Законы сохранения в природе. Семинарское занятие химия + физика интегрированное

Цели семинара:

  • Обобщить знания учащихся о законах сохранения, действующих в природе;
  • Выявить важнейшие соотношения между сохраняющимися величинами, получившие названия законов сохранения;
  • Убедить учащихся в том, что в природе все взаимосвязано и взаимозависимо, что нельзя получить “что-то” из “ничего”, что “что-то” не исчезает бесследно;
  • Акцентировать внимание учащихся на том, что многие законы рассматриваются в “замкнутой системе”, дать понятие “замкнутой системы”;
  • Развивать умение учащихся анализировать, делать выводы, формулировать определения законов, абстрактно мыслить;
  • Развивать глобальное и конкретное мышление;
  • Развивать интерес к природе, к наукам, изучающим природу, интерес к математике, позволяющей законы природы изображать в виде формул и уравнений,  интерес к русскому языку, с помощью которого можно объяснить, описать природу и законы, которые действуют в природе;
  • Развивать чувство патриотизма на примере жизни и преданности отечественной науке М. В. Ломоносова;
  • Учить составлению опорной схемы — конспекта семинара, умению сокращать записи, умению выделять главное из общего;
  • Способствовать развитию умения использовать знания учащихся на практике, находить аналоги в других науках;
  • Формировать философский подход к изучаемой теме.

План урока:

I Вводная часть.

  • Сообщить тему урока и цели;
  • Раздать опорную схему – конспект семинара;
  • Распределить учащихся на семь групп, раздать задания, какой именно закон будет прорабатывать каждая группа.

Задание. Составьте презентацию из 5 слайдов по одному из законов сохранения в природе:

  • Название закона, дата открытия
  • Его определение, формула
  • История открытия, портреты первооткрывателей
  • Примеры действия законов (опыты, где применяется, как используется)
  • Авторы создания презентации, можно с фотографиями. Источник информации. Если учебник, то укажите автора, год издания

II Основная часть.

1. Работа в группах по созданию презентации с использованием учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов Интернета. Необходимо предоставить учащимся учебники по физике и химии разных авторов, ссылки на сайты цифровых образовательных ресурсов Интернета.

(Задания могут быть опережающими, т.е. полученными на предыдущем уроке. В этом случае основная работа по изучению учебной литературы, использованию цифровых образовательных ресурсов, созданию презентации будет осуществлена дома. На урок учащиеся придут уже подготовленными, с готовыми презентациями. Освободившееся время можно использовать для беседы с классом об использовании законов сохранения в жизни или показу опытов, демонстрирующих действие закона с ЦОРов).

2. Сообщения учащихся о законах сохранения в природе:

  • Постоянства состава;
  • Сохранения массы;
  • Сохранения энергии в механике;
  • Сохранения энергии для тепловых процессов;
  • Сохранения массы и энергии вещества;
  • Сохранения импульса;
  • Сохранения электрического заряда.

3. Учащиеся заполняют таблицу в опорной схеме – конспекте. Формулируют вывод.

4. На вопросы отвечают устно.

5. На вопрос, все ли законы сохранения, на ваш взгляд, открыты, может быть получен ответ: либо «да», либо «нет». Предложить учащимся пофантазировать, какие законы вы бы открыли. Если ответов не последует, предложить поразмышлять над вопросом: «Существует ли закон сохранения добра»?

III Заключительная часть.

  • Самооценка. Заполнение соответствующей таблицы в опорной схеме – конспекте;
  • Задание на дом;
  • Выставление оценок.

Приложение

Следующий: