Занятие-игра Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед… Об играх пушкинской поры

Занятие проводится во время Масленичной недели
с целью познакомить воспитанников
пушкинского класса с играми пушкинской поры;
провести параллели с потехами времени детства их
родителей, бабушек, дедушек, а также современными
забавами; обратиться к традиции празднования
Масленицы как в пушкинское время, так и в наши
дни.

Ход занятия


Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод:
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

1.

Гости праздника вспоминают пословицы о
Масленице
:

  • Это Масленица идет, блин да мед несет.
  • Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.
  • Блины — солнцу родственники.
  • В прощеный день, как на Пасху, все целуются.
  • Масленица объедуха, деньгам приберуха.
  • На горах покататься, в блинах поваляться.
  • Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.
  • Масленица семь дней гуляет.
  • Не житье-бытье, а Масленица.
  • Мы думали, Масленица семь недель, а она только
    семь денечков.

2. Вступительное слово учителя.

Добрый день, гости дорогие, добро пожаловать на
празднование Масленицы, которую в народе
называют широкою, весёлою, разгульною, честную,
во время которой пекут блины, катаются с гор и
устраивают забавы разного рода. Вот и мы сегодня
решили для всех собравшихся здесь устроить
потехи. Итак, тема нашей встречи — игра.

В словаре Владимира Ивановича Даля даётся
следующее толкование слова «играть» — «шутить,
тешиться, веселиться, забавляться, проводить
время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от
скуки, безделья».

Сегодня мы говорим не об игре вообще, но о
забавах нескольких поколений русских людей:
потехах пушкинской поры, о детских и юношеских
играх родителей, бабушек, дедушек собравшихся
здесь учеников Пушкинской школы, а также забавах
современных детей; говорим о традиции
празднования Масленицы на Руси.

Игры в произведениях А.С. Пушкина

представлены
настолько ярко и многообразно, что создают
целостную картину игровой культуры той эпохи.
Поэт любил и тонко чувствовал богатство оттенков
слова «игра». Это слово в произведениях Пушкина
употреблено 83 раза, «играть» — 176 раз. Порой
Александр Сергеевич в своих творениях
специально привлекал внимание читателей к
особенностям игры, подчёркивая их
психологическое, эстетическое или национальное
своеобразие. Однако зачастую Пушкин отбирал
забавы, типичные для национальной игровой
культуры, чтобы они сразу были понятны читателю,
не требовали объяснений. Вспомним, например,
эпизод игры в горелки из повести А.С. Пушкина
«Барышни-крестьянки». Внимание на экран.

(Просмотр фрагмента фильма
«Барышня-крестьянка, 1995г., режиссёр А. Сахаров)

3. Выступления воспитанников пушкинского
класса с рассказами об особенностях некоторых
игр пушкинского времени.

Горелки — игра, в которой участники образуют
пары (юноша берёт за руку девушку) и встают пара
за парой в виде колонны. Впереди первой пары
стоит спиной к ней водящий — горельщик и смотрит
вверх, пока все произносят слова: «Гори, гори
ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо — птички
летят, колокольчики звенят». Последняя пара
разъединяет руки, и каждый бежит вперёд мимо
горельщика, чтобы впереди опять взяться за руки,
а горельщик старается осалить (коснуться рукой)
одного из бегущих, прежде чем они снова возьмутся
за руки. В горелки любила играть вся молодёжь,
включая молодых дворян: «Вздумал он (молодой
Берестов) с нами в горелки бегать»
(«Барышня-крестьянка»). Когда в «Евгении
Онегине» говорится о Татьяне, что «она в горелки
не играла» (гл. 2), то этим для современников
автора ярко подчёркнута необычность поведения
героини.

Бабки —

игра, получившая наименование по
названию надкопытных костей коров, телят, свиней
- бабок. Кости расставляются на кону
договорённым порядком, и играющие с
определённого расстояния по очереди стараются
сбить их, бросая биты — наиболее крупные и
увесистые бабки.

Слово «бабки» упоминается в 6-й главе
«Капитанской дочки»: «:вытаскивал из пушки
бабки и всякого рода сор, запиханный в неё
ребятишками».

Описание игры в бабки дано в стихотворении А.С.
Пушкина «На статую играющего в бабки», 1836г. (чтение
стихотворения учеником пушкинского класса
).

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой
о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился:прочь! Раздайся, народ
любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой
игре.

Свайка -

игра, получившая название по
предмету, которым играют. Свайка — это
металлический стержень длиной 12-15 см.,
заострённый с одного конца, а на другом
переходящий в круглую или гранёную головку. Вес
свайки 400-800 граммов и более. За стержень берутся
рукой и с силой бросают, чтобы воткнуть в землю,
попав при этом в лежащее на земле кольцо
диаметром 4-5 см.

По красоте и мощи движения Пушкин сравнивал
играющего в сайку со всемирно известной
древнегреческой статуей «Дискобол» (чтение
стихотворения «На статую играющего в свайку»
,
1836г.).

Юноша, полный красы, напряженья, усилия
чуждый,
Строен, легок и могуч, — тешится быстрой
игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин,
клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры
отдыхать.

Учитель

: отметим, что прочитанные выше
стихотворения были написаны А.С. Пушкиным после
осмотра в конце сентября 1836 года выставки в
петербургской Академии художеств. Об этих
работах поэт сказал скульптору Пименову: «Слава
Богу, наконец и скульптура на Руси явилась
народною».

Лапта —

русская национальная игра, имеющая у
других народов иные формы, например, бейсбол у
американцев.

В лапте игроки одной команды по очереди
выбивают мяч палкой в поле и перебегают поле туда
и обратно, пока игроки второй команды ловят мяч и
стараются попасть им в перебегающих. Если
попадут, то команды меняются местами.

В лапту играли не только дети, но и юноши,
молодые мужчины.

В начале «Истории села Горюхина» И.П. Белкин
пишет о себе: «:достиг я шестнадцатилетнего
возраста : играя в лапту с моими потешными».

4. Слово учителя.

Горелки, бабки, свайка, лапта — всё это летние
забавы, столь любимые каждым русским человеком.
Зимние игры на Руси были не менее интересны:
катания на лошадях, кулачные бои, снежные
городки:

Во время Масленичной недели вышеперечисленные
потехи приходились на четверг, четвёртый день
празднования Масленицы, когда хозяйственные
работы прекращались и игры разворачивались во
всю ширь. Что же представляли собой масленичные
забавы?

5. Рассказ воспитанника пушкинского класса об
играх во время празднования Масленицы.

6. Слово учителя.

В пушкинскую эпоху во время Масленицы в разряд
забав были относимы и балы, отличавшиеся
необычайной пышностью.

А.С. Пушкин записал в дневнике: «6 марта. Слава
Богу. Масленица кончилась, а с нею и балы.
Описание последнего дня Масленицы (4 марта) даст
понятие о прочих. Избранные званы были во дворец
на бал утренний, к половине первого. Другие на
вечерний, к половине девятого. Я приехал в девять.
Танцевали мазурку, коей окончился утренний бал.
Дамы съезжались, а те, которые были с утра во
дворце, переменяли свой наряд. Было пропасть
недовольных: те, которые званы были на вечер,
завидовали утренним счастливцам. Приглашения
были разосланы кое-как и по списку балов князя
Кочубея; таким образом, ни Кочубей, ни его
семейство, ни его приближённые не были
приглашены, потому что их имена в списках не
стояли».

7. Исполнение вальса под музыку Г. Свиридова к
кинофильму по повести А.С. Пушкина «Метель».

8. Выступление бабушки ученика пушкинского
класса об играх своего детства.

9

. Выступления воспитанников пушкинского
класса об играх современных школьников с
последующей демонстрацией некоторых из них.
Награждение победителей.

10. Чаепитие (обязательный атрибут праздничного
стола — блины).

11. Экскурсия в рощу (катание с горы, сжигание
чучела Масленицы).

Следующий: