Занимательный практикум Чудеса химии

Время: 45 мин.

Цели

  • обучения: формирование интереса к предмету;
  • развития: познавательной активности, интереса учащихся к
    научному познанию;
  • воспитания: формирование навыков коммуникативного общения у обучающихся
    разного возраста.

Образовательные объекты: обучающиеся 1-7 классов

Форма проведения: внеклассное мероприятие в рамках предметной недели

Средства обучения: кабинет химии и химическая лаборатория, лабораторное
оборудование (пробирки, штативы, стаканы, стеклянные палочки и трубки), перечисленные
в тексте реактивы, горелка, плакат-инструкция по ТБ

План практикума:

1. Знакомство с кабинетом и
лабораторией (экскурсия) – 5 мин.

2. «Твердое, жидкое, газообразное»,
практикум – 15 мин.

3. «Радуга», практикум – 10 мин.

4. «Простые чудеса», практикум – 15
мин.

Ход практикума

I. Знакомство с кабинетом
химии и лабораторией (экскурсия) – 5 мин.

А) Учитель встречает
обучающихся у дверей в лабораторию и начинает свой рассказ.

- Разрешите познакомить Вас,
мои юные исследователи с небольшими правилами в кабинете химии.

Правила техники безопасности
при работе в химическом кабинете

При работе с веществами
И не пробуйте на вкус.
Реактивы как арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалиться рука
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы.

Б) Обязанности лаборанта
кабинета химии и учителя химии:

- В кабинете химии учитель
ведет уроки по предмету. На уроках учитель химии показывает разные опыты и
эксперименты, которые помогают  лучше понять этот сложный предмет. Опыты и
эксперименты готовит лаборант химии. Лаборант следит за чистотой в лаборатории,
работает с оборудованием и реактивами. А сейчас ребята приглашаю Вас в кабинет
химии.

II. «Твердое, жидкое,
газообразное», практикум – 15 мин.

- На уроках химии учитель
показывает удивительные превращения, происходящие с веществами – твердыми,
жидкими и газообразными. Химические уравнения приведены для учителя:

1. — Из двух жидкостей путем
превращения можно получить твердое вещество – учитель демонстрирует химические
реакции;

(Силикат натрия + раствор
серной кислоты)

Na2SiO3
+ H2SO4   =   H2SiO3    + Na2SO4

2. — Иногда из твердого вещества и
даже металла можно получить газ;

(Цинк + раствор соляной
кислоты)

HCl + Zn  =  ZnCl2 + H2

Газ водород, при опускании
лучины в пробирку сгорает лающим звуком.

(Мел + раствор серной
кислоты)

CaCO3 +
H2SO4 = CaSO4 + H2O + CO2

Углекислый газ, образующийся
из мела и соды, не поддерживает горение опущенной в пробирку лучины.

(Разложение  при нагревании перманганата
калия )

 2KMnO4  = O2  + MnO2 + K2MnO4

Кислород, образующийся из
марганцовки, заставляет лучину ярко вспыхивать.

III. «Радуга», практикум –
10 мин.

- При помощи разных веществ и
химических превращений можно создать в лаборатории лучик солнца, кусочек
летнего луга, весеннее настроение! Все цвета радуги!

(Обязательное условие опыта: в штативе все пробирки
содержат бесцветные растворы  (подчеркнуты чертой). Лучше использовать круглый
штатив для пробирок.)

VI. «Чудеса простых веществ», практикум – 15 мин.

- Иногда известные нам
«простые вещества» могут быть началом чудесных превращений!

· Сырой картофель, вытяжка муки,
кусочек яблока в контакте с йодом приобретают синий цвет – учитель
демонстрирует опыт;

· Если в пластиковую бутылку набрать
сухой пищевой соды, немного воды, и уксусной кислоты, то сода интенсивно
вскипает с выделением углекислого газа. Завинтить крышку бутылки и подождать до
прекращения реакции. После добавить сухого едкого натра (гидроксида натрия) и
интенсивно взболтать смесь в закрытой бутылке. Бутылка сжимается из-за реакции
углекислого газа со щелочью! – учитель демонстрирует опыт.

2NaOH + CO2
=  Na2CO3 + H2O

· Соки многих фруктов и ягод могут
менять свой цвет в зависимости от разных веществ.

Если пропитать бумагу соком
брусники или черной смородины, то при опускании кусочка бумаги в пробирку с
раствором соды бумага станет синей, а в растворе уксусной кислоты останется
красной! Это природные индикаторы! – учитель демонстрирует опыт.

Список литературы и информационных
источников

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 11-е изд., испр. – М.:
Дрофа, 2006.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 11-е изд., испр. – М.:
Дрофа, 2006.

3. Образовательные
диски «1С: Неорганическая химия. 8-9», «1С: Органическая химия. 10-11», «1С:
Репетитор. Химия», «Открытая химия. 2.5»

Следующий: