Занятие элективного курса по химии для учащихся 9-го класса. Тема: Металлы и живой организм

Цель: познакомить учащихся с
методами обнаружения ионов металлов, изучить на
практике качественное определение ионов железа.

Задачи:

Образовательные:

  1. сформировать представление о методах
    обнаружения ионов металлов;
  2. познакомить учащихся с аналитической химией
    как отдельной наукой;
  3. продолжить формирование общеучебных умений
    (осуществлять самоконтроль, использовать
    компьютер в работе);
  4. продолжить формирование умений учащихся
    составлять уравнения в молекулярном и ионном
    видах.

Развивающие:

  1. продолжить развитие умений применять знания на
    практике;
  2. продолжить развитие практических умений
    определять вещества по качественным реакциям.

Воспитывающие:

  1. развивать познавательный интерес учащихся к
    предмету.

Метод урока:

лекция, лабораторная
работа.

Оборудование:

компьютерный класс,
мультимедиапроектор, карточки – инструкции,
презентация (приложение 1).

Предварительная подготовка:

установить на
каждый компьютер программу (приложение
2).

Ход занятия

Организационный момент.

Формулировка цели и задач урока, запись в
тетради даты и темы урока.

Изучение нового материала.

Учитель:

При изучении роли металлов в живых
организмах большое внимание уделяется
исследованию функций ионов металлов, которое, в
первую очередь, требует разработки точных
методов, позволяющих обнаружить тот или иной
металл и измерить его концентрацию в
биологических материалах. Для решения этих задач
существует такая наука, как аналитическая химия.
Она устанавливает, какие элементы, в какой форме
и в каком количестве содержатся в изучаемом
объекте.

В аналитической химии выделяют два больших
раздела: качественный и количественный анализ,
каждый из которых выполняет определенные задачи.



Качественные испытания, как правило,
предшествуют количественным измерениям.
Качественный анализ проводят с помощью
химических реакций, сопровождающихся заметными
изменениями, выделение газа, изменение окраски,
образованием или растворением осадка. Чаще всего
пользуются реакциями образования окрашенных
соединений.

Поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить
лабораторную работу по изучению качественных
реакций на ионы железа (приложение 1).

Выполнение лабораторной работы.

Перед вами на столе инструкция по выполнению
данной работы (приложение 3).

В рабочую тетрадь перенесите таблицу, которую
вы будете заполнять по ходу выполнения работы.
Внимательно прочитайте инструкцию выполнения и
приступайте к работе. Итогом вашей работы
является раскрашенный рисунок. После выполнения
работы сравните ваш рисунок с результатом.

Итог занятия.

С помощью различных способов исследования,
которые широко используются современной
аналитической химией, можно быстро обнаружить
искомый ион. Исследование свойств ионов металлов
ведет к раскрытию широких перспектив в биологии,
практической медицине, сельском хозяйстве и
позволяет разработать методы сознательного
управления тонкими процессами
жизнедеятельности.

Домашнее задание.

В дополнительной литературе найти
качественные реакции на ионы других металлов,
составить уравнения в молекулярной и ионной
формах.




Следующий: