

VII. Что же делать Солону?

Обсудив по группам эту проблему, учащиеся приходят к выводу, что Солон должен
сдать бразды правления и уйти.

Учитель: Солон действительно попросил у афинян разрешения уехать за
пределы страны. Он много странствовал, писал стихи, находясь вдали от Родины,
прожил долгую жизнь, умер в возрасте 80 лет.

Вывод (записывается в тетради): Законы Солона способствовали
ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, оформили
государственный строй Афин, как города-полиса, заложили основы афинской
демократии
(демократия-власть народа).

Домашнее задание: пересказ параграфа 30, сообщение о Солоне или
рисунок по теме.


Следующий: