Занятие в группе оздоровительной физкультуры на тему Крайний север

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,42 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Спортивный инвентарь. Обручи, скакалки, гимнастические маты и палки, набивные мячи, длинный шест, макеты топоров, бубен и колотушка, веревки с петлей, стойки на платформе, резинки, прищепки, макеты грибов и ягод, рыбки, барьеры, «амулеты» и небольшие веревочки.

Возраст детей: 3 класс.

Ход занятия

В самом начале занятия детям предлагается просмотреть презентацию, которая состоит из их рисунков с урока информатики на тему «Крайний Север».

Номер слайда Комментарии учителя
2 До показа слайда: «Что вы можете вспомнить из предыдущих уроков на тему «Крайний Север»? О чем вы узнали на этих уроках?»
После появления слайда: «О чем говорит этот рисунок? Какие отличительные признаки могут свидетельствовать о том, что это рисунок о районах Крайнего Севера? Как называется жилище, которое изображено на рисунке? А что это за предметы, которые лежат возле саней? Для чего они служат? А еще где и как их используют?»
3 «Какие представители (национальности) северных народностей проживают в нашем районе? Какая национальная одежда изображена на рисунке? Это праздничная одежда или повседневная? Как вы догадались?»
4 «Как вы думаете, почему автор этого рисунка так много изобразил оленей? Как назвать одним словом разведение оленей? (появляется надпись к слайду). Что дают олени человеку? Как человек использует их?»
5 «На рисунке изображен лес с ягодами и грибами. Какое отношение имеет этот рисунок к нашей теме? Как назвать, одним словом, использование даров леса? (появляется надпись)
6 «А что лес может дать человеку зимой? На каких животных охотятся северные народности? Но ведь в лесу зимой много снега. Как же человек может там передвигаться? с помощью чего?». После ответов детей появляется следующий слайд.
7 «Человек передвигается на лыжах. Чем отличаются охотничьи лыжи от тех, на которых мы с вами ходим на физкультурных занятиях?»
8 «А какое отношение вертолет имеет к теме Крайнего Севера? Может быть, автор ошибся? Что означают фразы «большой мир», «материк»?
9 «Кто изображен на рисунке? Какие функции выполняет шаман в поселениях, стойбищах? Почему при выполнении обрядов шаман находится в маске и скрывает лицо? Какие атрибуты необходимы для выполнения обрядов?»
«На предыдущих занятиях мы познакомились с национальным видом спорта северных народностей Красноярского края. Кто назовет этот вид? А вот что включает в себя северное многоборье, нам подскажут следующие рисунки».
10 «Как называется этот вид северного многоборья? Бег с палкой. Палка заменила ружье, с которым раньше выступали спортсмены. Выполняется бег по открытой снежной местности, с уплотненным покровом.
11 «Что это за вид многоборья? Что такое нарты? Каким образом выполняются прыжки? Какова цель этих соревнований?».
12 «Назовите вид многоборья. Что обозначают слова «маут» и «хорей»? Где они используются в повседневной жизни? Как проводятся соревнования и какова их цель?»
13 «Назовите очередной вид многоборья. Спортсмены используют настоящий топор? Где проводятся соревнования? Что делают с топором, чтобы его было легко найти в снегу?»
14 «Пятый вид северного многоборья называется … Как выполняется тройной прыжок? Цель этих соревнований?»
15 «Подведем итоги. Какие упражнения мы с вами сейчас назвали? Пять видов упражнений составляют вид спорта. Какой? (Появляется надпись в центре слайда).
16 Помогли в создании презентации следующие ребята, которые выполнили рисунки на темы «Крайний Север» и «Северное многоборье».

Содержание Дозировка О.М.У.
1. Подготовительная часть. 12 минут
Построение в круг. Ознакомление с задачами урока. 30 секунд
Танцевальная разминка «Крайний Север».
Дети образуют два круга: внешний – мальчики, внутренний – девочки.
Бег с изменением направления по условному сигналу, с изменением частоты шагов, подскоки, прыжки, бег на месте, приставные шаги правым и левым боком.

Увезу тебя я в тундру,
увезу к седым снегам… Бег по кругу
Шкуру белого медведя
брошу я к твоим ногам. Изменение направления в беге
По хрустящему морозу
поспешим на край земли Изменение направления, подскоки
И среди сугробов белых
затеряемся вдали Изменение направления в подскоках

Мы поедем, мы помчимся          Остановка и поворот лицом в центр круга. Прыжки на месте.
На оленях утром ранним Прыжки, руки над головой скрещены, пальцы в сторону (рога оленя)
И отчаянно ворвемся
прямо в снежную зарю Бег на месте, руками словно «раздвигаем» метель
Э-эх! Прыжок, ноги и руки в стороны
Ты узнаешь, что напрасно
называют север крайним Приставные шаги по кругу
Ты увидишь, он бескрайний,
я тебе его дарю Приставные шаги другим боком
Э-эх! Прыжок, ноги и руки в стороны

Следующий куплет. Бег по площадке врассыпную

Припев. Повтор движений припева.

1,5–2 минуты Изменения в видах передвижения по условному сигналу педагога (свисток).
ОРУ.
1. «Солнце». И. п. – о. с., руки внизу. 1 – поднимаем прямые руки вверх через стороны, соединяем ладони без хлопка. 2 – опускаем руки вниз. 3 – 4 то же.
2. «Северное сияние». И. п. – ноги на ширине плеч, руки прямые вверху. На 4 счета небольшой присед с плавными движениями рук из стороны в сторону.
3. «Поклон земле». И. п. – широкая стойка, руки на поясе. Три наклона вперед, не сгибая ноги в коленях, 4 – И. п.
4. «Вертолет». И. п. – ноги на ширине плеч, руки прямые внизу. Махи прямыми руками в одну и другую сторону с увеличением темпа движений.
5. «Огонь». И. п. – глубокий присед, кисти на полу. 1 – выпрямляемся, руки прямые вверх-в стороны. 2 — И. п.
6. «Охота». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища в стороны, ладонь на уровне глаз (высматриваем добычу).
7. «Чайка». И. п. – ноги вместе, руки внизу. Подъем на носки с ритмичным движением рук в стороны.
8. «Ветер». Дыхательная гимнастика.
И. п. – о. с., руки прямые вытянуты вперед. Вдох – разводим прямые руки в стороны, выдох – руки вперед.
9–10 минут Перестроение в один круг.
При выполнении упражнений следить за правильной позицией в исходном положении, за тем, чтобы все упражнения выполнялись под счет педагога.
2. Основная часть. 45–46 минут
Игра «Выталкивание за круг».
По считалке выбирают два капитана, которые набирают себе команду. Для игры необходим большой круг, через середину которого проведена линия, делящая круг на две равные части. Представители команд стоят на середине проведенной прямой линии в обоюдном захвате. По сигналу противники пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Выталкивание можно начинать только по сигналу учителя. Проигравшим считается тот, кто выйдет из круга или расцепит руки.
3–4 раза Партнеры меняются каждый раз.
«Вертолет».
Участники делятся на две команды. На палке отмечается середина. Участники берутся от середины до конца и начинают по сигналу бег по кругу. Все игроки должны стараться, как можно дольше удержаться на ногах. Тот, кто падает, выбывает из игры. Побеждает команда, у которой осталось больше игроков.
2–3 раза Движение по кругу в одну и другую стороны.
Эстафеты с предметами.
1. «Собрать чум». Первые три игрока по очереди уносят стойки на подставке в обруч. Следом пара игроков соединяет верхушки стоек резинкой. Следующая пара укрывает стойки материалом («шкурой») и соединяет его прищепками. Последний игрок уносит «огонь» в центр чума.
2. «В лесу». По площадке разбросаны макеты грибов и ягод. Чья команда быстрее соберет их в корзину. Для сложности добавлены «мухоморы», которые брать нельзя.
3. «Юкола». Чья команда быстрее вывесит «рыбу» на скакалку, которую держат два помощника.
4. «Охота». На снегоступах и с игрушечным ружьем за спиной дойти до ориентира и обратно. Кто быстрее?
5. «Северное многоборье». Бег с гимнастической палкой до ориентира и обратно.
6. «Тройной прыжок». Тройной прыжок одновременным отталкиванием двух ног от пола. Цель соревнования – дальность прыжка. Все выстраиваются в шеренгу на лицевой волейбольной линии. Длина разбега не ограничивается. Носки ног при отталкивании должны находиться на линии отталкивания. Нельзя одну ногу выдвигать относительно другой или выставлять назад, иначе прыжок не засчитывается. Выполняется три попытки. Выявляют лучших спортсменов.
8–10 минут



3 раза

Между эстафет участники помогают приготовить инвентарь для других эстафет.

Конечные результаты фиксируют ориентирами. Можно предложить разминку для пробы.

Игра «Олени и пастух».
Игроки – «олени» находятся в разных местах площадки – «тундры». «Пастух» берет обруч – «маут». После сигнала все «олени» разбегаются, а «пастух» старается накинуть на них «маут». Пойманный игрок на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда «пастух» поймает несколько «оленей». Затем выбирают нового «пастуха». Игра возобновляется.
3–4 раза Каждый раз «пастуха» меняют.
«Метание маута на хорей».
На боковой линии волейбольной площадки устанавливаются стойки, основания укрепляются набивными мячами. Игроки берут веревку с петлей и пытаются с определенного расстояния набросить петлю на стойку. Кто попадет больше?
По 2–3 попытки На каждый хорей могут идти по 2 – 3 человека и выполнять броски по очереди.
«Прыжки через нарты».
Цель соревнований – перепрыгнуть как можно больше «нарт». Выставляются по два барьера параллельно друг другу на расстоянии 50 см. Учащиеся последовательно прыгают через барьеры. Перепрыгнув через последнюю «нарту», выполнить прыжок на 180 градусов и продолжать прыгать в обратном направлении. При перепрыгивании надо отталкиваться одновременно двумя ногами. После приземления не разрешается сдвигать или переставлять ноги. Прыжки выполняются до тех пор, пока участник не заденет барьер. Побеждает тот, кто перепрыгнул большее количество «нарт».
5 минут Предлагаются пробные попытки, после чего упражнение выполняется на результат.

«Метание топора».
По одному игроку выходят в разложенные большие обручи и с разворота выбрасывают макет топора из картона. Гимнастической палкой указывается уровень самого дальнего броска.
5 минут На определенном расстоянии лежат гимнастические маты в две цветные полосы. Задание выполняется всеми детьми.
Игра «Бой медвежат».
На гимнастических матах по два игрока. Они становятся на корточки, вытягивают руки вперед, ладонями упираясь в ладони противника. Необходимо вытолкнуть соперника с мата, ударяя в его ладони, или заставить коснуться мата любой частью тела. Кому это удается, тот победил.
3–4 раза Партнеры каждый раз меняются.
Игра «Охотник и куропатки».
Выбирают шамана и охотника. На полу лежат обручи – «гнезда куропаток». Пока шаман в маске бьет колотушкой в бубен, игроки бегают по всей площадке. Как только бубен затих, они должны спрятаться в гнезда и не шевелиться. «Охотник» смотрит, кто пошевелился, того забирает с собой.
5 минут Каждый раз охотника и шамана меняют.
Игра «Рыбалка».
Все встают в круг. В центре «рыбак» с палкой, на конце которой привязана веревка. Водящий раскручивает веревку по полу, кого веревка задела, выходит из игры.
3–4 раза Каждый участник придумывает себе название рыбы, которые водятся в северных реках.
3. Заключительная часть. 2–3 минуты
Дети садятся в кругу. Каждому предлагается амулет в виде солнца.
Учитель: «Мы дружно и весело играли, познакомились с национальным видом спорта – северное многоборье, пусть эти амулеты станут добрым напоминанием о сегодняшнем дне».
Подвести итоги занятия, еще раз выделить составляющие северного многоборья.

Литература:

  1. С.Р. Камардина «Методическая разработка по физической культуре «Путешествие по играм народов Севера».
  2. А.В. Преображенский «Спортивный праздник «Северное сияние».



Следующий: