Занятие в секции общей физической подготовки в школе


Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие
гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса
к систематическим занятиям физическими упражнениями. Общая физическая подготовка
– это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех
физических качеств – выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их
гармоничном сочетании. Физическая подготовленность человека характеризуется
степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости,
быстроты, ловкости и координации. Идея комплексной подготовки физических
способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные
физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем
и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в
единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и
приводит к овладению жизненно необходимыми навыками. Между развитием физических
качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь.
Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. Наивысшие
достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.
Понятие о силе и силовых качествах. Различают максимальную (абсолютную)
силу, скоростную силу и силовую выносливость. Максимальная сила зависит от
величины поперечного сечения мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с
которой может быть выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая
выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней
усталости. Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий,
рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным усилием
необходимого упражнения. для развития скоростной силы необходимо стремиться
наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять
нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на ней, как на платформе,
формируется скоростная. Для развития силовой выносливости применяется метод “до
отказа”, заключающийся в непрерывном упражнении со средним усилием до полной
усталости мышц. Для здоровья необходим определенный уровень развития мышц в
целом и в каждой основной мышечной группе – мышцах спины, груди, брюшного
пресса, ног, рук. Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным
показателям, так и индивидуально. Поэтому не следует форсировать выход на
должный уровень у детей 7–11 лет. В возрасте 12–15 лет наблюдается значительное
увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. Необходимо помнить, что
между уровнем отдельных мышечных групп связь относительно слабая и поэтому
нормативы силы должны быть комплексными и относительно простыми при выполнении.
Лучшие тесты – это упражнения с преодолением массы собственного тела, когда
учитывается не абсолютная сила, а относительная, что позволяет сгладить разницу
в абсолютной силе, обусловленную возрастно-половыми и функциональными факторами.
Быстрота – это способность человека выполнить двигательное действие в
максимально короткий отрезок времени. Для развития быстроты необходимо
использовать упражнения, которые можно выполнить в максимальном темпе. Такие
упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены, а их
продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не
снижалась. Для развития быстроты основными являются методы повторного,
повторно-прогрессирующего и переменного выполнения упражнения. Под гибкостью
понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах. Гибкость –
морфофункциональное двигательное качество. Различают активную и пассивную
гибкость. Активная гибкость – способность выполнять движения с большой
амплитудой за счет собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость – способность
выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил (партнера,
тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости. На
гибкость влияют и внешние факторы: возраст, пол, телосложение, время суток,
утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем)
выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости
отмечается в средних классах. Половые различия определяют биологическую гибкость
у девочек на 20–30% выше по сравнению с мальчиками. Время суток также влияет на
гибкость, с возрастом это влияние уменьшается. В утренние часы гибкость
значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов.
Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед
выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах. Мерилом
гибкости является амплитуда движений. Амплитуда движений измеряется в угловых
градусах или в сантиметрах. Средством развития гибкости являются упражнения на
растягивания. Их делят на 2 группы: активные и пассивные. Активные упражнения:
пружинистые наклоны, маховые и фиксированные, статические упражнения (сохранение
неподвижного положения с максимальной амплитудой). Пассивные упражнения: поза
сохраняется за счет внешних сил. Применяя их, достигают наибольших показателей
гибкости. Для развития активной гибкости эффективны упражнения на растягивание в
динамическом режиме. Общее методическое требование для развития гибкости –
обязательный разогрев (до потоотделения) перед выполнением упражнений на
растягивание. В младшем школьном возрасте преимущественно используются
упражнения в активном динамическом режиме, в среднем и старшем возрасте – все
варианты. Причем, если в младших и средних классах развивается гибкость
(развивающий режим), то в старших классах стараются сохранить достигнутый
уровень ее развития. Наилучшие показатели гибкости в крупных звеньях тела
наблюдаются в возрасте до 13–14 лет. Выносливость определяет возможность
выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Разные люди по-разному
справляются со спортивными нагрузками. Секрет выносливости – в направленной
подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения
средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. С
прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки. Под
ловкостью
подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми
движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с
требованиями внезапно изменившейся ситуации. Воспитание ловкости связано с
повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому
переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения
действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися
условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную
двигательную задачу). Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося
двигательного опыта. Владение разнообразными двигательными умениями и навыками
положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного
анализатора. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные
системы, повышают вестибулярную устойчивость улучшают координационные
возможности занимающихся. Специально подобранные ОРУ на согласование и точность
движений особенно эффективны. Наиболее эффективным и доступным средством
воспитания ловкости у занимающихся являются подвижные и спортивные игры. Они
развивают координацию, точность и соразмерность движений, анализаторные системы.
В спортивно-игровых упражнениях приобретаются навыки быстрых и эффективных
движений в неожиданно сложившейся ситуации. Общими методическими требованиями в
процессе обучения является “новизна” упражнений и постепенное повышение их
координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые
упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Рекомендуемые
методические приемы и подходы: ОРУ на точность движений по командам, разметка
дистанции, постановка дополнительных ориентиров в прыжках или соскоках, метание
по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени), прыжки и соскоки на
точность приземления (0,5 х 0,5 м),бег с различной величиной и частотой шага.
Дети легко схватывают технику довольно координационно-сложных упражнений. В
младшем и среднем школьном возрасте развивается способность поддерживать
равновесие тела. В среднем школьном возрасте необходимо совершенствовать
пространственную ориентировку, развивать ритмические способности. Точности
движений и глазомеру содействует метание по цели, на разные расстояния, метание
на указанное расстояние разных предметов, корректировка положений рук в ОРУ. В
период полового созревания приостанавливается рост координационных способностей.
В старшем школьном возрасте ловкость и координационные способности
преимущественно развиваются при изменении условий выполнения
изученных упражнений.

Программа по ОФП.

Наименование программы. “Общая физическая подготовка”.
Направление. Физкультурно-оздоровительное.
Классификация. Специальная; массовая; разновозрастная.
Целевая группа. Наполняемость: 2 год НП – до 15
чел.
Цель программы. Создание условий для оказания
благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего
вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
Задачи программы. 1. Укрепление здоровья,
ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

2. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок,
расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем
организма;
3. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным
занятиям физической культурой;
4. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни как к ценностям.
Сроки реализации. 1 год.
Режим занятий. НП 2 год – 3 раза в неделю, занятие 80
минут.
Ожидаемые результаты. Улучшение показателей физического развития.
Выполнение нормативных показателей.

Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса
являются:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от05 03 2004 года № 1089.

Примерная программа, доктора педагогических учащихся 1–11-х классов” В.И. Лях,
2011г. созданная на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта.

Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие
гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса
к систематическим занятиям физическими упражнениями. Продолжительность занятий в
группе 3 раза в неделю по 80 минут. Программа предусматривает изучение
теоретического материала, проведение практических занятий по физической,
технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала
осуществляется в форме 15–20 минутных бесед, которые проводятся в начале и в
ходе занятий. Программа содержит обязательный минимум образования по предмету
“Физическая культура”. Структурированность учебного материала представлена в
соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности:
“Основы знаний о физической культуре” (информационный компонент), “Способы
деятельности” (операционный компонент), Физическое совершенствование”
(мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе
разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и
творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы
определяется этапность его освоения школьниками (“от общего к частному” и “от
частного к конкретному”), перевод осваиваемых знаний в практические умения и
навыки.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету “Физическая культура”.
Данные требования согласуются с требованиями Государственного стандарта.

В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные
группы по ОФП призваны решать следующие задачи:

  • Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках
    физической культуры;
  • Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
  • Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские
    способности.

В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы
укрепление здоровья, всесторонней физической, моральной и психической подготовки
занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила,
быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки
правильного выполнения движений.



Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых
графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий,
журнале учета работы и дневнике учителя.

Цель и задачи образовательной программы.

Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление
здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и
спортом.

Основные задачи

.

Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности; формирование
волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни как к ценностям; содействие гармоничному физическому развитию,
всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями. Достижение высоких показателей в физической и технической
подготовках. Воспитание нравственных и волевых качеств. Воспитание активности,
сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного коллектива.
Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед.
Развитие физических качеств и психических свойств.

Базовый учебно-тематический план второго года обучения.

Количество часов в неделю – 3 часа.

Наименование
разделов.
Всего часов В том числе
теоретических практических
1. Теоретическая подготовка. 6 6
2. Общая физическая подготовка. 48 48
3. Специальная физическая
подготовка.
36 36
4 Техническая подготовка. 24 24
5 Тактическая подготовка. 24 24
6 Контрольные испытания.
Тесты.
6 6
7 Итого часов: 144 6 138

Задачи секции:

  • повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации
    умственной и физиологической работоспособности;
  • совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге,
    прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
    повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
    обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей
    направленностью; формирование общих представлений о физической культуре, ее
    значении в жизни человека, укреплении здоровья;
  • укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей
    основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств,
    лежащих в основе общей физической подготовленности; обучение физическими
    упражнениями из современных здоровьесберегающих систем физического воспитания,
    формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального
    дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с
    оздоровительной направленностью;
  • повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями
    базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая
    подготовка, спортивные игры);
  • освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах
    организации, связи с культурой здоровья.

Содержание образовательной программы.

Наименование раздела. Количество часов.
2 год обучения.
Теоретических. Практических.
1 Значение физических упражнений для здоровья
человека.
1
2 Правила и нормы поведения на занятиях
физической культуры.
1
3 Гигиена спортсмена. 1
4 ЗОЖ и его составляющие. 1
5 История олимпийского движения. 1
6 Что такое физическая
работоспособность и физическая подготовленность.
1
7 Общая физическая подготовка. 48
8 Специальная физическая подготовка. 36
9 Техническая подготовка. 24
10 Тактическая подготовка. 24
11 Контрольные испытания.

Тесты.

6
Итого: 6 138

Теоретическая подготовка:

  • значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
  • влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс
    совершенствования функций организма; ЗОЖ, гигиена, врачебный контроль и
    самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
  • техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
  • история олимпийского движения;
  • основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
  • правила игры, организация и проведение соревнований;
  • тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и
    командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.

Общая физическая подготовка:

  • комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств
    (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость), развитие
    физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка,
    мячи, тренажеры, обручи; легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег,
    бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1000 метров, метание, прыжки в высоту и
    длину с места;
  • гимнастические и акробатические упражнения: упражнения для развития силы,
    силовой и статистической выносливости, упражнения для развития подвижности в
    суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.; подвижные
    спортивные игры: “салки”, “попрыгунчики”, “пустое место”, баскетбол без ведения,
    “перестрелка”, “пионербол ” и т.д.; сдача нормативов по физической подготовке.

Специальная физическая подготовка:

  • развитие специальных физических способностей, необходимых при
    совершенствовании;
  • упражнения для развития скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной
    реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
  • развитие скоростной силы, взрывной силы, выносливости и целеустремленность в
    атаке и отборе мяча; развитие и совершенствование стартовой скорости с
    изменением направления движения, скоростная обводка препятствий; специальные
    физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
    акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения
    для тренировки вратаря.

Техническая подготовка:

  • обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным
    и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и
    выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
  • обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения
    мяча; серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой; обучение
    ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления; обучение
    подаче мяча, приему мяча, ловле мяча; обучение технике игры: основная стойка,
    ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча,
    бросок и выбивание мяча;

Тактическая подготовка:

  • формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и
    тактико-технической сторонами подготовки; обучение индивидуальным тактическим
    действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия,
    броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
  • обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у
    соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания
    (закрывания) соперника; обучение командным тактическим действиям:

Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):

Подготовительная, основная и заключительная части.

В подготовительной части занятия необходимо организовать учащихся; определить
ЧСС; способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным
нагрузкам.

В подготовительной части применяются различные упражнения с изменением ритма,
простейшие задания на координацию движений, ускоренную ходьбу, бег. В основной
части занятия решаются задачи гармонического общее развития сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, всего организма в целом, воспитание двигательных качеств,
совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание морально волевых
качеств. В основной части используются упражнения в равновесии, на снарядах,
отдельные элементы легкой атлетики и т.п. Заключительная часть содействует более
быстрому протеканию восстановительных процессов, снижение нагрузки, снятие
утомления. В заключительной части применяются простые упражнения для рук,
различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и
обязательно отдых сидя. Завершение занятия должно настраивать на последующую
работу и вызвать удовлетворение.

Методическое обеспечение образовательной деятельности

.

Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на
занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в
программу по физической культуре для школьников, а также научиться использовать
данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи
необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической
подготовленности.

Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки

:

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в
практической деятельности и повседневной жизни: проявлять умения и навыки,
личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений; иметь навыки
самостоятельной работы; использовать различные источники информации для
получения сведений в избранном виде спорта.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и
развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся,
усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные
упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка
учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.

Требования к освоению учебного материала. Приложение 1

.

Список литературы.

  1. Лях
    В.И., Зданевич А.А.
    . Комплексная программа физического воспитания 1–11
    классы. – М.; «Просвещение» 2011 г.

  2. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А.
    «Планирование и организация
    занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2006.

  3. Ашмарин Б.А.
    Теория и методика физического воспитания. М.
    ;Просвещение 2006 г.
  4. Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания
    школьников. М.: Просвещение 2005 г.



Следующий: