Закрепление изученного материала по развитию орфографической зоркости


Цели:

  • Формировать орфографическую зоркость
    учащихся.Развивать навыки употребление
    изученных орфограмм на письме и речи.
  • Учить применять полученные знания грамотного
    письма при самостоятельной работе, пополнение
    словарного запаса.
  • Воспитывать любовь к родному языку .Развивать
    творческие способности у учащихся.
  • Оборудование:

    герои русской народной сказки
    «Колобок», деревья, карточки для индивидуальной
    работы.

    Ход урока

    1. Орг.момент.

    Ребята, сегодня мы проведем необычный урок
    -урок путешествия по Стране Грамматики.А с кем
    мы будем путешествовать вы узнаете, разгадав
    загадку.

    На сметане мешен,
    На окошке стужен,
    Круглый бок, румяный бок
    А зовется:. (колобок)

    Правильно, мы будем путешествовать с героями
    русских народных сказки «Колобок».В пути мы
    встретимся не только с этими героями, нам
    предстоит выполнить множество заданий. Во время
    путешествия нам необходимо багаж- это наши
    знания, умения и навыки. Итак, ребята, в путь!

    Жили-были дед да баба. Вот однажды просит старик
    -» Испеки — ка мне, старая колобка.

    Старуха по амбарам помела, по сусекам поскребла
    и испекла колобка. Положила его на окошко
    студить, а он прыг- да и был таков. Покатился
    колобок, докатился до калитки, а она закрыта.Чтоб
    калитку открыть, нужно разгадать загадки, а
    отгадки будут словарные слова.

    Колобок в школе не учился, грамоты не знает,
    поможем ему! Вам нужно будет записать отгадки,
    выделить орфограммы и поставить ударение.
    Откройте тетради, запишите число и месяц нашего
    путешествия.

    Загадки


    Каждый день роняет листочек.
    А как год пройдет -
    Последний лист отпадает :: (календарь)

    Москва красою славится,
    Из года в год растет,
    Москву зовет красавицей
    Великий наш: (народ)

    Над бабушкиной избушкой
    Висит хлеба крошка: (месяц)

    Вьется лента через лес
    И доходит до небес: (дорога)

    Пьет бензин как молоко,
    Может бегать далеко,
    Возит грузы и людей,
    Ты знаком, конечно, с ней!
    Обувь носит из резины
    И зовут её : (машина)

    Через поле напрямик
    Скачет белый воротник: (заяц)

    Гладишь — ласкается,
    Дразнишь — кусается:.(собака)

    Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая: (сорока)

    Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос:(медведь)

    Красненька Матрешка ,
    Беленько сердечко: (малина)

    На доске:- календарь, народ, месяц, дорога,
    машина, заяц, собака, сорока, медведь, малина.

    - Ребята, чему мы сейчас учились?

    Отворилась калитка, и покатился колобок в
    Страну Знаний.

    Катится-катится колобок, докатился до Чащи
    предложений — никого нет, испугался, растерялся и
    тут навстречу Заяц -колобок-колобок я тебя съем
    ,не ешь меня, я тебе пригожусь. Но тогда помоги мне
    справится с заданием. Задумался колобок.:
    Поможем Колобку???

    На доске: В лесу

    Хорошо в лесу! высокие сосны развесили иглистые
    вершины, над лесом светит ласковое солнышко, а
    тебе нравится в лесу?

    - Что перед вами записано? (текст)

    - Что такое текст? (всякая записанная речь)

    - Какие бывают по цели высказывания
    предложения(предложения)

    - Чего не хватает в тексте? (границ предложения)

    - Прочитайте, постарайтесь выделить голосом
    каждое предложения — Как можно озаглавить?
    (открываю)

    Кто пойдет к доске и определит границу первого
    предложения

    - 2-го? Кто желает найти?



    - Запишите второе предложение, выделите главные
    члены предложения укажите над каждым словом
    часть речи. (по составу: развесили

    Молодцы ребята, справились с заданием, выручили
    колобка.

    Выбрались мы вместе с колобом из Части
    предложений. Распрощался з с колобком и
    покатился колобок дальше. Чему учились? (работать
    с текстом , определить границы)

    Физминутка

    Кажется колобок прямо к Цветочной безударной
    поляне

    А на встречу к нему медведь , и тоже
    любознательный. Он к вам с вопросом-

    - как проверить безударную гласную в корне
    слова? правило!

    - ученик:



    Безударный хитрый гласный,
    Слышим мы его прекрасно
    А в письме какая буква?
    Здесь поможет нам наука:
    Гласный стал под ударенье
    Чтоб развеять все сомненья!
    Если гласный вызвал сомнение,
    Ты его немедленно ставь под ударение
    Ударение над гласным
    Может сделать букву ясной.

    Правило-правилом, давайте докажем, что не
    только знаем его, но и умеем употреблять в
    русском языке.

    У каждого на парте картиночки упр. 1

    Покажем свои умения находить безударную
    гласную в корне слова.

    Упр. 1

    Прочитайте. Исключите в цепочках лишнее слова.
    Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов,
    подчеркивая безударные гласные.

    • тяжелый, прямой, веселый, глядит
    • морской, садовый, спортивный, холодный
    • светлячок, лесной, кричать, снеговик
    • удивление, лечить, сидел, свистел
    • звезда, весло, ведро, спешить

    Над какой орфограммой в словах вы работали?
    Молодцы, помогли колобку, отпустил медведь
    колобка и покатился дальше к болоту, а там Серый
    Волк на кочках в болоте застрял, прости помощи у
    колобка, тонуть не хочет. А кочки глухие и
    звонкие. Поможем.!

    - Как проверить парные звонкие и глухие
    согласные в корне слова?

    Если слышишь парный звук, Будь внимательным,
    мой друг. Парный сразу проверяем, Слово смело
    изменяем Зуб на зубы, лед на льде — Будешь
    грамотным и ты Звук согласный проверяй. Рядом
    гласный подставляем

    Упр. 2

    Укажите слова в след. Последовательности :
    проверяемое, проверяемое, проверочное,

    дубок (3), дубки (2), дуб (1) 2) зубки (2), зуб (1), зубок
    (3), 3) колос (1), колоски(2), колосок(3). 4) сторож(1),
    сторожит (3), сторожка(2), голубь (1), голубок (3),
    голубка (2)

    С этим заданием вы справились! Но серый волк
    опять предлагает выполнить задание. Поможем
    волку перебраться с кочки на кочку. На доске-
    Корень — окончание, корень-суффикс-окончание,
    приставка- корень-суффикс-окончание.

    Упр. 3

    Распределить слова по группам в соответствии
    со схемами. Вставить пропущенные буквы.

    Волк не хочет опускать, предлагает — дубки (
    написать единицу над словом) — чему учились у
    болота Распрощался волк с колобком, покатился
    дальше. А на пути Река Граматейка, чтобы её
    перейти нужно задание выполнить. А колобок
    грамоты не знает. Поможем? Что нужно знать в
    написание данного слова—- одинаковые по
    звучанию, но разные по написанию. Докажите по 1
    уч-ку у доски. На доске: Мальчик полоскал собаку .
    Все спустились с горы, а Витя все слизал Мама
    отварила дверь.

    Ребята, что посоветуем колобку ? -ходить в
    школу! Чтобы правильно написать, что должны
    знать?? (смысл)

    Вот мы перешли через реку . Наконец мы добрались
    до игровой поляны там Рыжая Плутовка предлагает
    поиграть в игру «Молчанка».

    1 ряд

    Клюв, земля, голодные, прибежал, травка, след,
    удивлять, спешить, лодка.

    2 ряд



    Друг, поля, цветные, зеленеет, травка, круг,
    обозначать, выбегать, ножка.

    Молодцы! С этим заданием вы справились, но лиса
    не отпускает колобка, она думает, что у нас легкое
    задание было. Она предлагает разгадать ребусы, и
    тем самым мы можем спасти колобка. Среди
    разгаданных ребусов спряталось слово! Какое?
    (молодцы)

    Жаль лиса колобка, да делать нечего. С вашей
    помощью ребята ,справился он с последним
    препятствием. Мы сумели спасти его. Тише! У
    колобка к вам вопрос. Какой приближается
    праздник? (Н.Г)

    Д/З. В поздравлении будет присутствовать
    словарные слова, вы должны внимательно слушать, а
    дома написать 3-4 предложения с этими словами .

    Итог урока.

    Какие правила вспоминали? Вы должны знать
    хорошо эти правила, и чтобы как наши герои не
    заблудились в Стране Знаний.

    Поздравление

    С Новым годом вас, с удачей,
    От которой все судачат.
    Огород пусть озадачит
    Небывалым урожаем
    Плодоносит сад на даче-
    Мы бывать там обожаем!
    Пусть противные жуки не едят картошку,
    Пусть капусту не грызут
    Гусеницы- мошки,
    Счастья вам, нашим гостям,
    Не одно лукошко!




    Следующий: