Закрепление технических элементов баскетбола с применением оздоровительно-профилактических средств физической культуры

Способ:

Фронтальный, поточно-групповой, групповой,
групповой.

Контингент:

Смешанный

Инвентарь:

мячи баскетбольные, коврики, флажки, стойки, обручи,
барьеры, секундомер, свисток.

Цель урока:

  • Усвоение учащимися определенного объема знаний, предусмотренных
    программой.
  • Овладение учащимися умениями и навыками в основных жизненно важных
    движений, а также движений средствами подвижных игр и эстафет.

Задачи урока:

  • Образовательный аспект 1. Повторить
    оздоровительно-профилактический комплекс “№ 2”
  • Образовательный аспект 2.Повторить игровые упражнения
    “Светофор” и “Жонглер”
  • Образовательный аспект 3. Проверить технику ведения мяча в
    движении бегом и передачи партнеру после ловли и двух шагов
  • Образовательный аспект 4. Закрепить технику ведения мяча в два
    шага и бросок в корзину одной рукой от головы
  • Развивающий аспект 5. Развивать быстроту, гибкость и координацию
    движений
  • Развивающий аспект 6. Развивать дыхательную, сердечно-сосудистую
    системы и улучшать психоэмоциональное состояние (вход в полярную ночь)
  • Воспитательный аспект 7. Воспитание дисциплинированности,
    доброжелательного отношения к товарищам, устойчивого интереса к двигательной
    активности, содействие в развитии психических процессов (памяти,
    концентрации внимания, мышления и др.)

Урок

Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
и терапевтический эффект воздействия
1 2 3

Подготовительная часть ≈11-12мин.

Построение, приветствие, сообщение задач урока ≈30″ Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы,
с/обуви; выявление больных.
  1. Самоконтроль (проверка частоты сердечных
    сокращений)
  2. Специальные дыхательные упражнения “Очищающее дыхание” активизирующего типа И.П.- сидя или стоя:
  • медленно сделать глубокий (полный) вдох и на 2-3сек.
    задержать дыхание;
  • выдохнуть воздух короткими и сильными толчками, сложив при
    этом губы трубочкой и не надувая щек.
  • ≈30″
  • ≈30″
  • Проверяется пальпаторным методом на лучевой или
    сонной артерии.
  • Дышать медленно и плавно, но без пауз все три
    цикла. Внимание сосредоточить на органах дыхания.
  • Эффект: обеспечивает эффективную вентиляцию легких и удаление накопившейся в
    них углекислоты.
  1. Строевые упражнения. Перестроение из
    одной шеренги в одну колонну.
  • ≈10″
  • Четкое выполнение команд учителя.
  1. Упражнения на формирование осанки и
    коррекции плоскостопия. Ходьба с заданием:
  • на носках, руки вперед;
  • на пятках, руки в стороны;
  • на внешней стороне стопы, руки на пояс
  1. Игровое упражнение “Светофор”. Бег с заданием:
  • бег прямо-зеленый флажок;
  • правым боком приставными шагами — в правой руке желтый
    флажок;
  • левым боком приставными шагами — в левой руке желтый флажок;
  • спиной вперед — желтый, зеленый флажок вместе;
  • остановка, прыжком вверх — красный флажок;
  • ускорение по диагонали — взмах зеленым флажком.
  • ≈30″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • ≈1′
  • ≈10″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • Лопатки сведены, смотреть вперед, подняться выше на носки;
  • Руки точно в стороны, лопатки сведены; Смотреть прямо, прогнуться
    в пояснице.

  • Эффект:

  • Упражнения для концентрации внимания, улучшения памяти,
    мышления.

  • Дыхание не задерживать, следить за работой рук и ног.
  • Толкаться с обеих ног одновременно, после прыжка, принять стойку
  • Дыхание не задерживать
  1. Строевые упражнения. Перестроение из
    одной колонны в две в движении.
  • ≈10″
  • Четкое выполнение команд учителя.
  1. Общеразвивающие упражнения в движении:
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Пальцы в замке — вращательные движения в кистевых суставах;
  • Пальцы в замке — волнообразные движения в кистевых и
    локтевых суставах (змейка);
  • Правая (левая) вверху, левая (правая) внизу пальцы собраны
    в кулак — одновременное отведение рук назад на счет 1-2, на 3-4
    смена положения рук
  1. Оздоровительно-профилактический комплекс № 2 на месте
    (статический “базовый” стретчинг мышц всего тела)
  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Методика:
    Силовое вращение головы слева (справа) в правую (левую) сторону
    вперед на 1-4 счета.
  • И.п. – стоя ноги вместе: правая (левая) вверху, левая (правая)
    внизу. Методика: По сигналу учителя, учащийся сгибая руки в локтевых суставах,
    выполняет сцепление (“замок”) пальцами за спиной
  • И.п. – стоя ноги на ширине плеч, пальцы сцеплены за спиной в
    “замок”. Методика: При наклоне вперед, голова вниз не опускается, а руки сцеплены
    сзади в “замок” поднимаются вверх до упора вперед
  • И.п. – сидя на полу, правая (левая) колено согнута впереди,
    левая (правая) нога прямая, между ногами угол 90о.
    Методика: При наклоне вперед правой (левой) рукой коснуться носка левой
    (правой) ноги, левая (правая) рука на поясе, То же самое другой
    ногой.

Мышцы, приводящие и разгибающие плечо, мышцы-сгибатели предплечья
и кисти, приводящие мышцы бедра

  • И.п. – сидя на полу, ноги с разведенными бедрами, колени
    скрещены перед собой, руки сцеплены в “замок” над головой. Методика:
    Удерживая прямую спину, вытянуть руки вверх ладошками наружу
    (поза “лотос”).
  • И.п. – сидя на полу, ягодицами на пятках, руки выпрямлены
    вперед и упираются в пол. Методика: Прогибаться в поясничном, грудном и шейном отделе позвоночного
    столба параллельно пола до упора и возвращаться в исходное положение
    (поза “кошечка”)
  • И.п. – упор, лежа, на пальцах. Методика: Стоять на пальцах в неподвижном состоянии в течение 20″
  • И.п. – стоя, руки согнуты в локтевых суставах. Методика:
    Пальцы одной руки выполняют массирующие движения между пальцами
    другой руки, растирание наружной части кисти, внутренней части
    ладони (приемы самомассажа)
  • И.п. – стоя, руки согнуты в локтевых суставах. Методика:
    Прыжки на двух ногах
  • ≈40″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • ≈10″
  • 7-8″
  • ≈30″
  • ≈30″
  • ≈30″
  • 1″
  • 1″
  • 1″
  • 1″
  • 1″
  • 1″
  • Обратить внимание на то, чтобы руки были выпрямлены
    в локтевых суставах.
  • Выполнять в быстром темпе.
  • Амплитуду движений увеличивать постепенно.
  • Обратить внимание, спина прямая, руки энергично отводятся назад.



  • Эффект:
  • Физиологическая сущность стретчинга заключается в
    том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них
    активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

  • Дыхание не задерживать, следить за правильным выполнением
    вращения головы.
  • Сцепление пальцев рук за спиной выполняется по возможности.
  • Обратить внимание на руки, чтобы они выпрямлялись в локтевом
    суставе и выносились до упора.
  • Обратить внимание, чтобы ноги в коленном суставе не сгибались.
  • Позу удерживать в неподвижном состоянии.
  • Прогибаться последовательно, не касаясь, пола.
  • Эффект: увеличение подвижности позвоночного столба.
  • Обратить внимание, чтобы дети не стояли на ладонях.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Эффект: разогревание
    и тонизирующее воздействие.
  • Приземляться на обе ноги в полусогнутом положении

Основная часть ≈28-29′

  1. Игровое упражнение “Жонглер”
  • И.п. – стоя, руки в стороны, в одной руке баскетбольный мяч; перебрасывание из одной руки в другую руку через голову.
  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, мяч на уровне пояса; перекладывание мяча вокруг пояса из одной руки в другую.
  • И.п. – стоя, ноги врозь, согнуты в коленях, в одной руке
    мяч, туловище сгибается вперед; перекладывание мяча, вокруг каждой ноги “по восьмерке”.
  • И.п. – стоя, мяч в руках за спиной; из-за спины перебросить через голову кистевым движением и
    поймать мяч (“арка”)
  • И.п. – стоя правая нога вверх — вперед, в правой руке мяч –
    пронести мяч под ногой, в левую руку подняв левую ногу
  • ≈4-5′
  • ≈1′
  • ≈1′
  • ≈1′
  • ≈1′
  • ≈1′
  • Стараться, чтобы мяч не упал на пол.
  • Непрерывное
    вращение вокруг туловища.
  • Не катить по полу.
  • Ловить мяч, не ронять.
  • Энергичное выполнение упражнения.
  • Специальное дыхательное упражнение.

    “Тонизирующее дыхание” нагрузочного и восстановительного типа

    И.П. – стоя с широко расправленной грудью, спину прогнуть в
    пояснице:

  • 1 – выдохнуть, затем выполнить глубокий вдох, задержать дыхание;
  • 2 – на задержке дыхания вытянуть вперед расслабленные руки, сжать
    пальцы в кулаки и, напрягая мышцы до предела, привести сжатые кулаки
    к плечам;
  • 3 – на задержке дыхания медленно, с напряжением развести руки в
    стороны, разжать кулаки и быстро вернуть руки к плечам;
  • 4 – расслабляясь, руки вниз и произвести форсированный выдох.

  • ≈1′

Упражнение выполняется в интервале отдыха после нагрузок.
Добиваться максимального выдоха. Эффект: Обладает
общетонизирующим воздействием, активирует кору головного мозга.

  1. Проверить технику ведения мяча в
    движении бегом и передачи партнеру после ловли и двух шагов в парах:
  • от груди прямо двумя руками;
  • от груди двумя руками с отскоком от пола;
  • от головы одной рукой.
  1. Закрепить технику ведения мяча в два шага и бросок в
    корзину одной рукой от головы:
  • ведущей рукой – шагом;
  • ведущей рукой — бегом
  • ≈5-6′
  • ≈2′
  • ≈2′
  • ≈2′
  • ≈5-6′
  • ≈3′
  • ≈3′
  • Смотреть на мяч, принимать на кончике пальцев,
    держать мяч пальцами, движение рук и кистей смягчить прием мяча.
  • Туловище слегка наклонено вперед, голову во время ведения не
    опускать, мяч отскакивает от пола до уровня пояса, пальцы рук
    раздвинуты и слегка согнуты, контакт с мячом осуществляется
    кончиками пальцев.
  1. Комбинированная эстафета.
    Эстафета “Кто
    быстрее?”

Класс делится на 2 команды, по физической подготовленности
учащихся, по сигналу учителя, учащиеся начинают выполнять задание:

  • Ведение баскетбольного мяча одной рукой до стойки, обратно
    мяч в руках, бегом передавая эстафету 2.
  • Бег с двумя мячами в руках туда и обратно, передавая
    эстафету 2.
  • Бег прямо до обруча – пролезть сквозь обруч – бег до
    барьера – прыжок через барьер – бег до стойки туда – обратно бегом
    передавая эстафету 2.
  • Ведение мяча правой и левой рукой вокруг стоек “змейкой” -
    туда – обратно бегом передавая эстафету 2.
  • ≈10′
  • ≈ 2′30″
  • ≈ 2′30″
  • ≈ 2′30″
  • ≈ 2′30″

Соблюдение учащимися требований учителя. Индивидуальные задания
для отстающих.

  1. Медленный бег.
  • ≈1′
Следить за работой рук, выносом маховой ноги;
постановкой стопы; дыхание не задерживать.

Заключительная часть ≈3-4′

  1. Специальное дыхательное упражнение с
    релаксацией. И.п. – сидя на полу, упор руки сзади:

Методика:

Руки вверх – вдох. Наклон вперед до касания лбом коленей – выдох. Расслабить мышцы корпуса. Счет произвольный.

  • ≈1-2′
Тренирует способность к релаксации и гипоксическую
устойчивость. Выполнять плавно без рывков. Эффект: Снимает
утомление и стимулирует умственную работоспособность.
  1. Построение, подведение итогов,
    выставление оценок, замечания, д/з, организованный уход.
  • ≈1-2′
Д/з: “Полное дыхание” перед сном-2-3раза.



Следующий: