Задачи: Формировать теоретико-литературные понятия как условия анализа литературно-художественного произведения. Развивать коммуникативные навыки […]" />


Занимательная игра. Пародия. 10-й класс

Цели:

  1. Познакомить с условиями (языковыми средствами) для создания комического в пародиях.
  2. Совершенствование навыков характеристики языковых средств.
  3. Формирование интереса к предмету.

< !DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN">
Задачи:

  • Формировать теоретико-литературные понятия как условия анализа литературно-художественного произведения.
  • Развивать коммуникативные навыки речи;

Форма работы: групповая.

Ход урока

1. Учитель: Сегодня на уроке мы должны разобраться и понять, как достигается в литературных пародиях и каламбурах смешные, комические эффекты, какие языковые явления разыгрываются.

Эпиграф урока:

Ну можно ли представить мир без шуток?!
Да он без шуток был бы просто жуток!…
Когда на сердце холод, страх и тьма –
Лишь юмор не дает сойти с ума!…
Судьба играет с нами в «чет» и «нечет»,
Уныние казнит, а юмор лечит.
Хвала шуткам, что вовремя смогли
Нас удержать от яда и петли!
Л. Филатов

– В чем же смысл эпиграфа? (Юмор спасает человека от депрессии и горя)

Как же юмор создается?

2. Чтобы разобраться с условиями создания комического, мы должны вспомнить необходимые нам термины.

«Словарь терминов»:

  • Имитация – (от лат. Imitation – подражание) – 1) подражание; 2) подделка; 3) создание образца, модели какого-нибудь объекта или процесса, его искусственное воспроизведение в целях исследования, обучения, прогнозирования.
  • Пародия (от греч. Parodia – против, ode – песня) – 1) шуточное или сатирическое (часто стихотворное сочинение, воспроизводящее в преувеличенном виде и высмеивающие характерные черты пародируемого автора; 2) переносное неудачное, чисто внешнее подражание кому-либо, чему-либо.
  • Каламбур (от франц. – игра слов) – использование многозначности (полисемии), омонимии или языкового сходства с целью достижения комического эффекта.
  • Языковая игра – осознание нарушения норм, «украшательство» речи, которое обычно несет характер остроты, каламбура, шутки.

3. Сообщение учащихся «Из истории пародии» (3 минуты).

4. Анализ текста литературной пародии.

Стихотворение из книги «Парнас дыбом» (1947 год). «Жил-был у бабушки серенький козлик» (см. приложение)

Вопросы для обсуждения:

– Выразительно прочесть.

– Аллюзию (пародию) на какие известные стихи в тексте вы увидели?

(Основа – стихи А. Барто «Наша Таня громко плачет» и детскую песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик». Сюжет развивается, как в сюжете детской песенки. Стиль же обыгрывается и манера письма, тема, как у А. Барто).

– Каков состав лексики? Как образовалось имя «Козя»?

(Сниженная лексика (бабка, рогач, живодер) вступает в противоречие с уменьшительно-ласкательной окраской слов, которая является основой стихотворения А. Барто. Пародия играет производными от слов «козел», «медведь – Миша», «козел – Козя»).

Учащиеся делают вывод о способах создания данной пародии.

5. Работа со школьными сочинениями.

Учитель: Пародист Константин Мелихан выстраивает текст своих литературных пародий на ошибках школьных сочинений.

а) Какие же типичные ошибки допускаются в школьных сочинениях? (Слайдовое сообщение «Наиболее употребимые в школьной практике типы ошибок»).

Виды ошибок Примеры
Лексические
Неустраненная контекстом многозначность. Онегин вряд ли уехал бы за границу, если бы Ленский не послал ему вызов.
Употребление слов в несвойственном значении. Вместе с духовным ростом Павла и Ниловны растет их речь. // Одновременно с духовным ростом Павла и Ниловны развивается их речь.
Нарушение лексической сочетаемости. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева. // Героем рассказа «Ионыч» является Старцев.
Употребление слов иной стилистической окраски. Попечитель богоугодных заведений подмазывается к ревизору. // Попечитель богоугодных заведений ведет себя заискивающе.
Смешение паронимов (т.е. слов одинаковых по звучанию, но не совпадающих по значению.) Экономный человек – экономический форум
Смешение лексики разных эпох. В сочинении по картине Васнецова: «На богатырях кольчуги, брюки, варежки». // На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
Ошибки в употреблении фразеологических оборотов (неоправданное искажение фразеологизмов, искажение образного смысла фразеологизмов). Тяжелый Сизифов труд.
Музыкальный театр выпустил в свет балет «Белый парус».
Словообразовательные
Образованные слова отсутствуют в системе языка. Розжиг костров
Скучание (скука)
Морфологические
Неправильный выбор падежных окончаний. Нет время. // Нет времени.
ВыборА – вЫборы
Неправильное употребление одновременно полной и краткой формы. Жизненный путь героев тяжел и трагичный. // Жизненный путь героев тяжел и трагичен.
Ошибки в образовании формы местоимений. Ихний ребенок – их ребенок
Около его – около него.

Вывод: На основе этих типов ошибок пародисты выстраивают свои мини-пародии.

6. Групповая работа

Учитель: Познакомимся с мини-пародиями К. Мелихана и попытаемся определить как они сделаны, внести поправки.

1 группа

  • Анна Каренина стояла в туфлях на платформе.
  • «А ты побудь в моей шкуре!» – сказал Серый Волк и проглотил Красную Шапочку.
  • Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь.

2 группа

  • Прежде, чем раскулачить, Нагульнов решил поговорить с кулаками. А кулаки были – как кувалды.
  • Катерина оказала протест против «темного царства».
  • Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

3 группа

  • Чтобы утопить свое горе, Катерина бросилась в Волгу.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • В стихах С. Есенина особую роль играют сравнения.

Итог работы: сдаются учителю записи с исправленными вариантами.

7. Учитель: Автор пародии может совместить имитацию содержания и имитацию формы текста – прототипа, что мы можем видеть в нижеследующих примерах:

  • Выпор детей
  • С выкуром оттуда пчел и распробом меда
  • Выпорос свиней
  • Розжиг костров

Задание:

  • Определить способ образования существительных выплав, выпор, выпорос, розжиг. (Чаще всего это производные от глаголов).
  • Каких слов не существует в языке? (Слов, которые образованы по типу существительное с приставкой вы: вылуп, выпорос, вымет).

Итог урока:

  1. Познакомились с языковыми условиями создания пародий.
  2. Расширили представление о понятиях «пародия», «каламбур».
  3. Работали в роли редакторов (правили текст).

Самое главное: увидели, что юмор – это одно из самых ярких качеств человека и поэтому урок, я надеюсь, прошел интересно, и вы извлекли из него урок. (Это каламбур!)

Домашнее задание:

  1. Выучить термины.
  2. 1 группа: подбор своих примеров на типичные ошибки.
  3. Пародия на стихотворение «У попа была собака» (стиль Н. Некрасова) (см. сборник «Парнас дыбом»).

Приложение

Наша бабка горько плачет:
– Где мой козлик? Где он скачет? –
Полно, бабка, плачь не плачь –
В лес умчался твой рогач.
А живут в лесном проселке
Живодеры, злые волки,
И напали на него
Ни с того и ни с сего.
Повалили Козю на пол,
Оторвали Козе лапы,
Сгрызли спинку, шейку, грудь –
Козю нам уж не вернуть.
Тащит бабка по дорожке
Козьи ножки, козьи рожки…
– Ни за что его не брошу,
Потому что он хороший.
А. Финкель, 1946 г.

Следующий: