Занятие-игра на тему: Наши пернатые друзья

Тип занятия: интегрированный урок-игра.
Рекомендуется проводить в конце декабря (21–24
числа).

Место проведения игры: в помещении
(спортивный зал или большой кабинет).

Цель и задачи игры:

  • развитие наблюдательности и сообразительности;
  • возможность проявить эрудицию;
  • показ знания природных явлений;
  • развитие навыков коммуникации, умения работать
    в группе.

Участники: учащиеся 3–5-х классов.

Ведущий: педагог, помощники ведущего –
учащиеся 7–9-х классов.

Предмет: естествознание, литература.

Материалы: определители птиц, иллюстрации с
птицами, плакаты, молочные коробки, рисунок-схема
изготовления кормушки (Приложение1), ножницы,
прочная веревка, фломастеры, бумага для
рисования, игра “От точки к точке”, предметы к
заданию “Пантомима” (очки, веревка-хвост, горшок
– “Винни-Пух”; тарелка и кувшин – “Журавль и
Лисица”; кусок сыра – “Ворона и Лисица”; 3 пояса
– “Лебедь, рак и щука” и т.п.); карточки с
вопросами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вступительное слово ведущего. Рассказ о птицах,
которые зимуют у нас. О необходимости помогать им
в этот сложный для них период – голод, самая
длинная ночь и холод. (2–3 мин.).

Деление на 4 команды (до 10 человек). Команда
выбирает капитана. Капитаны у ведущего выбирают
карточку (предлагается выбор из 4-х карточек:
белая, желтая, зеленая и красная).
Названием команды служит название птицы, которое
каким-либо образом ассоциируется с временем года
и цветом полученной карточки (зима – белая
карточка, весна – зеленая карточка, лето –
желтая карточка и осень – красная карточка).
Капитан произносит название своей команды и
обосновывает выбор названия. Очередность
участия команд – по выбранным карточкам: 1 –
зима, 2 – весна, 3 – лето, 4 – осень.

II. Игровые задания

“Умелые руки, добрые сердца”

Команда выбирает 2-х участников конкурса. Они
под руководством старших ребят изготавливают
кормушки для птиц из упаковок для молочных
продуктов по предложенной схеме (рис. 1). По
желанию участников они могут как-то украсить
свое изделие. Время работы – 10 минут. (3–5 баллов).

Рис. 1

Веселый художник”

Ребята рисуют птиц. Первый рисует голову,
ведущий закрывает нарисованное, затем выходит
второй игрок – рисует туловище, ведущий
закрывает нарисованное, третий игрок рисует
ноги. Затем выходит четвертый игрок и называет
птицу, изображенную на рисунке своей команды.
Конкурс проводится на нескольких столах так,
чтобы игроки работали самостоятельно (от 3 до 5
баллов)

“Знатоки литературы”

Ведущий предлагает ребятам вспомнить
известное стихотворение “Где обедал воробей?”
За 2 минуты по одному игроку от команды должены
расположить карточки, на которых написаны
названия животных в порядке очередности,
указанном в стихотворении. Ведущии проверяют
правильность выполнения задания. (от 3 до 5
баллов).

“Отгадай птицу”

Участвуют по 2 игрока от каждой команды. Ведущий
предлагает выбрать карточку 2, прочитав описание
птицы, игроки должны подобрать карточку 1,
соответствующую карточке 2 и предъявить ее
ведущему, который выдает рисунок птицы по точкам
(рис. 2). Ребята рисуют птицу, при желании могут
раскрасить. Учитывается аккуратность выполнения
задания (от 3 до 5 баллов). (См. варианты карточек-заданий
к конкурсу “Отгадай птицу”).

Рис. 2

“Сказочная страна”

Участвует вся команда. По очереди
представители команды называют литературные
произведения (стихи и сказки), героями которых
являются птицы. Побеждает та команда, которая
называет больше произведений. (2, 3, 4, 5 баллов –
победитель).

“Знаю и отгадаю”

Ведущий задает командам вопросы. Отвечает
первый, поднявший руку. За правильный ответ
команда получает жетон. В конце игры подводятся
итоги. Команда сдает полученные жетоны.
Наибольшее количество жетонов – 5 баллов.
Наименьшее – 2 балла. (См. задания к конкурсу
“Знаю и отгадаю).

“Пантомима”

Капитаны команд выбирают карточки с названием
произведений: “Ворона и Лисица”, “Лебедь, рак и
щука”, “Журавль и Лисица”, “Винни-Пух и все, все,
все…”. На столике они выбирают предметы, которые
помогут им в работе. Любое количество детей могут
представить пантомиму на заданную тему. Все
участники получают по 5 баллов, дополнительно
команда зарабатывает по 2 балла за правильно
отгаданное произведение.

III. Подведение итогов игры и награждение
победителей

Ведущий передает кормушки тем ребятам, кто
обязуется подкармливать птиц и вести за ними
наблюдение. Призывает всех помочь пернатым
друзьям, сделать дома кормушки и поддержать птиц
в трудное для них время года.

Варианты карточек-заданий к конкурсу
“Отгадай птицу”

Карточка 1.

Наименование: амбарная сова (сипуха).
Размер: 35 – 51 см длиной.
Где обитает: Северная и Южная Америка, Австралия,
Африка, Азия, Великобритания.
Чем питается: мышами и другими мелкими животными.
Голова и грудь белые, тело темно-желтого или
песчаного цвета.

Карточка 2.

В мире существует более 30 видов этих птиц. У
всех у них белая голова, напоминающая форму
сердца, и коричневое или темно-желтое тело.
Эти птицы ведут ночной образ жизни. Они охотятся
на мышей, крыс, полевок, лягушек, летучих мышей и
насекомых. Могут слышать и видеть самые
незначительные движения мелких грызунов в
темноте. Эти ночные создания издают хриплый
резкий крик. Большинство из них предпочитают
гнездиться на балках амбаров или в старых
заброшенных зданиях.

Задания к конкурсу “Знаю и отгадаю”

Что это, кто это?”

1. Ребенок курицы?
2. Птица, которая любит стоять на болоте на одной
ноге?
3. Какую скорость во время полета развивает птица
эму?
4. Какую птицу противопоставляют решке на монете?
5. Эта птица является символом мудрости?
6. Птица в упряжке Аполлона?
7. Птица с клювом-неводом?
8. Первая преграда на жизненном пути цыпленка?
9. Переливчатый, дрожащий звук, издаваемый
соловьем?
10. В лесу в нем живет сова, а в зубе – пломба?
11. Птица с длинными ногами, которая очень любит
есть лягушек?
12. Корм, противопоказанный соловью?
13. Считают, что эта птица приносит детей в клюве?
14. Кто дважды родится, один раз умирает?
15. Какой секретарь не составил ни одного
протокола?
16. Двенадцать орлов, пятьдесят две галки, триста
шестьдесят пять скворцов одно яйцо снесли?
17. Среди них бывают московки, лазоревки, хохлатые
и большие?
Цыпленок
Цапля
Не летает
Орел
Сова
Лебедь
Пеликан
Яйцо
Трель
Дупло
Аист, цапля
Басни
Аист
Птица
Птица-секретарь
Год
Синицы

“Веришь – не веришь”

1. В шее воробья имеется вдвое больше
позвонков, чем в шее жирафа.
2. Белые медведи и пингвины живут на одном
материке.
3. Орел-гарпия любит завтракать обезьянами.
4. После купания скворцы вытирают перья об овец.
5. Во время ухаживания пеликаны угощают друг
друга рыбой.
6. Попугаи живут в одном гнезде с термитами (и
хохлатый попугай и золотокрылый австралийский).
7. Голодные орлята пожирают своих родителей.
8. Лапки олушей синеют от холода.
9. Стрижи даже спят на ходу.
10.Скорлупа яйца способна выдержать человека
весом до 115 кг (страусинового яйца).
11. Есть птицы, которые легче мотылька
(колибри-пчелка – длина 57 мм, вес – 1,5 г).
В
Н
В
В
Н
В
Н
Н
В
В
В

Следующий: