Западная Сибирь. Природные ресурсы и проблемы их освоения

Цель урока: выявить особенности природы
Западной Сибири, проблемы освоения природных
ресурсов и пути решения.

Задачи:

- сформировать знания об особенностях природы
Западной Сибири, ее природных ресурсах и
использовании человеком;

- способствовать развитию чувства
ответственности за сохранение природы;

- развивать экологическое мышление учащихся,
способствовать осмыслению проблемы
рационального освоения ресурсов.

Форма урока:

ролевая игра конференция с
участием экологов, этнографов, геологов,
экономистов.

Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань
А за Уралом — зауралье
А там своя иная даль.

Учитель:

Посмотрите на карту и скажите, что
подразумевал Твардовский под словом даль?

Ученики:

Твардовский под словом даль
подразумевал территорию Западной Сибири.

Учитель:

Какие особенности природы
характерны для этого природного района?

Ученик:

Западно-Сибирская равнина – одна из
крупнейших равнин нашей планеты. Ее размеры с
севера на юг 4500 км и с запада на восток от 950 до 1600
км. Всего площадь равнины составляет 3 млн.кв. км.
Это молодая платформа с мощным осадочным чехлом,
климат континентальный, избыточное увлажнение,
сильная заболоченность. Полноводные реки: Объ,
Иртыш.

Большая площадь зоны тундры и небольшая –
лесостепи.

Учитель:

Что выделяет его среди других
районов нашей страны? Определите одну из
характерных рукотворных деталей современного
ландшафта (учащиеся по группам представляют свой
образ Западной Сибири, происходит обсуждение).

Ученики:

Западная Сибирь – это край
полноводных рек, бескрайней тайги, запасы нефти,
газа, край мужественных людей, осваивающих
богатства Сибири.

Учитель:

Итак, так все же чем богата Западная
Сибирь?

Когда говорят о природных ресурсах Западной
Сибири, часто употребляют эпитеты –
колоссальные, уникальные и т.д. И это совершенно
справедливо.

“Русская легенда гласит: о том, что когда бог
пролетал над Сибирью, у него замерзли руки, и
выпал мешок с богатствами”.

Вспомним, что еще столетия назад передовые
деятели России были увлечены будущим этого края.
Известны пророческие слова основоположника
русской науки М.В. Ломоносова: “Богатства России
будут прирастать Сибирью”.

Край, где несметный клад заложен,
Под слоем слой,
Мощней вдвойне.
Иной еще не потревожен
Как донный лед на глубине.

А. Твардовский

Назовем природные ресурсы Сибири и заполним
схему:

Более подробно остановимся на добыче нефти.


Слово представителям Газпрома.

Вопросы на карточке.

1. Какова роль Западной Сибири в хозяйстве
России?

2. Назовите крупнейшие месторождения нефти и
газа?

3. В чем суть теории академика Губкина И.М.?

4. Каковы свойства нефти и газа Западной Сибири?

Главное богатство Западной Сибири это нефть. На
территории добывается 70% нефти, 90% газа
(изображено наглядно на диаграммах) В
непроходимых болотах, тайге трудятся
землепроходчики и нефтяники, ведущие поиск и
добычу нефти, газа. В конце 1959 г на берегу р. Ковды
у поселка Шаим была добыта первая промышленная, а
в марте 1961года забил нефтяной фонтан у Мегиона.
Открыты и освоены 100 богатейших месторождений
нефти в Самотлоре, в Уренгое, на Ямале,
Ямбургское, Медвежье, Мессояхское и т.д.
Западносибирская нефть отличается высоким
качеством. Она легкая, малосернистая,
характеризуется большим выходом легких фракций
и содержанием попутного газа, что является
ценным химическим сырьем.

Нефть и газ необходимы не только Западной
Сибири, но и всей стране. Поэтому мы должны
добывать их как можно больше и любой ценой. И мы с
этим утверждением согласны.

Учитель:

ребята, вспомните, чем объясняется
наличие на этой территории топливных ресурсов?

Почему еще в 1939 г. академик Губкин высказал
предположения о наличии нефти и газа в недрах
Западной Сибири?



Учащиеся:

Объясняется это геологическим
строением. Западная Сибирь – плита (молодая
платформа). В основании равнины расположена
платформа, в осадочном чехле которой залегают
осадочные полезные ископаемые. Отметим это на
схеме. (Приложение1)

Учитель:

Усилиями советских геологов эта
гипотеза превратилась в реальность.

Почему так долог и труден был путь к богатствам
Сибири?

Учащиеся:

препятствием быстрого освоения
месторождений был суровый климат, вечная
мерзлота, большая заболоченность территории.

Учитель:

Есть смысл в сложных природных
условиях заниматься добычей нефти?

Согласны ли вы с этим высказыванием? Может быть,
добыча нефти, газа принесла какие то социальные
блага? Как живут нефтедобытчики, коренное
население?

Что происходит с природой?

Что думают об освоении Западной Сибири экологи?


Слово представителям экологов.

Вопросы на карточке:

1. Что происходит с природой Западной Сибири?

2. Как деятельность человека влияет на природу?

Славившаяся несметными богатствами лесов, рек,
озер, средняя Обь истреблена нефтью. Из рассказов
тех, кто первыми добывали нефть, они чувствуют
себя преступниками. “Когда мы приехали в эти
места, рыба в реках кипела. Рукой можно брать. А
сейчас, нефтяная пленка на воде отравляет реки и
озера. Гибнут птица и рыба, уходят звери…”.


Слово представителям этнографов.

Вопросы на карточке.

1. Определите, какие коренные народы проживают
на территории Западной Сибири?

2. Как изменилась их жизнь с вторжением
научно-технического прогресса?

3. В чем заключается проблема малых народов?

Слово этнографам: коренные народы Сибири это
ханты, манси, ненцы. Главная беда — “великие
стройки” принесли малым народам Сибири
неисчислимые бедствия. Здесь экологические
проблемы приобретают национальные аспекты. В
связи с освоением, бурением скважин на
территории Западной Сибири уничтожены оленьи
пастбища, рыба в реках, охотничьи угодья. А
поэтому традиционные промыслы местных жителей в
прошлом. Появляется проблема вымирания малых
народов Сибири. Доказательства:

Есть такая песня у манси:
Мы уйдем, покинем землю,
Чтобы больше не родиться
И на быстрых конях – лыжах
Не скользить за соболями
Наши лодки, как могилы,
На песках сгниют тоскливо,
И в деревнях опустелых
Будут жить одни лишь мыши…


Слово представителям экономистов.

Вопросы на карточке.

1. Чего мы добились в освоении Сибири кризиса
или успеха?

2. Получил ли регион социальные выгоды?

3. Оцените ущерб хозяйству и природе от
нефтегазового комплекса.

Ничего подобного. Коренные жители всегда жили
хуже пришлых. Было “золотое время” для тех, кто
приехал добывать нефть, газ особое снабжение,
любой дефицит. Но национальных сел не коснулось.
Даже коэффициенты: нефтяникам — 1,7, у местных
жителей — 1,3. Будто оленеводы, охотники живут в
более мягком климате, чем они.

Регион не получил ни каких выгод. Цифры
показывают: газ проведен — 4% поселков, водопровод
- 5%.

Загрязняется природа. Исчезают оленеводство,
рыболовство, охота. Происходит постепенное
вымирание малых народов Сибири.

Да вряд ли думал М.В. Ломоносов, что так
варварски потомки будут осваивать Сибирь.

Но никто не мог предугадать, что между природой,
коренным населением и специалистами, ведущими
добычу нефти, возникнут противоречия.

Подведем итог.

Учитель:

Как решать экологические,
демографические проблемы?

Ученики:

Добычу нефти не остановить.

Начинать надо с формирования чувства
ответственности за природу своей страны со
школьной парты.

Сохранять малые народы.




Следующий: