Занятия химией со слабомотивированными учащимися

Нашей стране нужны люди, умеющие учиться
самостоятельно. Общество заинтересовано в таком
работнике, который может решать разнообразные
проблемы, т. е. применяет полученные знания на
практике; обладает критическим и творческим
мышлением. Современный специалист должен
иметь и определенные качествами личности: быть
коммуникабельными в различных социальных
группах, уметь работать сообща, предотвращая
конфликтные ситуации или умело выходя из них.
Знание в настоящее время в условиях передовых
технологий становится единственным источником
конкурентного преимущества, но оно может быть
использовано только через квалификацию
работников.

Молодой специалист должен генерировать новые
идеи, творчески мыслить; грамотно работать с
информацией. Последнее включает в себя
способность собирать необходимые для
исследования факты, анализировать их, находить
пути решения проблемы, делать необходимые
обобщения, устанавливать закономерности,
формулировать аргументированные выводы. Основы
такой подготовки закладываются в школе. Конечно,
добиться подобного значительно труднее, чем
научить учащихся читать, писать, считать и
усваивать сумму разнообразных знаний по
различным предметам. Даже если школа справиться
с этой задачей очень хорошо, для современного
мира этого явно недостаточно.

Те учащиеся, которые успешно освоят базовый
курс школьной программы, но не будут уметь
самостоятельно работать с информацией, не смогут
рассчитывать на успех в информационном обществе
ХХI века. Если ученик знает, как учиться, получать
знания от учителя, искать и находить необходимую
информацию, используя самые разнообразные
источники, чтобы решить те или иные проблемы, то
ему легче будет потом во взрослой жизни повысить
свой профессиональный уровень, гибко
адаптироваться в реальном мире и искать пути
рационального преодоления возникающих
трудностей, чтобы на протяжении всей жизни иметь
возможность найти в ней свое место.

Выпускник современной школы должен быть
самостоятельно мыслящим человеком, способным к
самореализации. Все больше молодых людей сегодня
понимают, насколько им нужны знания,
практические и интеллектуальные умения для
самоутверждения в этой жизни. Конкурсы в высшие
учебные заведения достаточно убедительно это
демонстрируют. В школе пока подобного перелома
еще не произошло. Более того, наблюдается рост
немотивированности детей к обучению, снижение
заинтересованности в получении знаний и тем
более применении их в повседневной жизни.
Необходима существенная работа, учитывающая
указанные выше цели, поиск новых ее форм.

Но добиться этого можно лишь через такое
образование, в котором личность ученика была бы в
центре внимания педагога, а познавательная
деятельность ученика становилась ведущей.
Обучение, ориентированное на усвоение и
воспроизведение знаний, умений и навыков, не
может отвечать сложившейся ситуации. Однако в
условиях классно-урочной системы, ее жесткой
регламентации, господства авторитарного стиля в
педагогике реализовать эти идеи применительно к
каждому ученику практически невозможно.

Тематические дни, как способ
углубленного изучения разделов химии.

Одно дело обучать школьников, заинтересованных
в конечном результате, и иметь в своем
распоряжении большое количество оплачиваемых
часов, и совсем другое – работать с детьми
немотивированными, не обладающими ни желанием,
ни возможностями для изучения предмета, и это на
фоне отсутствия финансовых, и технических
средств обучения, временных возможностей. В
подобных случаях и конечные результаты, и
возможности обучения будут гораздо более
скромными. Большинство учителей работают именно
в таких условиях, поэтому мой опыт
“экстремальной” педагогики может пригодиться.

В настоящее время я работаю учителем химии в
Московском Кадетском Корпусе Юстиции № 8. Состав
детей довольно пестрый. Здесь учатся бывшие
ученики интерната №40, которые перешли в кадеты
после реорганизации, т. е. дети, попавшие из
сложных, неполных, проблемных семей; сироты,
находящиеся под опекой; дети погибших
сотрудников силовых структур; дети или
родственными сотрудников правовых ведомств или
министерств, а также дети предпринимателей,
очень занятых в своем каждодневном труде и
лишенных возможности заниматься воспитанием
своих чад, т. е. в ряде случаев моими учениками
являются социальные и натуральные сироты.
Материальное положение учащихся сильно
разнится, тоже можно сказать и об уровне
начального обучения и общего развития. К тому же
следует добавить особенности организации
возрождающегося кадетского образования:
отсутствие традиций, большой удельный вес
военной подготовки и большая ее значимость,
частые пропуски уроков кадетов из-за несения
службы в нарядах и участия в бесконечной череде
общественных мероприятий или в подготовке к ним,
выезд кадетов в лагеря. Нужно отметить и
недостаточное время для самоподготовки к урокам
(не более двух часов), и нерациональное его
использование, затруднения воспитателей при
контроле за выполнением домашнего задания
детьми по химии, сокращенная до 40 минут
продолжительность урока, во время которого
необходимо еще провести и требуемое по уставу
построение.

Все перечисленные особенности создают
очевидные стартовые трудности при изучении
химии и выявляют основные причины отсутствия
мотивации к освоению предмета. Ограниченность
возможностей преподавания в таких условиях
заставляет искать особые формы обучения.
Применение интерактивного метода при освоении
ряда тем дает хорошие результаты, однако
трудности в закреплении материала сводят на нет
все предыдущие усилия. Интересным оказался опыт
проведения тематических дней. Распределение
обязанностей и тем проводилось заранее,
поскольку возможности подобрать материал у
кадетов ограничены. Они всю неделю находятся в
кадетском корпусе и свободны в своих действиях
лишь в воскресенье, зато в этот день они могут
рассчитывать на помощь родителей. Так в рамках
изучения темы “Металлы и их свойства” мы
провели в 9 классе День металлурга. Класс был
разбит на группы по профессиям. Геологи сообщали
о видах руд, поиске месторождений, их нахождении,
демонстрировали имеющиеся в наличие образцы
либо фотографии. Металлурги рассказали о
способах получения металлов, объясняли химию
процессов. Доменщики брали на себя рассказ о
доменном процессе, о чугуне и его свойствах,
литье и использовании литейных и кованых изделий
в промышленности, быту и народных промыслах.
Сталевары объясняли способы сталеварения и
приводили примеры применения стали. Отдельное
сообщение было посвящено благородным металлам,
истории их использования и употреблению в
настоящее время. По этим материалам была
устроена выставка, посвященная Дню металлурга.
Она сослужила хорошую службу при изучении
металлов в восьмых и одиннадцатых классах.

Уроки самоуправления – инверсия
обучения

Еще одной формой активного изучения материала,
генерирующей творческий подход к проблеме,
является проведение уроков самоуправления. В
условиях кадетского корпуса, где очень
регламентирована сама жизнь, где четко выстроена
иерархия, идея проявить себя в качестве
управителя, без боязни налететь на окрик или
наряд вне очереди, на возможность лишиться формы
за проявление определенного рода активности,
является весьма и весьма привлекательной. Опыт
прошлых лет кадетам очень понравился, поэтому
довольно много желающих побыть учителями или
просто принять участие в проведении таких
уроков.

Темами уроков самоуправления были
“Периодический закон и история его открытия”,
“Классы неорганических веществ” (8 класс),
“Химия азота и его соединений”, “Химия серы и ее
соединений” (9 класс), “Природные источники
топлива”, “Углеводы и их значение”,
“Генетическая связь классов органических
веществ” (10 класс).

Организация таких уроков проходила, как
правило, следующим образом. Совместно с
“учителями”, а это были два-три кадета, мы
намечали тематику проведения урока, составляли
план, проводили предварительный хронометраж
выступлений по заданной теме, определяли
домашнее задание, намечали и опробовали
демонстрационные опыты, подбирали
видеоматериал. Подготовка проводилась после
уроков. Участники работали с литературой,
рисовали плакаты, репетировали свои выступления.
На проведение урока приглашались командиры
взводов и рот, учебная часть, воспитатели,
родители. Все гости, включая учителя химии,
сидели в конце кабинета за спинами учеников и
записывали свои впечатления. Урок согласно
уставу начинался с построения. Затем один из
“учителей” предлагал записать домашнее
задание, потом заявлял тему урока и начинал
вызывать одну за другой группы выступающих.
Остальные “учителя” ассистировали: помогали
развешивать плакаты, демонстрировать отрывки из
видеофильмов, показывали химические опыты. Форма
одежды для их проведения была очень серьезной:
халат, очки, перчатки. Затем каждая из тем
обсуждалась, выступающим задавали вопросы и
ученики, и “учителя”. В случае неполного
раскрытия темы “учителя” давали свои
разъяснения, поскольку и сами готовили весь этот
материал. По мере прохождения урока “учителя”
менялись ролями: выдержать напряжение целого
урока каждому из них было сложно. В конце урока
всем выступающим “учителями” были выставлены
оценки, причем объективные, что удивительно,
вопреки вполне естественному желанию помочь
своим товарищам. Эти оценки безоговорочно
выставлялись мною в журнал и в дневник за
подписью “учителей” и моей. На следующем уроке
проводилось обсуждение по итогам предыдущего, в
котором участвовали все кадеты, учитель
выставлял оценки своим коллегам и сообщал о
мнении всех гостей. “Учителя” и лучшие из
учеников награждались поощрительными призами.

В ряде случаев учащиеся избирали другую форму
урока. Так, например, урок “Природные источники
топлива” в 10 классах был проведен в виде
заседания Совета министров. Портфели были
распределены согласно существующему в стране
положению исполнительной власти, где каждый
ответственный за ситуацию в своей отрасли
докладывал о состоянии дел на текущий момент.
Обсуждение носило характер дебатов. В одном из 8-х
классов при проведении урока “Классы
неорганических веществ” учащиеся избрали
игровую форму в виде викторин, конкурсов,
различного рода состязаний.

Эффект от проведения таких уроков
самоуправления был поразительным. Совершенно
неожиданно проявили себя слабые ученики; по
инерции продолжали углубленно (а не только, чтобы
отстали) готовить домашнее задание и те, кто
сильнее, и те, кто никогда этого не делал;
улучшилась дисциплина на уроке (что является у
кадетов самой болезненной проблемой, вопреки
всем уставам); заметно возросло уважение к
учителю особенно у тех, кто сам проводил урок, –
вероятно, осознали, насколько это сложно. И самое
главное: кадеты просили проводить такие уроки
как можно чаще, а подготовленный ими материал
помнят до сих пор, что в наших условиях поистине
удивительно.

Химические кружки для младших классов
– школа будущих отличников.

Пропедевтика при изучении химии назрела уже
давно, учитывая объем и сложность предмета. В
силу специфики нашего контингента учащихся,
возникла идея готовить актив школьников прямо
“с пеленок”, т. е. начинать занятия с кадетами 5–7
классов в рамках школьного химического кружка.
Как известно, интерес у школьников к химии
колоссален в младших классах, пока существуют
иллюзии, что на уроках в основном занимаются
взрывами, и этот интерес резко сокращается при
заучивании формул и решении задач, то есть в
условиях каждодневного рутинного труда. Первое
объявление о работе химического кружка
выстроило очередь на запись с четвертого до
первого этажа со всеми привычными этой ситуации
разборками: толканием, подчас драками. Мне
пришлось честно переписать всех учеников с
пятого по седьмой класс. При этом не стоит и
говорить о том, что число желающих практически
сошло на нет после моих разъяснений на постоянно
повторяющийся вопрос: “Когда мы будем делать
атомную бомбу?”. Но те, кто остались, и занимались
весь год в составе кружка, а ныне являются
учениками 8–9 классов, демонстрируют явное
отличие от остальных и в усвоении материала, и в
интересе к предмету. Создание такого
интеллектуального резерва – дело весь
кропотливое и деликатное, и организационно
чрезвычайно трудное, но результаты окупают все.
Форма проведения занятий – свободная и зависит
от многих факторов: количества присутствующих,
их состава, настроя. Чаще всего – это игра в
“размышлялки” на ту или иную тему, которая в
данный момент заинтересовала участников. Задача
учителя – направить интерес детей в ту область
естествознания, представления о которой в
дальнейшем будут использоваться при изучении
химии. Члены этого кружка – самые благодарные из
учеников. Их восторги по поводу простейших
опытов, неподдельное изумление в ответ на
объяснение каких-то явлений и радость понимания
происходящего являются источником сил,
оптимизма и веры в необходимость педагогической
деятельности в настоящее время в нашей стране,
несмотря на очевидное ощущение обреченности, и
вызывают желание работать дальше вопреки
разрушительной деятельности власть предержащих.


Следующий: