Закон Архимеда. 7-й класс

Тип урока

: повторительно-обобщающий.

Цели урока

:

  • Повторение закона Архимеда и его применение на
    практике.
  • Развитие логического мышления,
    наблюдательности.
  • Обучнеие работы с дополнительной литературой,
    информационными технологиями.
  • Обучение учащихся навыкам работы в группах.

План урока

:

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Повторение закона Архимеда с привлечением
    электронного материала 5 мин.
  3. Решение количественных и качественных задач на
    закон Архимеда (работа в группах, 5 групп, с
    анализом решения и записью его на доске) 15 мин.
  4. Театральная миниатюра:» История открытия
    закона Архимеда» 15 мин.
  5. Сообщение » Воздухоплавание» с презентацией 5
    мин.
  6. Заключение, викторина 5 мин.
  7. Итоги урока, домашнее задание 3 мин

Ход урока

Формулировка темы урока и цели урока.

Фронтальный опрос: сформулировать
закон Архимеда, сформулировать условия плавания
тел, (на экран вывести рисунки) и дать ответ на
вопрос:

На какое тело действует большая выталкивающая
сила?

а)

б)

в)

г)

д)

Групповая работа. Задания для групп:

  • 1 группа.Решить задачу.»Тело объёмом 0,0075 имеет массу
    20кг.Какая потребуется сила,чтобы это тело
    удержать в воде? В керосине? Почему силы
    неравные?»
  • 2 группа. Гранитную плиту маасой 1,5т. поднимают
    со дна озера Какую при этом силу неоходимо
    приложит, если объём плиты 0,6
  • 3 группа.Решить задачу:Какую силу необходимо
    приложить к медноиу кубу со стороной 20см, чтобы
    удержать его в воде?
  • 4 группа.Цинковый шар весит 3,6Н в воздухе, а в
    воде 2,8Н. Сплошной ли этот шар или имеет полость?
    Если не сплошной ,то определите объём полости.
  • 5 группа.Два алюминиевых шарика имеют
    одинаковый объём, но один из них полый, а другой
    сплошной. Можно ли, используя знания об
    архимедовой силе, определить какой из них полый,
    а какой сплошной? Как это сделать?

(Руководители групп представляют решения задач
у доски с последующим анализом)

Театральная миниатюра: «История
открытия закона Архимеда». (Оборудование: сосуд
с водой «слиток» золота изготовленный из бумаги
жёлтого цвета, корона, изготовленная из бумаги,
жёлтого цвета накидка из ткани белого цвета.)

Действующие лица:

  • Архимед
  • Царь Гиерон,
  • ведущая,
  • мастер,
  • человек из толпы.

Закон Архимеда (СИРАКУЗЫ 3 ВЕК ДО Н.Э.)

ВЕДУЩАЯ:

Жил в Сиракузах мудрец Архимед
Был другом царя Гиерона
Какой для царя самый главный предмет
Вы все догадались — корона
Захотелось Гиерону сделать новую корону
Золота отмерил строго
Взял не мало и немного
Сколько нужно — в самый раз
Через месяц Гиерону
Ювелир принёс корону
Взял корону Гиерон
Оглядел со всех сторон

ГИЕРОН:

Чистым золотом сверкает
Но ведь всякое бывает
И добавить серебро
Можно к золоту хитро
А того и хуже медь
(если совесть не иметь)

ВЕДУЩАЯ:

И царю узнать охота
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон
И позвал он Архимеда
Началась у них беседа

ГИЕРОН:

Вот корона Архимед
Золотая или нет?

АРХИМЕД:

Чистым золотом сверкает

ГИЕРОН:

Но ты знаешь, всё бывает
И добавить серебро
Можно к золоту хитро
А того и хуже — медь
Если совесть не иметь
Сомневаться стал я что-то
Честно ль сделана работа?
Можно ль ты скажи определить?
Но корону не царапать, не пилить

ВЕДУЩАЯ:

И задумался учёный

АРХИМЕД:

Что известно? Вес корны
Ну а как найти объём?

ВЕДУЩАЯ:

Думал ночью, думал днём
И однажды в ванной моясь
Погрузился он по пояс
На пол вылилась вода
Догадался он тогда
Как найти объём корны
И помчался к Гиерону
Не обут и не одет
А народ кричит во след

ЧЕЛОВЕК ИЗ «ТОЛПЫ»:

Что случилось Архимед?
Может быть землетрясенье?
Или в городе пожар?

ВЕДУЩАЯ:

Всполошился весь базар
Закрывали лавки даже
Шум и крики и смятенье
Он промчался мимо стражи

АРХИМЕД:

ЭВРИКА! Нашёл решенье!

ВЕДУЩАЯ:

Во дворец примчался он

АРХИМЕД:

Я придумал Гиерон!

(во дворце)

АРХИМЕД:

Эврика раскрыл секрет!

ГИЕРОН:

Ты оденься Архимед!
Вот сандалии, хитон
А расскажешь всё потом

АРХИМЕД:

Пусть весы сюда несут
И с водой большой сосуд
Всё доставить Гиерону



ВЕДУЩАЯ:

(слуги всё приносят)
На весы кладёт корону
И теперь такой же ровно
Ищет слиток золотой

(находит кусок золота равный по весу)

ГИЕРОН:

Всё понятно

АРХИМЕД:

Нет постой
Мы теперь корону нашу
Опускаем в эту чашу
Гиерон смотри сюда!
В чаше поднялась вода!
Ставлю чёрточку по краю

ГИЕРОН:

А корону?

АРХИМЕД:

Вынимаю
В воду золото опустим

ГИЕРОН:

В воду золото? Допустим

АРХИМЕД:

Поднялась опять вода
Метку ставлю я

ГИЕРОН:

Куда?

АРХИМЕД:

Ну конечно же по краю

ГИЕРОН:

Ничего не понимаю
Лишь две чёрточки я вижу
Эта выше — эта ниже
Но какой же вывод главный?

АРХИМЕД:

Равный вес
Объём — не равный
Понимаешь, Гиерон?
Я сейчас открыл закон
Тот закон совсем простой
Тело вытеснит

ГИЕРОН:

Постой
Говоришь объём не равный?
Мастер мой мошенник явно!
За фальшивую корону
Он ответит по закону
А ты за разгадку получишь дары!

ВЕДУЩАЯ:

На этом прервалась беседа
Не мало воды утекло с той поры
Но помнят закон Архимеда!

Сообщение:

«История воздухоплавания»

Француз Жозеф Монгольфье со своим младшим
братом по имени Этьенн постоянно думали о том,
как человек может покорить воздух.

В первую очередь они изготовили оболочку из
шелка.

Под действием огня воздушный шар взлетел на
высоту 30 метров.

Этот эксперимент был проведен в ноябре 1782 года.

Дату этого открытия можно смело назвать
началом воздухоплавания.

За 10 минут шар смог подняться на высоту 1000
метров. После того, как воздух, находящийся в шаре
остыл, он опустился на поле и сгорел от
оставшегося в корзине огня.

ПЕРВЫЙ В МИРЕ ВОЗДУШНЫЙ ШАР БЫЛ ПОЛНОСТЬЮ
УНИТОЖЕН ОГНЕМ.

Практически тогда же известный физик из
Франции Жак Александр Шарль создает воздушный
шар, наполненный водородом.

Шарль собирался подняться на своем шаре в
воздух и провести несколько физических
испытаний. Вместе с братьями Роберами Жак
Александр Шарль создал воздушный шар «Глобус»,
диаметр которого составлял 4 метра.

27 августа 1783 года шар поднялся в небо на
Марсовом поле и опустился на землю вблизи
деревни на севере Бурже.

В то время еще никто не догадывался, что данный
аэроплан получит название «шарльер» — в честь
известного физика.

21 ноября 1783 года на борту воздушного шара в небо
поднимаются первые люди.

Весь полет длился около 25 минут, воздушный шар
взлетел на 1000 метров над землей.

Для того чтобы необходимая теплота всегда
поддерживалась, пассажиры постоянно жгли сырую
солому, старую ткань и порченое мясо.

Первый в мире полет человека на воздушном шаре
состоялся. Братья Монгольфье были очень
счастливы.

В центре внимания на выставке, проходящей в 1787
году, был огромный летательный шар, построенный
Жиффаром во дворе Тюлри.

Этот шар представлял собой великана диаметром
36 метров, высотой 55 метров, а объем шара составлял
25 000 кубических метров чистого водородного газа.

Этот шар мог без особого труда подняться на
высоту 600 м., а в корзине, диаметр которой
составлял 6 метров, могли находиться около 50
пассажиров.

В период с 10 июля по 4 ноября 1878 года на этом
великане в небо поднялись 35 000 человек. Все полеты
прошли ровно и без всяческих инцидентов.

Несмотря ни на какие обстоятельства
исследования не останавливались.

27 мая 1931 года Огюст Пикар становится человеком, впервые
поднявшимся на воздушном шаре в стратосферу
.

В 1937 году профессором Пикаром была испытана
пропановая горелка

Не смотря на современные летательные аппараты,
воздушный шар запомнился человечеству, как самый
приемлемый способ оторваться от поверхности
нашей планеты.

Закрепление. Викторина:

а)

Скажи какой великий человек
Прославил свой далёкий век
Тем, что открыл для жидкости закон.
Тем, что на век был в физику влюблён?

б)

Если взять два разных тела.
В жидкость опустить одно,
Видно, что одно всплывает,
А другое в миг ко дну.
Жидкость та ж, сомненья нет,
Ну а в чём же здесь секрет?

в)

Кто ответит на вопрос:
Как очень быстро через речку сделать мост?

5.7 Подведение итогов, выставление отметок за
работу на уроке.

Д.З. (решить задачи из сб. зад. авт.
Лукашик




Следующий: