Закрепление и обобщение знаний по химии. 8-й класс

Цели:

  • Воспитывающая

– воспитание у учащихся самостоятельности, их
активности при работе в парах и при индивидуальной работе, а также при
выполнении самостоятельной работы, взаимопомощи и поддержки при работе в
парах, самоконтроля при выполнении заданий.

  • Развивающая
  • – развитие интеллектуальных способностей при выполнении
    мыслительных операций: анализа, синтеза, оценки, сравнения, логики при
    выполнении различных разноуровневых дидактических заданий.

  • Обучающая
  • – организовать учащихся на закрепление:

    Знаний:

    • классификации неорганических веществ, определения всех классов веществ,
      электролитов и неэлектролитов, степени окисления элементов, химических
      свойств классов веществ

    Умений:

    • составлять формулы различных веществ, проставлять в них степени
      окисления, подбирать к данным оксидам гидроксиды, составлять ионные
      уравнения реакций, по предложенному тексту находить пропущенные термины
    • Навыков: самостоятельной работы при химическом диктанте: выбор истинных
      и ложных утверждений, работы в парах по предложенному тексту.

    Тип урока:

    обобщающий – совершенствование и закрепление ранее изученного
    материала (наглядность: материал может быть представлен в распечатках на столах
    или на слайдах мультимедийной презентации)

    Формы работы:

    фронтальная, индивидуальная, работа в парах

    Методы обучения:

    словесные, наглядные, репродуктивные,
    частично-поисковые, практические (решение упражнений, заданий), интерактивные,
    самостоятельной работы.

    Ход урока

    1 этап: Определение темы урока и цели:

    «Совершенствовать, закреплять, повторять, обобщать знания и умения

    по темам:

    1. Соединения химических элементов (классы неорганических веществ), их
      химические свойства
    2. Изменения, происходящие с веществами (уравнения реакций и их типы)
    3. Реакции в растворах электролитов (ионные уравнения, причины
      необратимости реакций обмена)»

    2 этап: Актуализация опорных знаний.

    На столах учащихся можно положить распечатки данной схемы или можно
    представить ее на экране (схема классификации).

    Беседа с учащимися:

    Прокомментируйте данную схему, дайте определение каждому представленному
    классу веществ

    Определите, какие из данных веществ электролиты, а какие неэлектролиты и
    дайте определения этим понятиям

    3 этап – основной:

    Решение различных заданий на закрепление, повторение, обобщение знаний и
    умений

    1. На экране демонстрируются различные формулы соединений:

    Вопросы учителя:

    1. Вспомните, что обозначает химическая формула, какое из предложенных
      веществ лишнее и почему?
    2. Дайте название каждому из соединений
    3. Проставьте степени окисления элементов в данных соединениях

    2. Учитель предлагает выбрать каждому учащемуся любую из формул, которая им
    больше нравится.

    Задание – химический диктант (самостоятельная работа – работа на листочках).

    Учитель зачитывает учащимся 10 утверждений,

    ребята работают с выбранными веществами: нужно определить, какие из них
    ложные, а какие истинные.

    Если истина, то ставите знак «+», если нет, то « – ».

    Утверждения:

    1. Это вещество считается бинарным
    2. В это вещество входит элемент – металл
    3. Это сложное вещество
    4. Его количественный состав больше 6 атомов
    5. Это – электролит
    6. Оно диссоциирует на ионы
    7. Это вещество принадлежит к классу солей
    8. Оно находится в газообразном агрегатном состоянии
    9. В нем присутствует ковалентная полярная связь
    10. В нем ионная кристаллическая решетка

    Сразу же после выполнения листочки с работами собираются, результат будет
    оглашен на следующем уроке.

    3. На экране даны картинки с различными летними пейзажами.

    Учитель предлагает прослушать стихотворение, в котором заключен для них
    вопрос.

    Стихотворение:

    Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,
    Куда не погляжу – прекраснейшие виды:
    Песочек, пляж, вода морская,
    А с моря бриз, волна крутая,
    А воздух – дышится легко… вода – парное молоко…
    Забудешь беды и обиды…

    Но все же, а где же здесь оксиды?
    Хотя бы три мне назовите
    И к следующему заданию переходите….

    (Учащиеся находят: вода, углекислый газ, песок)

    Вопросы учителя:

    1. На какие три группы делятся оксиды?
    2. Какие из них способны реагировать с водой?

    4. На экране появляются формулы оксидов:

    CaO
    SiO2
    Na2O
    FeO
    CuO
    ВаО

    Обсуждение:

    С какими из перечисленных веществ не реагирует вода:

    Какой из данных оксидов лишний и почему?

    Какой гидроксид соответствует каждому оксиду и каков его характер?

    5. Работа в парах – вставить пропущенные слова и знаки препинания: (на каждую
    парту) парам учащихся раздаются тексты, где пропущены разные химические термины,
    а также знаки препинания:

    Предлагаемый вариант текста для работы:

    Многие …….. веществ, попадая в воду, способны …… на ….. и ……
    Если ….. осуществилась то данное вещество будет ….., а значит его раствор
    проводит…….
    К …….относят ….. …… и ……….
    В растворе могут реагировать только те ……, которые при «встрече» образуют
    ….., ….. или …….
    Для уравнений ……. реакций…… можно составить ионное уравнение.

    Дается время для работы парам, затем коллективная проверка и обсуждение
    данного задания.

    6. Ребятам зачитывается стихотворение (можно его представить на экране):

    Вставьте пропущенное слово в стихотворении Великого русского поэта
    А.С.Пушкина:

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в ……. одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.

    (пропущено «золото»)

    Задание:

    Составьте уравнение реакции между хлоридом золота(3) и гидроксидом натрия в
    молекулярном и ионном видах.

    • Назовите продукты реакции
    • Назовите признак необратимости данной реакции

    Ученица разбирает это уравнение на доске, все работают в тетрадях.

    Затем коллективная проверка и обсуждение результата.

    7. На экране даны знаки металлов, на основе которых записывались многие
    формулы на уроках. Учащимся зачитываются стихи, по которым надо определить, о
    каких металлах идет речь.

    Металл пластичен, но
    с трудом расплавится,
    Имеет желто-красный цвет
    И знает сплавов главных он рецепт.
    В его одноименный век, и в бронзовый –
    С каких уж давних пор – он – господин,
    И правда в том, да-да, что
    Он нам дан для памятников и
    скульптур на долгие года.

    (металл «медь»)

    А этого металла всех больше в земной коре,
    Он серебристо-белый, он красив, пластичен, легок он вполне,
    И он, по праву, металл космического века,
    А покорение Космоса – какое достижение человека.
    Ракеты, самолеты, корабли –
    Они необходимы для мощности страны.
    Есть у него оксид с названием – корунд,
    А если красный, то его зовут рубин –
    И он в кремлевских звездах господин.

    (металл «алюминий»)

    Задание на обобщение:

    1. Составить формулы оксидов, гидроксидов для данных металлов и определить
      их характер
    2. Составить формулы хлоридов, нитратов, сульфатов, фосфатов, определить, к
      какому классу веществ они относятся и почему?

    4 этап. Подведение итога урока.

    Беседа: Учитель предлагает вернуться к темам, которые нужно было проработать
    и обобщить сегодня.

    1. Все ли было рассмотрено с помощью предложенных разобранных заданий?
    2. Помогли ли решенные задания добиться цели: совершенствование и
      закрепление предложенного материала и подготовка к последующему контролю
      знаний и умений?

    5 этап: Домашнее задание

    Повторить материал по параграфам 35–42 (учебник О.С.Габриеляна), а также все
    понятия, которые закреплялись и повторялись на данном уроке.

    Следующий: