Занятие для учащихся 1-го класса с низко выраженным общим недоразвитием речи по теме Звуки [л] и [ль]. Буква Л


Цель:

  • уточнение артикуляции и звучания звуков л и
    ль; развитие фонематического слуха на
    восприятие звуков л и ль в слогах, словах и
    предложениях; работа над звуковым анализом и
    синтезом слов;
  • развитие мышления, памяти, внимания и
    воображения;
  • обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование:

  • индивидуальные зеркала, слоговая таблица, буква
    «Л»,
  • 2 домика (зеленый и синий),
  • цветные карандаши,
  • предметные картинки (лодка, лимон),
  • картинки со сказочными героями,
  • 2 самолета (зеленый и синий).

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сегодня, к нам в гости пришла новая буква, но
буква эта необычная.

Стройна и красива,
Писать ее мило.
С нее начинается Лена,
С нее начинается Лина.

- Что за буква пришла с нами, знакомится? (Буква
«Л».)

Алфавит

Продолжит наш
Буква «Л» — лесной шалаш.
(В. Степанов)

Дети пишут в тетрадях букву «Л».

2. Основная часть.

1. Работа со словами (звуковой
анализ и синтез слов).

На доске выставлены картинки:

лодка и лимон

- Назовите, первую картинку (лодка).

- Назовите, вторую картинку (лимон). Запишем
слова в тетради.

- Что одинакового в этих словах? (буква «Л»)

- Давайте произнесем эти слова. (Читают с доски
хором). Звук л он один и тот же в словах? Как он
звучит в первом слове? (твердо) А как во втором?
(мягко) Давайте выделим звук л — синим цветом, а
звук ль — зеленым цветом.



(Дети отмечают в своих тетрадях, а учитель на
доске). Как произносятся эти звуки с голосом или
без голоса? (с голосом) Значит, звук л и ль
всегда звонкие.

- Теперь возьмем индивидуальные зеркала и
произнесем сначала звук л, а потом звук ль.

Знакомство с положениями органов артикуляции
при произношении звуков л и ль.

- Когда мы произносим звук л наши губы
нейтральны, зубы не сжимаем, язык узкий,
напряженный, его кончик поднимается кверху и
упирается в бугорки за верхними зубами. Средняя
часть языка опускается.

- А когда мы произносим звук ль наши губы
улыбаются, язычок поднят вверх, но задняя часть
спинки языка значительно продвинута вперед и
опущена. Спинка языка поднимается к небу.

- Что теперь мы знаем о звуке л? (согласный,
твердый, звонкий) : звук ль? (согласный, мягкий,
звонкий).

2. Работа со слоговой таблицей.

На доске 2 домика (синий и зеленый) и слоги. Нужно
помочь каждому слогу попасть к себе домой.

- Вы догадались, почему один домик синий, а
другой зеленый.

- Запишем в тетрадях слоги выделим звук л -
синим цветом, а звук ль — зеленым цветом. Теперь
используя эти слоги придумайте слова. (Логопед
начинает слова, а учащиеся продолжают).

3. Физкультминутка.



Ветер дует нам лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок, все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

4. Работа со словами.

Группировка слов по картинкам в 2 столбика: в
первый со звуком л, а во второй со звуком ль.

На доске 2 самолета один синий, а другой зеленый
и картинки с изображениями сказочных героев.
(Щелкунчик, Айболит, Колобок, Емеля, Леший, волк,
Золушка, лиса Алиса, Мальвина, Чипполино, солдат,
Гулливер).

- В их именах спрятались звуки л и ль. У нас
есть 12 билетов по 6 билетов на каждый самолет.
Одни билеты синего цвета, а другие зеленого. Нам
нужно раздать билеты сказочным героям и посадить
каждого в свой самолет.

- Вы догадались, как мы будем раздавать эти
билеты?

- Кого мы посадили в синий самолет?

- Кого мы посадили в зеленый самолет?

5. Игра «Найди ошибку».

Найди предложения, в которых допущены ошибки.

  • Девочка ушиблась о камень.
  • Пол ударился о мальчика.
  • Веревочка прыгала через девочку.
  • Дерево спряталось под ящерицу.
  • Туча спряталась за солнце.
  • Порог запнулся о мальчика.
  • Собака залезла в конуру.
  • Лужа перепрыгнула через меня.
  • Угол свернул за машину.

6. Работа с предложениями.

А) Закончи предложения. (Предложения написаны
на карточках).

  • Дедушку зовут : .
  • У него в саду сладкая : .
  • Мы : нашего дедушку.

Слова для справок: малина, Лука, любим.



б) — Продолжите рассказ. Придумайте по одному
предложению. Запишем одно из этих предложений в
тетрадь.

3. Итог занятия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- С какими звуками мы сегодня познакомились?




Следующий: