Закон сохранения массы веществ

Цель:

  • повторить основные понятия темы: простые и
    сложные вещества, смеси, физические и химические
    явления, признаки химических реакций, химические
    формулы;
  • знать закон сохранения массы веществ.

Закрепить умения:

  • определять способы разделения смесей;
  • работать с веществами;
  • проводить взвешивание;
  • описывать некоторые физические свойства
    веществ;
  • характеризовать вещества по химическим
    формулам;
  • совершенствовать умения выделять главное,
    логически мыслить,
  • высказывать и обосновывать суждения.

Оборудование:

коллекция простых и сложных
веществ (S, Fe, Al, CuO, I2), на столах у учащихся Na2CO3,
HCl, весы с разновесами, прибор для демонстрации
закона сохранения массы веществ.

Девиз урока:

Спрашивать и отвечать — вот
девиз познания и обучения.

Предлагаю совершить воображаемое путешествие
по удивительному континенту, который не найти ни
на одной географической карте, — по континенту
Химия. Именно там находятся сокровища химических
знаний.

По пути нам предстоит делать путевые заметки.
Отметим дату начала путешествия:

Далеко-далеко отсюда располагается континент
Химия, там же находится одноименная страна. Каких
только достопримечательностей там нет: это и
полуостров Химических понятий, плоскогорье
Простых веществ и возвышенность сложных веществ.
В долине очистки веществ живописно раскинулось
озеро Химических явлений. Но наш путь лежит в
низменность основного закона — Закона
сохранения массы веществ. Без него мы не сможем
передвигаться по реке Химических уравнений.

Для совершения путешествия ставим цель:

  • познакомиться с жителями — веществами;
  • вспомнить правила общения — обращения с ними;
  • узнать их характеры — свойства;
  • окунуться в гущу событий — явлений;
  • выяснить какому главному закону подчиняется
    жизнь этого континента.

Прежде чем начать путешествие каждому ученику
необходимо пройти таможенный досмотр. Заполните,
пожалуйста, декларацию.

В качестве главного таможенного инспектора
выступает учитель химии. Право первыми пройти
досмотр у доски (остальные на рабочих местах)
предоставляется: (вопросы теста в
приложении)

Работаем быстро, не задерживаем желающих
продолжить путешествие.

А теперь проверим правильность заполнения
декларации (взаимопроверка между соседями по
парте, на экране ключ к тесту).

В 1:

1 — а,г; 2 — б, г; 3 — в; 4- в; 5 — а, в, г; 6 — г; 7 -
б, в; г; 8 — а.

В 2:

1- а, б, в; 2- г; 3 — а, б; 4 — а; 5 — б, в, г; 6 — а; 7 -
б, в, г; 8 — б.

Вы справились с заданием, поэтому нам дают
разрешение перемещаться по стране в любом
направлении.

На данном континенте поселились замечательные
жители — вещества. А знаете ли вы язык на котором
они общаются? Каковы правила общения с
веществами?

На континенте кроме обычных доброжелательных
жителей есть вредные, едкие и очень ядовитые. Они
требуют особого к себе обращения.

- Какого? (Беседа по технике безопасности).

Говорят нужно съесть пуд этого вещества, чтобы
стать друзьями. О каком веществе идет речь? Каков
характер этого жителя? Расскажите о его чертах -
свойствах. (Демонстрация поваренной соли и
описание ее физических свойств).

А вот и подошли автобусы на которых мы
продолжим путешествие. На переднем стекле
таблички: для простых веществ, для сложных
веществ. Помогите разместиться в этих автобусах
следующим жителям: O2, NH3, CH4, NaOH, N2,
P2O5. (Работа у доски).

Подошла еще одна партия транспортных средств. А
на стекле новые таблички: для легких и тяжелых
пассажиров ( с относительной молекулярной массой
больше 30 и меньше 30). Помогите занять места
согласно купленным билетам пассажирам O2, NH3,
CH4, NaOH, N2, P2O5.

С жителями этой страны постоянно происходят
какие-то события, превращения, которые мы
называем явлениями. Вспомните, какие явления вам
известны.

- Чем отличаются физические и химические
явления?

- Как иначе называются химические явления?

- Перечислите признаки химических явлений.

А теперь узнаем какие взаимоотношения (явления)
происходят между кислотой и солью.

Практическая работа

(на местах).

Слейте прозрачные растворы двух предложенных
веществ. Опишите наблюдаемые изменения. К каким
явлениям и почему относится данное явление? (Na2CO3
+ HCl, выделяется газ > химическое явление).

Жители этой страны подчиняют свою жизнь
основному Закону — Закону сохранения массы
веществ.

- О чем говорит это название? (Беседа с
учащимися).

- Кто из ученых открыл этот закон? Какой опыт он
при этом проводил? На эти вопросы вы ответите,
прочитав параграф. (Работа с учебником)

Ломоносов от практики перешел к теории — он
сформулировал основной закон. А можем ли мы на
практике подтвердить этот закон?

Демонстрационный опыт.

Na2CO3 + HCl -> (Опыт
проводится в двух вариантах: прибор закрыт
пробкой и прибор с открытым горлышком).

- Зачем использую весы?

- Каков признак реакции?

- Почему в одном случае стрелка весов не
изменила показания, а в другом случае
отклонилась от первоначального состояния?
(найдите отличия в условиях проведения опыта).
Если ответы не найдены или неточные, то ответ на
поставленные вопросы находим в учебнике. (Не учли
возможность образования газообразных веществ).
Отсюда вывод о существовании закона.

- Почему же массы веществ не изменяются в ходе
реакции? Обратимся к шаростержневым моделям.
(работа по составлению шаростержневых моделей).

- Изменились ли атомы в результате общения -
реакции?

- А их количество?

Возвращаемся к формулировке основного закона
- закона сохранения массы веществ.

Знание этого закона позволит нам плыть по реке
Химических уравнений. Мы сможем составлять
уравнения химических реакций различных
процессов. Закон так же используют при расчетах,
только используют при этом не валюту данной
страны, а уравнения химических реакций.

Подведем итоги. Мы завершили путешествие по
удивительному континенту, познакомились с его
жителями, обычаями и законами.

Работайте, ребята, собирайте по крупицам свои
знания, может быть кто-нибудь из вас внесет свой
вклад в сокровищницу химических знаний.

Домашнее задание: А в свой багаж положите
учебник с параграфом: и заданиями №:

Рефлексия: Прошу вас ответить на вопросы:

- Вам в путешествии было интересно, скучно или
50/50? (ответ сигнализируйте поднятой рукой).

- Чего нового вы узнали на уроке? (продолжение
предложений)

- Я научился:

- Я не сделаю ошибку:

- Я закрепил знания:

Cейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок,
А я благодарность вам всем объявляю,
Оценки все ваши в журнал выставляю.
Надеюсь, сегодня, а, впрочем, привычно,
Поставлю в журнал «хорошо» и «отлично».

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Приложение.

Литература.

1.Уроки химии:8 кл.: Учебно-метод.пособие для
общеобразоват. учреждений: Поурочное планирование/ Т.Н.Мякинник и др.- Мн.:ООО «Юнипресс»,
2003.-480стр.

Следующий: