Заключительный урок в системе обобщающих уроков по общей химии 11-й класс

ЦЕЛИ:

1. Обобщить знания учащихся по строению веществ,
типам химической связи и научным принципам
химических производств;

2. показать причинно-следственную связь
вышеуказанных тем.

ОБОРУДОВАНИЕ. Таблицы: “Типы
химической связи”, “Типы кристаллических
решеток”, “Металлургия”, “Производство серной
кислоты” и др., бумага для опорных конспектов(ОК),
фломастеры, копирка(по количеству учащихся),
бумага для работы.

(К уроку все учащиеся должны повторить строение
веществ, типы химической связи, механизмы ее
образования и научные принципы химических
производств.)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Оформить
задания для работы на обратной стороне доски,
больших плакатах или (при наличии компьютера в
кабинете) заложить в компьютере.

ЗАДАНИЕ 2.

1. Получение бутадиена методом дегидратации
этилового спирта осуществляется по реакции.
(Лебедева)

2. Присоединение сложных веществ к НУВ ряда
этилена происходит по реакции. (Марковникова)

3. Получение ПУВ с длинной углеродной цепью
осуществляют по реакции. (Вюрца)

4. В основе получения уксусного альдегида из
ацетилена лежит реакция. (Кучерова)

5. Реакция восстановления нитробензола до
анилина носит имя ученого. (Зинина)

(Или любые другие вопросы, касающиеся типов
химических реакций).

ЗАДАНИЕ 3.

Проверочные задания к вопросу “Научные
принципы химических производств”.

Принцип теплообмена используется в
производстве:

а) серной кислоты, аммиака, синтез-газа,
металлов;
б) серной кислоты, аммиака;
в) синтез-газа;
г) аммиака;
д) серной кислоты, металлов.

2. Процесс агломерации в Красноярском крае
применяется при получении:

а) металлов;
б) серной кислоты;
в) синтез-газа;
г) аммиака;
д) угля (добыче).

3. Какой из нижеуказанных процессов происходит
без присутствия катализатора:

а) получение металлов;
б) производство серной кислоты;
в) получение синтез-газа;
г) производство аммиака;
д) производство этилена.

4. Циркуляция сырья в связи с малым КПД
происходит в процессе получения:

а) аммиака;
б) серной кислоты;
в) синтез-газа;
г) металлов;
д) сероводорода.

5. Принцип противотока используется при
производстве:

а) серной кислоты, металлов;
б) аммиака;
в) получении алюминия;
г) металлов путем электролиза растворов;
д) этилена.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- формулировка задач урока с записью на доске и
в тетрадях;

- выбор экспертной комиссии (учитель + 2-3
учащихся). Заранее всех учащихся ознакомить с
обязанностями, а на уроке выдать членам
выбранной комиссии их обязанности и всё
необходимое для работы в конверте.

- формирование групп для работы по трём
вопросам (по рядам, списку или желанию);

- распределение заданий (лучше положить задание
в конверты и провести жеребьёвку).

ХОД УРОКА

После ознакомления с заданиями группы начинают
работать, а

Экспертная комиссия готовит наглядную
ведомость учащихся с распределением их по
группам и вывешивает её на видное место.

1.СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА(1 группа).

(Вся группа или представители от групп освещают
предложенные в конвертах задания).

- общие понятия о строении вещества и типах
химической связи(рассказ с использованием
таблиц);

- запись на доске и комментарии типов
химической связи


ТИПЫ ХИМИЧЕСКОЙ
СВЯЗИ
ИОННАЯ КОВАЛЕНТНАЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ
НЕПОЛЯРНАЯ
ПОЛЯРНАЯ

- характеристика кристаллических решёток(с
использованием таблиц);

- запись на доске и комментарии типов
кристаллических решёток (в порядке, указанном
ниже)


ИОННАЯ АТОМНАЯ МОЛЕКУЛЯРНАЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ
ТИПЫ
КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЁТОК

(Смотри приложение № 1. Примерный
конспект)

Всё выделенное записывается группами на
больших листах бумаги для опорных конспектов.

ЗАДАНИЕ 1. Составить опорный конспект
на тему: “Взаимосвязь строения вещества и типов
химической связи” и привести примеры. Сделанные
ОК группы сдают в экспертную комиссию для
проверки и оценки своей работы.

2. ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (2 ГРУППА):

- типы химических реакций в органической и
неорганической химии, качественные и именные
реакции;

- классификация химических реакций с примерами
( в зависимости от класса – дети сами примеры или
распределяют уже готовые химические реакции
согласно классификации);

- обсуждение у доски и выполнение ЗАДАНИЯ
2(обратная сторона доски).

Работа выполняется на отдельных листочках
через копирку в тетради. Листочки сдаются в
экспертную комиссию, а сами учащиеся, по шаблону
предложенному учителем или членом экспертной
комиссии, оценивают свои работы самостоятельно.

5 правильных ответов – “5”, 4 правильных ответа
– “4” и т.д.

После проверки второго задания
предоставляется слово экспертной комиссии для
оглашения результатов работы по составлению ОК
(экспертная комиссия по ходу работы заносит
оценки в общую ведомость).

НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ(3
группа). Желательно, чтобы пока оглашаются
результаты, учащиеся приготовили доску со своими
ответами для экономии времени:

- понятие о научных принципах;

- сообщение о химических производствах родного
города (края, района);

- использование научных принципов в химических
производствах города (края, района);

- охрана окружающей среды.

После сообщений 3 группы вновь всеми
выполняется ЗАДАНИЕ 3.

Выполненную работу сдают в экспертную комиссию
и заслушивают оценку за второе задание. Пока
комиссия проверяет задание и выставляет оценки в
ведомость, начинается

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА – СОСТАВЛЕНИЕ
ИТОГОВОГО ОК

(Приложение № 2. Примерный конспект
итогового опорного конспекта)


СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА
ТИПЫ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

На доске указаны три блока. Какая существует
между ними связь? Требуется показать стрелками
существующую между ними причинно – следственную
связь. 1 ученик у доски отмечает её.

Экспертная комиссия к этому времени
заканчивает подводить итоги, учтя при этом
активность отдельных учащихся.

Учитель подводит итог и благодарит учащихся за
работу на уроке.

(Если урок сдвоенный, то можно сделать 4 группы и
предусмотреть выполнение практических заданий
на тему “Типы химических реакций”.


Следующий: