Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ОУ

“…

Современный мир пришёл-таки к
тому состоянию, когда стало понятно (далеко не
всем, конечно), что дальнейшее развитие
цивилизации может быть только в гармонии с
природой, а не за счёт неё
. Сегодня это
становится доминантой, даже требованием
государственной политики ряда развитых, да и
среднеразвитых стран. Необходимо добиться, чтобы
все мы научились “думать По-зеленому”,
то есть повседневно заботиться о природе, чутко
реагировать на то, что с ней происходит. Это
должно стать стилем, нормой жизни, отличительной
чертой мировоззрения и поведения, живущих в
нашей республике.

Современные изменения в системе
образования отразились и в содержании
дополнительного образования. Это проявляется в
стремлении педагогов образовательного
учреждения создавать программы, учитывающие
возрастные особенности детей, уровень их знаний,
умений, местные условия. Российская
образовательная политика предусматривает, как
одну из составляющих, создание системы
непрерывного экологического образования, цель
которого – развитие экологической культуры
подрастающего поколения.

Поэтому формирование экологического
сознания, экологических знаний и убеждений –
одна из важнейших задач. Необходимо дать
ребенку не только знания об окружающем мире, но и
научить его понимать законы природы,
определяющие жизнь человека, соблюдать
нравственные и правовые принципы
природопользования.

Актуальна

данная проблема, как в
общеобразовательных школах, так и в
дополнительном образовании. Воспитание
экологической культуры у воспитанников в
образовательных объединениях ЦРТДЮ
осуществляется через различные аспекты их
жизнедеятельности: трудовой деятельности,
мероприятиях системы дополнительного
образования, и, конечно, учебно-воспитательном
процессе.

Достижение поставленной цели
реализуется через решение ряда задач:

  • создание оптимальных условий для развития
    интеллектуального, эмоционального и социального
    потенциала, обеспечения экологического
    образования и воспитания детей;
  • формирование способов усвоения социального
    опыта взаимодействия с людьми и предметами
    окружающей действительности;
  • формирование системы знаний и понятий о
    взаимосвязях в природе;
  • формирование стремления к активной
    деятельности по улучшению и сохранению
    природной среды;
  • развитие духовно-нравственных основ личности,
    способствующих решению экологических проблем;
  • приобщение детей к природоохранной
    деятельности;
  • овладение прикладными знаниями, практическими
    умениями и навыками рационального
    природопользования, формирование навыков
    наблюдения и поведения в природе.
  • стимулирование эмоционального реагирования,
    развитие толерантности и использование их для
    адекватного поведения в окружающем мире.

Процесс формирования экологической
культуры детей опирается на принципы
систематичности, непрерывности в содержании и
организации экологического образования. Акцент
делается на сочетание доступности,
повторяемости, познавательного интереса и
научной достоверности материала. Учитывая
познавательные особенности детей, уровень их
восприятия новый материал дается во взаимосвязи
с предыдущим, и только потом делаются общие
выводы. В целях более прочного усвоения
материала темы ежегодно повторяются, причем,
изложение его идет от простого к сложному.

В экологическом воспитании детей
занятия выполняют совершенно определенную и
очень важную функцию: чувственные представления
детей, получаемые повседневно, могут быть
качественно преобразованы: расширены, углублены,
объединены, систематизированы.

Рассмотрим основные типы
экологических занятий, которые принципиально
отличаются друг от друга дидактическими
задачами, логикой построения, ходом организации
и проведения, – занятия
первично-ознакомительного,
углубленно-познавательного, обобщающего и
комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного
типа.

Чаще всего эти занятия посвящаются
ознакомлению детей с видами животных, растений,
условиями их жизни и обитания, которые не
представлены в ближайшем природном окружении и
не могут быть познаны через наблюдения. Главным
компонентом таких занятий становятся различные
демонстрационные и учебные пособия, позволяющие
формировать у детей отчетливые и правильные
представления. Темами занятий могут быть
домашние и дикие животные, обитатели леса и
севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а
также, деятельность людей на
сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в
области природопользования и охраны природы на
занятиях этого типа дети знакомятся с внешним
видом животных и растений, учатся их
распознавать, узнают о среде их обитания,
приспособленности к ней, о сезонной жизни, о
различных особенностях поведения. Обучение
детей на таких занятиях осуществляется через
рассматривание картин и беседу. Нередко их
компонентами становятся также чтение
литературы, рассматривание иллюстраций,
просмотр диафильма или слайдов, рассказ педагога
во всех вариантах занятий этого типа
первостепенное значение приобретает словесный
метод экологического воспитания – от слова
педагога (его вопросов, пояснений, их системы и
последовательности) зависят успешность и
качество восприятия детьми новых образов,
представленных наглядностью зависит понимание
связи событий, связи объектов продуманное и
спланированное слово педагога организует
содержание занятий, обеспечивает успешный
результат обучения. Картины помогают
сформировать представления об экосистеме леса,
ее обитателях, о приспособленности лесных
животных к жизни в этой экосистеме. Неоценимую
пользу картины, слайды, видеофильмы могут
оказать в ознакомлении детей с экосистемами,
недоступными для непосредственного их
восприятия, – морем, пустыней, Арктикой.
Наглядность в сочетании с эмоциональными
пояснениями педагога расширяют кругозор детей,
формируют новые образы о природе. В середине
занятия педагог планирует физкультминутку или
смену деятельности: разговор с детьми, беседа,
которые являются ведущим компонентом занятия,
утомляют их – необходима разрядка в движении.

Занятия углубленно-познавательного
типа.

Содержание занятий, которые можно
назвать углубленно-познавательными, направлено
на выявление и показ детям связи между
растениями, животными и внешней средой, в которой
они нуждаются. Тематика таких занятий
определяется рядом конкретных зависимостей,
которые, как показали исследования и практика,
доступны пониманию и усвоению. Это занятия,
посвященные ознакомлению детей с зависимостями
жизни и роста растений от факторов внешней среды,
например ростом овощных культур, садовых
растений, их сезонными изменениями и пр. Это
занятия по ознакомлению детей с
приспособленностью животных к среде обитания,
например с маскировочной окраской животных, со
способами их передвижения, защиты от врагов.
Углубленно-познавательное занятие –
завершающее звено той или другой локальной
системы работы с детьми. Например, беседа об
осени в конце ноября после трехнедельных (по
одной неделе в каждый осенний месяц)
систематических наблюдений и ведения календаря
или беседа о зимующих птицах в марте, в конце
зимней подкормки птиц после регулярных
наблюдений за ними. Очень результативны
разнообразные виды опытнических работ, имеющих
целью формирование представлений о
маскировочной окраске животных.

Занятия углубленно-познавательного
типа активно способствуют умственному
воспитанию детей. Дети обучаются умению
устанавливать причинно-следственные связи,
логично рассуждать, делать выводы. Все это
обеспечивает интенсивное развитие мышления
ребенка.

Занятия обобщающего типа.

На
занятии обобщающего типа педагог ставит цель
выделить ряд значимых признаков (существенных и
характерных) для группы знакомых объектов и на их
основе формирует обобщенное представление.

Что же может быть содержанием
обобщенных представлений? Практика обучения
показывает, что обобщения должны строится на
конкретных различных знаниях, систематически
приобретаемых детьми на протяжении всего
школьного возраста, а также получаемых в
процессе многократных наблюдений за объектами в
природе. Анализ программ и методических пособий
по ознакомлению с природой позволяет сделать
вывод, что к ним относятся знания о многообразии
растительного и животного мира, закономерных
особенностях роста и развития растений, сезонных
явлениях в природе.

Формирование обобщенных
представлений происходит при использовании
словесного метода работы с детьми. Беседа с ними
осуществляется в строго определенной
последовательности вопросов, ответов, выводов –
это алгоритм формирования обобщенного знания.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно
развивать интеллект детей – умения сравнивать,
сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа.

Комплексные
занятия в рамках одной темы решают разные задачи
развития детей и строятся на разных видах
деятельности. Комплексное занятие может
состоять из нескольких частей и включать разную
деятельность.

Первая часть занятия решает
познавательные задачи и развивает
интеллектуальные способности воспитанников.
Вторая часть занятия предполагает иные
программные задачи и другой вид деятельности.
Третья часть занятия – это художественное
творчество детей, ручная деятельность, в которой
они сами становятся художниками и выполняют
работу по своему усмотрению и желанию. Такое
комплексное занятие, если оно правильно
организовано, по времени может выходить за рамки
обычного занятия – смена деятельности не
вызовет усталости и скуки. Тем более что по
своему усмотрению педагог может в подходящий
момент использовать музыку в записи, сделать
веселую физкультминутку. Комплексные занятия
могут быть организованы на самые разные темы.
Например, занятие об овощах может включать
беседу по картине «Уборка овощей на
огороде», разыгрывание стихотворения Ю. Тувима
в переводе С. Михалкова «Овощи», рисование
или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми
растем, мы здоровье бережем» – это и разговор
Айболита с детьми о здоровье, о том, как его
сохранить, как поддерживать благоприятную
окружающую среду, и физические упражнения или
закаливающая процедура. Комплексные занятия –
это творческое дело педагога, их можно
организовать по-разному, интересно. Они
эффективно и всесторонне развивают личность
ребенка, а сочетание различных видов
деятельности способствует более легкому и
быстрому формированию отношения к содержанию
занятия.

При воспитании экологической культуры
детей используются такие формы и методы учебной
деятельности, как наблюдение, проведение
простейших опытов, организация экскурсий,
уроки-путешествия, ролевые игры, викторины,
заочные экскурсии, просмотр видеофильмов и т.п.,
направленные на активизацию познавательной
деятельности детей и помогающие создавать
условия для моделирования сложившихся природных
связей, правил поведения детей в природе.

Таким образом

, содержание
методической разработки направлено на решение
задач по развитию и формированию познавательной
деятельности, нравственного и экологического
воспитания, адаптации к жизни в современном мире.

Важно сформировать у детей навыки
выполнить самостоятельно отдельные трудовые
действия на основе понимания ситуации,
включиться в совместную со взрослыми
деятельность, направленную на сохранение
растений, животных и условий их жизни.

Основным критерием эффективности
работы по формированию экологической культуры
детей является единство их экологического
сознания и поведения, включающее и уважение к
природе, и ответственность за нее.

Список литературы

  1. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической
    культуры у детей и подростков: Учебное
    пособие/Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова
    Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. М.: Педагогическое
    общество России, 2000. 63 с.
  2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего
    образования. От деятельности к личности. – М.:
    “Академия”, 2001.
  3. Зверев И.Д. Экологическое образование и
    воспитание: узловые вопросы. Экологическое
    образование: концепции и технологии. М.: Перемена,
    1996.
  4. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание
    дошкольников и младших школьников. – М., 2000.

Следующий: