Заочное путешествие по пушкинским местам для учащихся начальных и средних классов Этот удивительный Александр Серггевич…

Цели и задачи:

  1. Приобщать учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать
    её значимость для России, гордиться Пушкиным, удивляться ему, читать, заучивать
    наизусть, осознавать, что «Пушкин – это наше всё…»
  2. Посредством лирики Пушкина учить передавать слушателям живую мысль в
    прочувствованных образах, воздействовать на ум, чувства зрителей, быть понятным,
    впечатляющим, убедительным.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические, патриотические
    чувства; формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному;
    развивать творческую активность учащихся.

Оборудование:

  • альбом «Литературные места России» (авторы-составители В.Г. Ванслова и Ю.П. Пищулин) – М., «Сов. Россия», 1987;
  • фотолитературная композиция
    «Приют, сияньем муз одетый» (редактор книги П. Волков) – М., «Планета», 1988;
  • «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») — №7, 2007;
  • видеокассеты с фильмом-сказкой «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С. Пушкина
    и фильмом «А.С. Пушкин» из видеосборника «Классики русской литературы»;
  • аудиозапись пьесы Римского-Корсакова «Полёт шмеля» (музыкальные картинки из
    оперы «Сказка о царе Салтане»);
  • аудиозапись романса Г. Свиридова к кинофильму
    «Метель».

Ход урока

1. Психологический настрой на Пушкинский урок. Обращение к портретам поэта,
написанным разными художниками, где мы сразу узнаём его по живому, жизнелюбивому
лицу, умному, проницательному взгляду, вьющимся, непослушным волосам… Какая
энергетика, какая глубочайшая русская душа чувствуется в этом человеке, в этом
удивительном Александре Сергеевиче!..

2. Беседа с учащимися.

- А чем же удивляет нас Пушкин? Почему мы любим его и говорим: «Пушкин – это
наше всё»?! (Дети обмениваются мнениями, зачитывают отрывки из своих сочинений
«Пушкин в моей жизни»).

Ученик и учитель читают наизусть стихотворение А. Майкова «Перечитывая
Пушкина»:

Его стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный –
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…
Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё – восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!

3. – А сейчас мы отправимся… в гости к Пушкину, в нашу столицу, в Москву –
город, где он родился, к которому восторженно обращался в стихах:

«Москва! Я думал о тебе!..»;
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось!..»

(Просмотр первой части видеофильма: «Края Москвы, края родные…»).

4. Обмен мнениями об увиденном в фильме:

  • Что удивило вас?
  • Что нового вы узнали об Александре Сергеевиче?
  • Всё ли было понятно?

(Словарная работа со словом «лорнет»: используется словарь С.И. Ожегова).

- А только ли о Москве повествует этот фильм? (Есть упоминание о Царском
Селе, где прошла юность поэта: «Берег милый для меня…»).

5.

  • а) Рассказ ученицы о лицейской юности поэта, о том, «как всё начиналось»;
    показ собственного рисунка «Пушкин – лицеист».
  • б) Показ учителем фотографий и рассказ о пребывании в Царском Селе, на
    экскурсии в Лицее.
  • в) Рассказ ученика об И.И. Пущине – лучшем друге А.С. Пушкина со времён учёбы
    в Царскосельском лицее; чтение наизусть стихотворения «И. Пущину» («Мой первый
    друг!..»).

- Так случилось, что в 1824г. Пушкин был сослан в далёкое псковское село
Михайловское, своё родовое имение. Очень скучно и одиноко порой было ему там. И
как же рад он был, когда однажды в метельный зимний день к нему на лошадях, в
санях, по заснеженным дорогам в Михайловское приехал его «бесценный друг».
(Показ репродукции с картины Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском»).



6. – Как бы не было порой Пушкину тоскливо и одиноко в Михайловском, именно
там были написаны многие прекрасные стихи, и Пушкин полюбил эти красивейшие
места русской земли.
Отправимся и мы сейчас туда, в «приют, сияньем муз одетый»
и узнаем, как жилось Александру Сергеевичу в «стране, где Сороть голубая…».

(Просмотр второй части видеофильма: «В стране, где Сороть голубая…»).

7. – Не будь в судьбе Пушкина Михайловского, у нас, наверное, не было бы того
Пушкина, которым мы дышим с детства… Эти места когда-то очаровали Пушкина, а он
очаровал ими нас в своих стихах…

(Слушание стихотворения «Осень» в аудиозаписи; чтение детьми наизусть любимых
стихотворений; обзор лучших читательских дневников).

8. – Кто скрашивал одиночество Пушкина в Михайловском?

(Беседа о няне, чтение стихов о ней, рассуждения о роли Арины Родионовны в
создании Пушкиным его замечательных сказок…).

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — восклицал Пушкин, слушая в
Михайловском нянины сказки. И написал свои, великолепные сказки в стихах,
которые мы с упоением читаем, учим наизусть, рисуем. (Показ книг, портретов няни
и поэта, рисунков детей к сказкам А.С. Пушкина).

- Отправимся же в мир сказок Пушкина, в его загадочное «Лукоморье»!..

(Чтение детьми хором наизусть вступления к поэме «Руслан и Людмила»).

- Я знаю, вы любите эту поэму, мы с вами смотрели и фильм-сказку «Руслан и
Людмила». Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из него, где я хотела бы
обратить ваше внимание не на сказочного героя, а на реального исторического
персонажа – великого князя Владимира.

(Просмотр отрывка из фильма; беседа о князе Владимире, о его роли в защите и
объединении русских земель).

- А что случилось с храбрым Русланом дальше? Вспомним самый впечатляющий его
подвиг.

(Чтение ученицей наизусть отрывка «Бой Руслана с головой»).

9. Музыкальная пауза – «загадка».

- На что похожа эта музыка русского композитора Римского-Корсакова, и к какой
сказке Пушкина она написана?

(Звучит «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»).

10. – Посмотрите на замечательные рисунки, которые вы нарисовали к этой
сказке и послушайте ваши любимые отрывки из неё…

(Чтение детьми наизусть отрывков из «Сказки о царе Салтане…»).

11. – А теперь перенесёмся в другую глухую губернию – в Болдино…

«Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь,
соседей ни души… Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов», — писал
Александр Сергеевич другу П.А. Плетнёву.

А среди черновиков в тетради находятся нянины сказки: «Царь Салтан»,»Мёртвая
царевна».

Пройдут годы, и Болдинская осень Пушкина войдёт в историю как один из
высочайших взлётов русской поэзии.

(С дерева снимаются жёлтые листья, на которых произведения, созданные в
Болдинскую осень).

Учащийся читает наизусть стихотворение Д. Самойлова:

И за полночь пиши,
И спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне,
Благодаренье Богу, ты свободен,
В России, в Болдине, в карантине.

12. Звучит «Романс» Г. Свиридова к кинофильму по повести Пушкина «Метель».

- С осени 1835 года издание журнала «Современник» крепко привязало Пушкина к
Петербургу. Всемирно известный адрес «Мойка, 12» — последний прижизненный приют
поэта.

(Заочная экскурсия по пушкинскому музею в Санкт-Петербурге; используются
фотооткрытки).

13. Заключительная часть «урока-путешествия».

- Порадовал ли вас сегодня «удивительный Александр Сергеевич»? Чем?

(В заключение звучат отрывки из стихотворения Я. Полонского «А.С. Пушкин» в исполнении детей и учителя).




Следующий: