Занятие Да светится в веках имя твое


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,79 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • раскрыть уникальность природы озера Байкал;
  • показать формирование человека и человеческих
    отношений под влиянием окружающей природы (на
    примере публицистики В. Распутина и пьесы А.Вампилова «Старший сын») на основе
    межпредметной интеграции.
  • развивать умения анализировать, выделять
    главное, ставить и разрешать проблемы; развивать
    инициативу и творческие способности студентов.
  • рассмотреть экологические проблемы озера и
    пути их решения.

Оборудование: карта, мультимедийные
презентации, фрагменты фильмов «Байкал» и
«Старший сын», тексты произведений В. Распутина
и А. Вампилова, учебная литература.

Ход мероприятия

Вступительное слово о целях и задачах
внеклассного мероприятия.



Преподаватель литературы:

Спелёнутых обыденною прозою,
Необъяснимо тянет нас туда,
Где между сосен — сказочное озеро,
А в нём до дна хрустальная вода.
Мы в терема сосновые, тенистые
Придём тропой, знакомой хорошо,
Чтоб, заглянув в его глубины чистые,
Хотя б чуть-чуть почище стать душой:

Вот и наша встреча сегодняшняя как раз для того,
чтоб «хотя б чуть-чуть почище стать душой:».

А как вы понимаете эту строчку из песни? Что
обозначает выражение «чистая душа»? (ответы
студентов)

Преподаватель географии:

Сегодня мы будем говорить об одном из
интереснейших мест не только России, но и всего
земного шара — о Байкале. Каков он — Байкал? Чем
интересен? Что привлекает в нём уже много
столетий? Каких людей подарила России
байкальская земля и как прославили они родину? На
эти и другие вопросы мы постараемся ответить,
объединив наши усилия и познания в разных
областях науки: литературе и географии, экологии
и математике:

Слово о Байкале



Преподаватель литературы:

Русский философ первой половины ХХ в. С.Н.
Булгаков, говоря о Родине и своемпредставлении о
ней, отмечал, что «Родина — это священная тайна
каждого человека»
.

Байкал так же, как и человек, хранит много своих
тайн, о нём сложено множество легенд, его
просторами восхищались в своё время наш земляк Н.
Бичурин, писатель А. Чехов. Байкал воспитал
драматурга А. Вампилова, величайшего писателя
современности В. Распутина.

Неслучайно, что Джордж Д. Дэвис (США), директор
проекта «Байкальский регион в XXI веке»
указал на то, что «байкальский регион
является не только уникальным природным
феноменом, но и сокровищницей материальной и
духовной культуры»

Вот несколько высказываний о Байкале.

Валентин Распутин:

«У природы есть свои любимцы, которых
она при создании отделывает с особым тщанием и
наделяет особенной властью. Таков, вне всякого
сомнения, и Байкал… Славен и свят Байкал — своей
чудесной животворной силой, духом не былого, не
прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не
подвластного времени и преобразованиям,
исконного величия и заповедного могущества».

Н.Бичурин (отец Иакинф):

Совершал путешествия в Забайкалье.

В 1831 году написал очерк о Байкале. Этот труд
был отправлен А.С.Пушкину для альманаха
«Северные цветы».

Известно, что Пушкин высоко ценил знания
Бичурина и получил в подарок от него книги с
авторскими надписями.

А вот мнение А.П. Чехова, записавшего эти строки
во время своего знаменитого путешествия на
Сахалин:

«Байкал удивителен, и недаром сибиряки
величают его не озером, а морем. Вода прозрачна
необыкновенно, так что видно сквозь неё, как
сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый,
приятный для глаза. Берега гористые, покрытые
лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная.
Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой
всячины».


Преподаватель географии:

Известно, что природные условия оказывают
влияние на жизнь человека. Этот факт
подтверждают названия жителей разных природных
районов — поморы, горцы, степняки, таежники.
Природная среда определяет образ жизни,
направление хозяйства и психологию ее жителей.
Напомню цель нашего занятия — рассмотреть
влияние «земли байкальской» на формирование
личности писателей Распутина и Вампилова.

Перед просмотром фильма «Байкал» студенты
получают задания по вариантам:

1. Подобрать эпитеты для описания образа
Байкал;



2. Записать научные факты для характеристики
озера.

Просмотр фильма «Байкал»

Обсуждение полученных результатов работы по
вариантам.

Преподаватель географии:

Байкал — уникальное явление на нашей планете.
Тому, что Байкал упоминался в старинных
рукописях и рассказах ранних путешественников,
был известен европейцам

Еще до начала нашей эры, он обязан своим
громадным размерам. На площади озера с успехом
могли бы разместиться такие страны, как Дания или
Нидерланды. Его длина составляет 636 км,
наибольшая ширина 79,5 км, площадь водного зеркала
31,5 тыс.км2, а максимальная глубина 1637 м.

Просмотр слайдов с комментариями
студентов и преподавателя:

Общие данные: возраст — около 25
миллионов лет; мировые запасы пресных вод — 20%;
высота над уровнем моря — 455 м; площадь
поверхности — 31,50 км.; средняя глубина — 1637 м.;
длина — 636 км.; наибольшая ширина — 79,5 км.;
протяженность береговой линии — 2000 км.

Происхождение озера, его флора и фауна.

Преподаватель географии:

Предлагаю решить задачу.

В водоемы России ежегодно сбрасывается 0,002
тыс.т. ртути. Какой объем чистой воды необходим
для разбавления ртути (ПДК ртути 0,001 мг/л)?
Сравните его с объемом воды в оз. Байкал, который
равен 23 тыс.км3.

Решение экологических проблем (ответы
студентов).

Так как озеро является рекреационным объектом
Сибири, необходимо:

  • Регулировать природоохранные мероприятия.
  • Регулировать рубку леса в бассейнах рек,
    впадающих в озеро.
  • Запретить рубку леса на склонах хребтов,
    обращенных к Байкалу.
  • Запретить молевой сплав древесины по рекам.
  • Построить очистные сооружения на предприятиях,
    на берегах озера и рек.
  • Создать базы отдыха с организованными
    посещениями озера туристами (опасен «дикий
    туризм»)

Преподаватель литературы:

Красоты здешние вдохновили местные народы не
на одну легенду. Например, бурятская легенда
рассказывает о старике Байкале и его 336 сыновьях
и одной дочери. Именно столько рек впадает в
озеро. А вытекает одна — Ангара. А с ней связано
другое предание — о том, как не захотела гордая и
свободолюбивая дочь Байкала выходить замуж за
богача Иркута и сбежала из отчего дома к
красавцу-Енисею.

А каких людей вырастила байкальская земля!

1. Слово о Валентине Распутине.

Вот несколько высказываний писателя:

«Я уверен, что писателем человека делает его
детство, способность в раннем возрасте увидеть и
почувствовать всё то, что даёт ему потом право
взяться за перо».

«Ни с кого душа не требует так сурово, как с
русского человека»

«Будет духовное, нравственное — будет и
материальное, физическое, какое угодно другое
благополучие» (из беседы с
художником-реставратором Саввой Ямщиковым)

Обратимся к его публицистике. Одна из статей
называется «Полная чаша злата и лиха». Уже в
начале статьи он пишет: «Пока человек сохранял
безопасную меру своих отношений с Байкалом, пока
не посягнул он на святая святых — состав его
воды и жизнь организмов — всякое вмешательство
было еще поправимо и не вызывало ощущения беды»).
Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит
проблемы современности, утверждая вечные
ценности, призывает к их сохранению.

«Как очистные сооружения не способны вернуть
Байкалу его родную воду, как воздушные фильтры
выбрасывают в атмосферу мертвый, с остатками
ядов, воздух, так человек поддается влиянию
воцарившейся вокруг Байкала нездоровой
нравственной среды, когда защитники нашего
славного моря терпят поражение за поражением, а
над самим морем свершается ритуальное
жертвоприношение. Кроме природной биологической
цепочки в той же взаимозависимости существует и
общественная психонравственная цепочка. В самом
Байкале мутируют водные организмы, на берегах
Байкала мутирует человек, поражаются
чувствительные центры, атрофируется восприятие
красоты, перестает звучать в душе аллилуйя
Создателю…»

В его статье о Байкале — боль за свою страну, за
то, что с ней происходит.

Летом 2008 г., когда началось исследование
Байкала с помощью глубоководного аппарата
«Мир», В. Распутин принял участие в этой
экспедиции. Он, знающий очень хорошо Байкал,
теперь увидел его изнутри и прокомментировал это
так:

- Я долго раздумывал, опускаться на дно
Байкала или нет. В небе я уже много раз бывал, вот
решил, что пора опуститься на дно преисподней.-
Мне интересно знать о Байкале все.

После всплытия признался, что глубоко
впечатлён:

Считал, что знаю Байкал хорошо. Оказалось,
что это не так, особенно в глубинах. Там
удивительная жизнь! Еще не полностью познанная,
не полностью названная, но богатейшая, на какой
бы глубине она ни обнаруживалась. Там ощущаются
порядок, особенная красота, умиротворение. Там
царят мир и дружелюбие, нет агрессии, все как-то
по-иному. Пусть считается, что в глубинах обитают
низшие организмы, но в чем-то они выше нас…

2. Слово об Александре Вампилове:

А.Вампилов оставил 4 пьесы: «Старший сын»,
«Прощание в июне» (1965), «Утиная охота» (1970),
«Прошлым летом в Чулимске» (1972)

Краткая характеристика пьесы «Старший сын»

(примечание: студенты до начала мероприятия
успели познакомиться с началом пьесы)

Пьеса «Старший сын» (комедия в двух действиях)
написана в 1967 году. Ни одна из пьес при жизни
автора не появилась на сценах московских
театров. В пьесах Вампилова — сосредоточенность
на частной жизни человека, внимание к
противоречивости внутреннего мира личности,
ориентация на общечеловеческие ценности,
преимущественное изображение провинции — это не
совсем устраивало столичное театральное
руководство. В них не поднимались
производственные вопросы, не было внешних
эффектов, события происходили в провинции.

«Старший сын» начинается со злой шутки двух
молодых людей — Сильвы и Бусыгина. Ночью где-то в
предместье, опоздав на последнюю электричку, они
начали искать себе ночлег, но никто не захотел
пустить их погреться. И тогда Бусыгин говорит: «У
людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто.
Надо соврать как следует, только тогда тебе
поверят и посочувствуют». Сильва запоминает эту
случайно брошенную фразу. Молодые люди снова
заходят наугад в квартиру, желая в ней только
переночевать. Увидев, что их вот-вот выгонят,
Сильва выдает Бусыгина за внебрачного сына
хозяина квартиры. Сарафанов -
пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына
Васеньку. Бусыгин не ожидал, что взрослый человек
так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью
и открытостью примет его за своего старшего сына.
Росший без отца; Бусыгин, может быть, впервые
ощутил к себе любовь. Володю Бусыгина волнует
все, что происходит в семье Сарафановых. Он
ощущает свою ответственность за Васеньку и Нину,
он чувствует себя старшим.

В доме Сарафановых тоже существует вранье. Отец
и сын друг другу врут. Отец врет детям, что все еще
работает в филармонии; дети, зная, что он давно
играет в похоронном оркестре, делают вид, что
верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь
ради сохранения душевного спокойствия отца,
чтобы он не потерял свое достоинство. Но вскоре
эта тайна становится известна всем. Раскрывается
также и вранье Бусыгина и Сильвы.

Просмотр фрагмента фильма «Старший сын»

Задание для студентов:

Подберите определения для характеристики
героев фильма: Бусыгина, Сильвы, Кудимова,
Сарафанова.

Нет в пьесах Вампилова строгой жанровой
определённости. О постановке пьесы «Старший
сын» в иркутском театре Вампилов записал так: «Спектакль
как бы удался, из зрителей выколачиваются не
только денежки, но и смех и даже слёзы. Причём
последнее добыто не способом мелодрамы, а более
достойным образом — пьесу играют как
трагикомедию. Смею думать, что она так и
написана».

«Человек должен ходить по земле гордо и легко»
- таков девиз Вампилова. С ним он войдёт и в
литературу и будет верен ему всю свою жизнь, увы,
оборвавшуюся на полдороги. 17 августа, за два дня
до своего тридцатипятилетия, Александр Вампилов
погиб на озере Байкал.Жизнь оборвалась на самом
взлёте, в самом расцвете. Жизнь, которой,
казалось, не будет конца и которой, казалось, он
сам привык диктовать условия. В лодке,
перевернувшейся от удара о топляк, их было двое.
Один уцепился за днище, надеясь, что лодку
заметят скорее, чем его самого, а Саня поплыл к
берегу. Он доплыл и уже почувствовал дно под
ногами, но сердце не выдержало.

Обсуждение подготовленных студентами
определений для героев «Старшего сына».
Проведение параллели с характеристикой Байкала
(ответы студентов):


Байкал «Старший сын»
непредсказуемый непредсказуемость в человеческих
отношениях
замечательное озеро замечательный человек
суровый характер суровость жизни
глубина глубина человеческих отношений
притягательная сила притягательный человек
чистая вода чистота помыслов

Случайны ли совпадения некоторых определений?
Разве не близки удивительная глубина
произведения, личность самого драматурга с
глубинными параметрами озера? Как непредсказуем
Байкал, так непредсказуема природа человеческих
отношений — всё это мы можем наблюдать в
«Старшем сыне». Поэтому произведение
современно, актуальность его очевидна так же, как
незыблем и величав Байкал, существующий миллионы
лет.

Звучит песня «Сказочное озеро» (исполнитель
- преподаватель математики В.А. Покровский)

Заключительное слово преподавателей.

Подведение итогов.




Следующий: