Закон о сохранении энергии и переход из одного вида в другой


Цели урока.

Образовательные

: дать понятие об
энергии,познакомить с единицами измерения и
формулами кинетической и потенциальной энергии
и преоброзование из одного вида в другую.
Зависимость энергии от величины.

Развивающие

: развивать навыки и умения
работать с формулами и определениями при решении
задач.

Воспитательные

: уметь ценить
обшечеловеческие ценности, воспитывать
целеустремленность.

Вид урока:

урок-соревнование.

Тип урока:

изучение новой темы.

Метод:

объяснительный, вопрос-ответ, игры:
“Да и нет”, “Заблудившиеся величины”.

Оборудование:

динамометр, гири, тачка, мяч,
интерактивная доска.

Форма обучение:

групповая.

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Новый урок:

  1. Объяснение новой темы проведение опытов.
  2. Работа с учебником, решение задач.
  3. Задания.

ІІІ. Закрепление.

ІV. Комментирование оценок.

V. Домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный момент:приветствие,
подготовка класса к уроку, проверка
посещаемости.



Новая тема:

1.

Объяснение новой темы проведение опытов.

Различают два вида механической
энергии:

  • Потенциальная
  • Кинетическая

Движущееся тело обладает кинетической
энергией

где m — масса движущегося тела; v — скорость тела.



Тело поднятое над поверхностью земли, обладает
потенциальной энергией

где h – высота тела над поверхностью земли.

Сжатая или растянутая пружина обладает
потенциальной энергией

где k — жесткость пружины; х — сжатие (или
растяжение) пружины.

Под польной механической энергией W понимают
сумму кинетической и потенциальной энергий:

Изолированной системой тел называется такая
система, на которую не действуют силы со стороны
тел, не входящих в эту систему.

В изолированной системе тел полная
механическая энергия системы остается
постоянной(закон сохранения механической
энергии):

Где Wi - полная механическая энергия
отдельного тела системы; n — число тел в системе.



Для тела, движущегося со скоростью v на высоте h
над поверхностью земли, уравнение закона
сохранения механической энергии имеет вид:

В случае, когда на тело (систему тел) действуют
внешние силы (например, сила трения, сила тяги),
закон сохранения механической энергии не
выполняется. В этом случае выполнимо следующее
соотношение:

Где А-работа внешних сил, действующих на тело; W
и -
конечная и начальная механическая энергии тела; -
изменение полной механической энергии тела.

Класс делится на три группы: каждая группа
решать данную задачу.

2

. Работа учебником. Решение задач.

№ 1 — задача.

Тело массой m,скативщись с горы
высотой h,останавливается.Какую работу нужно
совершить,чтобы поднять тело обратно на гору?

2-я задача

. Как нужно бросить мяч на пол с
высоты h, чтобы он подпрыгнул на высоту Н, большую
h?

3-я задача.

Пуля, летящая со скоростью 400 м/с,
попадает в вал и проходит до остановки 0,5 м.
Определить силу сопротивления вала движению
пули, если ее масса 24 г.

ІІІ. Закрепление.


1. Игра “да и нет”.

№ 1


Импульс тела p=mv Да
Работа Векторная величина Нет
Кинетическая энергия Движущееся тело обладает
кинетической энергией
Да

№ 2


Полная энергия Сумма киенетической
и потенциальной энергии
Да
Сила импульса

p=Ft

Нет
W=mgh Сжатая или растянутая пружина
обладает потенциальной энергией
Нет

№3


Потенциальная энергия

Нет
Закон сохранения энергии В изолированной системе тел
полная механическая энергия системы остается
постоянной
Да
W=mgh Тело поднятое над поверхностью
земли, обладает потенциальной энергией
Да

2. Игра: “Заблудившиеся величины”.

Определить
соответствие между величинами и единицами
измерение.

№1


Работа м/с2
Ускорение Паскаль
Скорость Ньютон
Сила Джоуль
Давление м/с

№2


Энергия Рад/с
Масса Герц
Мощность Джоуль
Угловая скорость Ватт
Частота кг

№3


Импульс Ньютон
Период метр
Вес м/с2
Ускорение секунд
Высота кгм/с

3. Обобщение темы.

№ 1. Охарактеризуйте энергию летящей птицы.

№ 2.Дайте характеристику работы при движении
течения водопада.

№ 3.Охарактеризуйте энергию гирь динамометра.

ІV. Комментирование оценок:

Ученики
оцениваются посредством оценочного бланка.


Фамилия, отчество

Решение задачи

Игра “Да и нет”

Игра “Заблудившиеся
величины

Обобщение темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9

V. Домашнее задание:

§23 читать и
самостоятельное составление задач.

Слайды




Следующий: