Заповедными тропами

Цель: познакомить учащихся с особо охраняемыми территориями в Республики Башкортостан.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить особенности особо охраняемых территорий;
  • научить выделять, различать особо охраняемые территории.

Воспитывающие:

  • формирование у детей умения работать в коллективе, слушать товарищей;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • развивать познавательные способности обучающихся, самостоятельность.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор,
  • листы бумаги,
  • конверты с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент

Подготовка рабочего места. Настрой на работу.

Взгляни на глобус:
Вот он — шар земной,

На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной
Всего лишь навсего
Не больше обыкновенного листка,
Берёза же Великая Россия -
Так зелена, так высока!

II. Повторение изученного материала

Игра — викторина «Знай-ка»

(Ребятам раздаются приготовленные листы бумаги, на которых написано ключевое слово Башкортостани 10 вопросов.)

Педагог: Начальными буквами ответов на вопросы будут буквы ключевого слова.

Б. Князь, именем которого назван народ — башкиры (князь Башкордъ).

А. Озеро, которое по легенде охраняла белая куница (озеро Асылы-куль).

Ш. Пещера карстового происхож­дения на правом берегу реки Белой в 4 километрах от деревни Новоакбулатово (Шульганташ).

К. Главный приток реки Белой (Караидель).

О. Субъект РФ, с которым граничит Башкортостан на юге (Оренбур­гская область).

Р. Известный русский исследователь края, быта и традиций башкирского народа (П.Рычков).

Т. Район, в котором находится крупное месторождение залежей нефти (Туймазинский).

О. Город, который был основан на башкирских землях в 1735 г. в устье реки Орь (Оренбург).

С. Река в Ишимбайском районе, исчезающая в карстовых подземных пустотах (Сиказе).

Т. Шихан в окрестностях г. Стерлитамака (Тратау).

А. Водопад на территории РБ (Атыш).

Н. Поделочный камень, который добывается на территории республики и используется в ювелирном деле (Нефрит).

III. Сообщение темы и цели занятия

- Ребята, оказывается, в природе существуют не просто леса или реки, озёра, а есть такие территории, которые называются особо охраняемыми.

- Давайте вспомним. Почему они так называются?

(Ответы учащихся).

- Чуть позже мы с вами узнаем, правильно ли вы ответили на этот вопрос.

IV. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Педагог:

Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан составляет 1045952,22 тысячи гектаров, или 7,3 процента от площади республики. Как известно, особо охраняемые природные территории являются главными очагами сохранения ландшафтного и биологического разнообразия.

На территории республики расположены три заповедника («Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский»), национальный парк «Башкирия», три природных парка («Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье»), 29 государственных природных заказников, в том числе 15 зоологических, 178 памятников природы, 7 округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».

Заповедники и национальный парк, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения, находятся в ведении Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан. Кто из вас подготовил сообщение о заповедниках?

- Марат поможет мне, и расскажет нам о Южно-Уральском заповеднике.

(Приложение № 1 Сообщение о Южно-Уральском заповеднике)

Педагог:

Пожалуй, не меньший интерес представляют природные парки и памятники природы. Памятники природы — это природные объекты, которые по научным, культурно-просветительным, историческому значению, заслуживают охраны и ухода. К ним относятся: водопады, пещеры, старо возрастные деревья, озера, место произрастания редких растений.

Памятники природы охраняются в соответствии с законом об особо охраняемых РБ.

Памятники бывают районного, республиканского, международного значения.

По характеру памятники различают: комплексные; ботанические; геологические; зоологические и т.д.

Особое значение имеют:

1. Пещеры — Шульганташ, Лаклинская, Кутук-сумган, Охлебининская;

2. Водопады — Туялез, Атыш, Кукраук и др.;

3. Озера — Асыль-Куль, Кандры-Куль, Шамсутдин, Якты-Куль (Банное);

4. Горы — Янган-Тау, Иремель, Большая Тастуба, Стерлитаматские Шиханы;

5. Леса — Елово-Пихтовые (Дюртюлинский район), сосновые боры и др.;

6. Минеральные источники — «Кургазак», Красный ключ, Красноусольский, Бирские, Уфимские.

(Показывает изображение.)

Об одном из памятников природы расскажет Настя.

(Приложение № 2 Сообщение об озере Асылы-Куль ).

Педагог:

Природа современного Башкортостана весьма далека от своего первозданного вида. Исчезли степи, многие леса, обмелели реки, из-за массовой распашки почв — эрозия почв, т.е. резко меняется естественный ландшафт и даже рельеф местности. Все более интенсивное использование богатств природы — поставили задачу их охраны, их восстановления.



Первые Указы об охране окружающей среды были изданы при Петре 1.

Истощение ресурсов происходило с давних времен. Наиболее широко применялись — с 20-х гг., т.е. начали, реальны действия. Развитие промышленности, энергетику, нефтедобычу, рост городов, транспортных магистралей — все это продолжало сильно менять ОС — это вызвало необходимость разработки системы мер по охране природы.

А теперь ребята давайте с вами посмотрим слайд фильмы о заповедных местах нашего Башкортостана.

(Приложение № 3,4 Слайд фильмы- данные приложения можно получить у автора работы).

Педагог:

- Ребята, теперь вы знаете, что такое особо-охраняемые территории? (Ответы учащихся)

- Скажите, пожалуйста, почему же нельзя заниматься хозяйственной деятельностью на территории заповедника? (Ответы учащихся).

- Давайте вернёмся к нашим помощникам — книгам найдём определения, что же такое заповедники, национальные парки, заказники, природные парки, памятники природы. (Работа с литературой)

V. Физминутка

Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

VI. Закрепление изученного материала

- Ребята, сегодня для закрепления материала я приготовила вам задания. Работать вы будете по группам (с помощью педагога ребята делятся на равносильные группы). Красный конверт для одной группы, жёлтый — для другой.

1) Красный конверт

Дать определения заповедникам и привести примеры.

Заповедники - территории полностью или частично выведенные из хозяйственной деятельности. Всего в мире 300 заповедников, в РФ -17, в Башкортостане биосферных заповедников нет.

Биосферные - равномерно распределены по всему миру, и каждый заповедник — какой-то природный ландшафт, создают там, где природа еще не утратила своих первозданных черт; заповедники могут создаваться и на тех территориях, которые нарушены человеком.

Леса и болота для сохранения требуют полного заповедования. Заповедники имеют разную направленность:

В Ильменском — охраняются в первую очередь минералы.

В Астраханском — водоплавующие птицы.

В Шульганташ — башкирская бортевая пчела, на его территории находится Капова пещера, на стенах которой до сих пор сохранились рисунки древнего человека.

Однако с целевой охраной специального объекта сохраняются и все остальные компоненты этих экосистем.

В Республике Башкортостан три заповедника: Башкирский, Шульганташ, Южноуральский.

Башкирский государственный заповедник - самый старый, был основан в 1930 году. На его территории охраняется более 20 редких растений и редкие виды животных (марал, беркут, хариус, форель).

2) Жёлтый конверт

Дать определение национальным паркам и привести примеры.

Национальные парки - создание условий для организованного отдыха людей на лоне хорошо охранявшейся природы. В парках могут быть зоны с полной изоляцией от посещений (т.е. по существу заповедники) и зоны, где можно жить в палатках, есть специальные тропы, дороги для передвижений туристов, места для стоянок, создаются гостиницы, легкие дома, игровые площадки.

Ходить по лесу, разжигать костры, охотиться, собирать грибы и ягоды в парках з а п р е щ а е т с я!

Башкирский национальный парк — южная часть республики, Нугушское водохранилище. Здесь можно отдыхать и по специальным разрешениям (лицензиям) ловить рыбу.

Синий конверт

Дать определения памятникам природы и заказникам и привести примеры

Памятники природы - это музеи природы, маленькие заповедники. В Республике Башкортостан — 114 памятников природы (гора Иремель с сообществами горных тундр, в составе которых очень много редких растений; озеро Яктыкуль в Абзелиловском районе; сосновый бор под Каинлыково (Краснокамский район); гора Тратау в Стерлитамакском районе).

Заказникиорганизуются на определенный срок для восстановления поголовья промысловых зверей или популяций лекарственных растений Восстанавливаемые виды использовать запрещается, хотя на территории заказника возможна хозяйственная деятельность с использованием всех прочих видов растений или животных (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственного сырья, сбор грибов и ягод и т.д.).

Заказники по охране охотничье-промысловых животных имеют большую площадь, на которой создаются условия для нормального воспроизведения популяций крупных животных или осторожных птиц.

Бирский государственный заказник имеет площадь свыше 18 тыс. га (лоси, зайцы-беляки, куницы, тетерева).

В Карлыхановском заказнике охраняется бобр, норка, выдра, куница, тетерева.

Архангельский (18 тыс. га.), которые заняты в основном прудом. Там охраняются водоплавающие птицы.

Небольшие заказники Яган-тау, Елановский — 4-5 тыс. га

Заказники по охране лекарственного сырья — обычно имеют площадь в несколько десятков гектаров лесосады.

VII. Домашнее задание

- Ребята, дома составьте, пожалуйста, кроссворд на тему “особо-охраняемые природные территории”; а для самых любознательных следующее задание: найти и подготовить сообщения, о ООПТ о которых мы не говорили на занятие.

VIII. Итог урока.

- Ребята, с какими видами ООПТ мы познакомились сегодня на занятии?

- Назовите, какие ООПТ находятся на территории нашей Республики.

- Все сегодня поработали очень хорошо. Молодцы! Спасибо за занятие!

Сообщения, подготовленные учащимися (приложения № 1,2)

Слад фильмы (приложение № 3,4- данные приложения можно получить у автора работы)

Презентация




Следующий: