Западная Сибирь. Население Алтая

Цели и задачи:

  • Сформировать понятие сельский тип поселения;
  • Раскрыть особенности занятия, быта и
    приспособленности к природным условиям
    поселений Алтайского края;
  • Определить причины и проблемы вымирания
    деревень края
  • Развивать географическое мышление, устную речь,
    способность выделять главное из текста, читать
    тематические карты, анализировать и делать
    выводы.
  • Воспитывать чувство самостоятельности и
    инициативности. Патриотизма и любви к своему
    краю;
  • Тип урока:

    исследование.

    Оборудование:

    атласы Алтайского края. России.
    Архивные документы исчезнувших деревень.
    Музейные экспонаты. Презентация. Компьютер.

    Ход урока


    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя

    «Родина! Когда, мы произносим
    это слово, перед мысленным взором встает великая
    Держава с ее богатствами, трудовыми свершениями.
    Однако, у каждого человека есть свой, милый
    сердцу уголок земли, где он родился, увидел свет
    солнца, сделал первые шаги, учился, получил
    путевку в трудовую жизнь. Этот город или село
    нельзя противопоставлять другим, но именно с
    него, с отчего порога и начинается для нас
    Родина». Так сказал о малой родине писатель В.
    Жемеров в своей книге «Славгород».

    А какие ассоциации возникают у вас, когда вы
    слышите слова — моя малая родина?

    Чем дорог для вас этот уголок России, за что вы
    его любите?

    Что бы вы хотели узнать о своей малой родине
    еще?

    (дети отвечают на вопросы, определяют для себя
    цели)

    Да, любовь к родной земле — могучее чувство.
    Известный географ Ю. Ефремов сказал:

    «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю,
    чем лучше знаю». Как видно из слов, чем больше
    знаешь то место, где ты живешь, тем больше его
    любишь. Сегодня на уроке мы будем изучать
    сельские поселения Алтайского края -
    территории, где мы с вами живем.

    До революции 97 % проживало в сельской местности.
    В настоящее время доля сельского населения в
    крае составляет 47.8%.И сельское хозяйство было и
    остается главным занятием населения.
    Центральной осью деревни, как правило, являлась
    транспортная магистраль, река, озеро.

    Природа для крестьянина была средой
    жизнеобеспечения. Она определяла уклад жизни и
    занятия. Под ее влиянием сложилась культура и
    традиции, обо всем об этом и о многом другом мы
    сегодня и попытаемся поговорить.

    Главными источниками знаний у нас будут:
    атласы, учебники и дополнительная информация,
    Интернет, презентации. И самое главное это вы и
    ваше желание работать.

    Цель у нас одна — узнать как можно больше о
    людях, живущих в сельской местности нашего края и
    создать образ села.

    Для работы предлагаю объединиться в группы.
    Каждая группа сама выбирает себе тему и вопрос
    для работы, используя для ответов собственные
    знания, умения, материал первоисточников,
    которые лежат на столах.

    Чтобы сделать разминку и определить право,
    первого хода, выполним несколько интересных
    тестов.

    Знаете ли вы, что:

    первую медаль на Международной лондонской
    выставке 1851 года наши земляки получили за:

    а) руды золота и серебра;

    б) медь из змеиногорских месторождений;

    в) Колыванские чаши и вазы из яшмы и порфирита;

    г) сибирские меха.

    царица Елизавета конфисковала заводы и рудники
    Демидова, наказав его за:

    а) выплавку меди на Алтае;

    б) добычу самородного золотистого серебра;

    в) чеканку серебряной монеты.

    Для работы вам даны карточки — задания

    Каждая группа определяет для себя сферу
    деятельности: выбирает тему и вопрос
    определенной сложности, готовится и выступает.
    Каждая группа оснащена дополнительной
    литературой.

    1 карточка

    «История заселения территории нашего района»

    И вот уж сотню лет, почти,

    Стоит село ветрам подвластно,

    И ходоки на берегу

    Остановились не напрасно.

    1вопрос

    О каком селе и озере идет речь, откуда были эти
    ходоки, и с какой целью они сюда пришли? Согласны
    ли вы, что поселились они здесь напрасно?
    Используйте копию письма Бугайчука Ф. П.- сына
    первого жителя села .

    (учащиеся готовятся, находят необходимый
    материал, высказывают собственное мнение)

    2 вопрос.

    Представьте себя на месте первых переселенцев
    начала хх века. Как бы вы обустроили свое жилье,
    обеспечили себя питанием, теплом в первый год
    зимовки на берегу озера Ключи? Вам поможет книга
    учащиеся используют книгу «История культуры
    Алтая» и готовят собственный ответ.

    (Слайд №1)

    2 карточка

    «Рождение деревни»

    3 вопрос

    Откуда появлялись названия? Примеры (сообщения
    опережающего задания).

    (Слайд №2)

    Придумать задание классу.



    Как рождались деревни и села?

    Ответы.

    Названия поселений отражали географические
    особенности: Сосново, Рощино, Лесное, Топольное.
    Назывались по фамилиям или именами
    первопоселенцев Алексеевка, Петровка. Некоторые
    названия даны по именам рек и озер: Кулунда,
    Бурла, Песчанка.Другие названия связаны с
    церковными праздниками: Вознесенка, Покровка,
    Воздвиженка.

    4 вопрос.

    С чего начинается деревня? «Презентация. Слайд
    №3″ Особенности жилища крестьянина.

    Какие проблемы возникают при строительстве
    дома?

    Ответы.

    Деревня начинается с крестьянского дома. В
    зависимости от количества стен, дома делились на
    четырехстенки, пятистенки, шестистенки.
    Крестьянское жилище делилось по диагонали.
    Центральное место занимал красный угол с
    образами (Слайд) и столом. На почетной лавке
    сажали большаков — родителей, а на свадьбу
    молодых. Большое место занимала печь. Мебели
    почти не было: лавки, сундук. Перегородок в доме
    не было. Вышитые полотенца, самотканые дорожки.

    3 карточка

    «Природные условия»

    5 вопрос.

    Как природные условия влияют на быт и
    хозяйственную деятельность села? Проблема
    природных условий. В чем она?

    Одежда

    Культура

    Традиции.

    (Слайд № 4) Ответ.

    Традиционной мужской одеждой были длинная
    рубаха — косоворотка, ее носили на выпуск и
    широкие штаны. Шилась одежда из белого холста. В
    холодную погоду носили душегрейку кафтан из
    толстого сукна, армяки, зипуны. Девушки ходили с
    непокрытой головой, женщины обязательно носили
    платки.

    (Слайд № 5) Праздники в деревне справлялись как,
    христианские так и языческие.

    Примером языческого праздника является -
    масленица.

    На масленицу крестьяне безумствовали, мужчины
    одевали, маски — личины, а женщины переодевались
    в мужчин. Всю масленицу пекли блины, оладьи, как
    символ солнца. Этот праздник сопровождался
    играми, кулачными боями. В конце праздника
    сжигали чучело из соломы и мылись в бане. Много
    праздников было связано с сельскохозяйственными
    сезонами: Ильин день — жатва, Медовый спас -
    брали соты из ульев и др.

    (Слайд № 6) Кухня. Режим питания складывался под
    влиянием различных факторов — природных,
    экономических, религиозных, в формировании
    ритуала еды играло бережное отношение к еде,
    поскольку урожай давался нелегко. Имели место
    религиозные ограничения — пост. Приготовлением
    пищи занималась мать семейства. Время обеда и
    ужина строго соблюдалась. Главным первым блюдом
    были кислые щи и окрошка. Обязателен хлеб, пироги
    с начинкой, блины, каши, пареные овощи. Напитки
    квас, чай, настойки, брага. Кисели из ягод были
    густыми и подавались на десерт.

    4 карточка

    «Деревня в музыке и литературе.»

    Очень любимы в народе лирические задушевные
    песни о деревне, стихи и проза. (Слайд №7)

    5 карточка

    «Современная деревня »

    Ответ.(Слайд №8)

    В последние годы на селе происходят крупные
    преобразования: строится благоустроенное жилье,
    больницы, школы, кафе, магазины. Уровень жизни
    приближается к городскому.

    3. Закрепление

    Дополнительные вопросы (после выступления
    команд):

    1) Как появлялись названия?

    2) В чем особенности дома крестьянина?

    3) Назовите утварь дома крестьянина?

    4) Какие традиционные блюда русской кухни вы
    знаете?

    Учитель. Крестьяне жили в гармонии с природой, и
    в деревне сложилась своя неповторимая культура.
    Они сумели через столетия пронести особенности
    нашей славянской и русской культуры. А сегодня
    деревни вымирают, унося с собой частицу русского
    народа. Это проблема не только нашего края, но и
    всей России. Исчезновение деревень порождает ряд
    проблем:

    Вопрос: 1. Какие это проблемы?

    Ответы:

    Экономические — земли, распаханные приходят в
    запустение, зарастают и это влияет отрицательно
    на сельское хозяйство.

    Нравственные — вместе с деревнями умирает
    национальная культура, в мертвых деревнях
    остается малая Родина людей.

    Вопрос: 2.Причина их возникновения.

    4. Итог урока.

    Вопросы:

    Как сохранить культурные ценности?

    Что нового для себя узнали?

    Над чем задумались?

    5. Рефлексия:

    Свою работу оцените в листе учета. Ребятам,
    готовившим презентации и сообщения я ставлю
    «пять».

    Спасибо за сотрудничество!

    Домашнее задание по выбору:

    1. Составить 10 вопросов с ответами (вопросы
    начинаются со слова «Почему?»

    2. Составить кроссворд (15-20 слов) по теме «Жизнь в
    селе»

    3. Написать сочинение «Мне нравится мое село
    потому что «

    4. Написать реферат «Проблемы малых деревень».

    Приложение.




    Следующий: