Заключительный урок в 9-м классе во 2-й четверти С новым годом — физика!

Цель урока:

создание эмоционального настроя
в преддверии праздника, выставление оценок за
четверть

Оформление класса:

< Рисунок 2>< Рисунок 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12>

План урока:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Что такое снег?
  3. Ледяные фигуры.
  4. Украшаем елочку
  5. Поговорим о фейерверках
  6. Помогаем Золушке
  7. “Смотреть и видеть”
  8. Физические термины
  9. Объявление оценок за 2 четверть
  10. Заключительное слово учителя

1. Вступительное слово учителя :

Новый год – самый любимый и желанный праздник
для детей и взрослых. Новый год, как не странно, не
всегда начинался с 1 января. Раньше начало года
отмечали 21 марта, считалось, что в этот день
природа пробуждалась от зимнего сна. В Древней
Руси Новый год встречали 6 мая (23 апреля по новому
стилю). После того как было принято христианство,
Новый год стали отмечать 1 марта. Затем, в
царствовании царя Ивана III, Новый год стали
праздновать 1 сентября. В 1700 году в России водят
новое летоисчисление (юлианский календарь). По
указу Петра I следует 1 января 1700 “…в знак
доброго начинания и нового столетнего века в
веселили друг друга поздравлять с Новым
годом…по знатным и проезжим улицам у ворот и
домов учинить некоторое украшение от древ и
ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить
стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать
ракеты, сколь у кого случиться, и зажигать огни”.

У каждого народа есть свои традиции встречи
нового года. Вспомним некоторые из них:

2. Какой же Новый год в России без снега?


Под голубыми небесами,
Великолепными холмами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный снег один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А что такое снег?

В толковом словаре Ожигова:

Снег – атмосферные осадки – большие пушинки,
хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а
также сплошная масса всех осадков, покрывающих
зимою землю.

Снег образуется в том случае, когда облако
находится в воздухе с температурой ниже О° С.
Снег – это вода, замерзшая в виде мельчайших,
очень красивых кристаллов. Больше всего снега
выпадает на склонах вулкана Рейнир (штат
Вашингтон, США) – в среднем ежегодно 14,6 м. Этого
достаточно, чтобы засыпать 6 – этажный дом.

При Петре I в Москве на Разгуляе на Неглинной на
Москве-реке сооружались огромные горы. Высота
таких гор достигала 12 м, а разгон санок по ровной
дороге – более 10 м.

Вопрос:

Рассчитайте, какой скорости
достигали сани в момент спуска с горы
(сопротивления льда пренебречь). Какой путь
проходили сани до полной остановки?

3. Ледяные фигуры

Все вы наверно не раз любовались ледяными
фигурами, которые украшают улицы нашего города в
новогодние праздники. А знаете ли вы, что во
времена царствования императрицы Анны Ивановны
(1730- 1740 гг) по ее приказу на реке Неве был выстроен
ледяной дом, в котором все- стены, двери, окна,
мебель, посуда – было сделано изо льда. Этот дом
был выстроен в честь свадьбы ее шутов: 50-летнего
князя Голицина и простой калмычки Анны
Бужениновой.

Что же такое лед ?

Снег и лед изучает одна и та же наука –
гляциология.

Гляциология, наука о формах, составе, строении,
свойствах льдов земной поверхности (льдинки,
снежные покровы и другие) и подземных льдах, их
распространениями и процессах в них
происходящих. Как самостоятельная область
знаний гляциология возникла в конце XVIII –начале
XIX веков

Причиной перехода воды в лед является
понижение температуры воздуха, а затем воды до 0°
С. Лед – один из самых распространенных
кристаллических минералов земного шара.

Никаких особых молекул льда нет. Молекулы воды
соединяются друг с другом так, что каждая из них
связана и окружена четырьмя другими молекулами.
Это приводит к возникновению очень рыхлой
структуры льда, в которой остается очень много
свободного объема. Правильное кристаллическое
строение льда выражается в изумительном
изяществе снежинок (они имеют правильную
шестигранную форму) и в красоте морозных узоров
на замерзших окнах.

Как вы думаете из любого льда можно изготовить
фигуры?

Цвет льда зависит от его возраста и может быть
использован для оценки его прочности.
Океанический лед в первый год своей жизни белый,
потому что он насыщен пузырьками, от стенок
которых свет отражается сразу же не успев,
поглотится. Летом поверхность льда тает, теряет
прочность, а под тяжестью лежащих сверху новых
слоев пузырьки воздуха сжимаются и исчезают
совсем. Свет внутри льда проходит больший путь,
чем прежде, и выходит наружу, имел голубовато-
зеленоватый оттенок. Голубой лед старше, плотнее,
прочнее белого “пенистого”, насыщенного
воздухом. Полярные исследователи выбирают для
своих плавучих баз, научных станций и ледовых
аэродромов надежных голубых и зеленых льдов

Лед неодинаково холодней. Температура льда
антарктических ледников -60 С. Гренландских льдов
-28 °С, на Альпах температура ледников составляет 0
С.

Если растопить весь лед уровень океана
поднялся бы на 800 м.

4. На новый год принято украшать свои дома
еловыми ветвями, яркими игрушками и гирляндами.

И мы с вами тоже сейчас нарядим нашу елку. < Рисунок 1>

Нам необходим макет елки на картоне и яркие
кружки из картона или цветной бумаги с заданиями
на обратной стороне.

Варианты вопросов:

  1. Почему ветки ивы под тяжестью снега не ломаются?
  2. Какой закон лежит в основе пословицы “Что
    потратишь, поднимешь в гору, вернешь на спуске?”
  3. Из чего “сделаны снежинки”?
  4. О каком природном явлении говорится в загадке:
    “Мостится мостик без досок, без топора, без
    клина”?
  5. Правда ли, что “подо льдом теплой воды не
    бывает”?
  6. Чему равна масса одной снежинки?
  7. Почему свежевыпавший снег белый?
  8. Почему снег со временем темнеет?
  9. Почему зимой холодно?
  10. Почему снег в мороз скрипит под ногами?
  11. Как образуются сосульки?
  12. Почему снег задерживается на ветках деревьев?
  13. Как слепить прочный снежок?

Варианты ответов:

  • Суммарная площадь снежинок в одном грамме снега
    составляет 0,36- 0,37 м. кв (квадрат 6см x 6 см)
  • Плотность воды при переходе из ее твердого
    состояния в жидкое не уменьшается, как почти у
    всех других веществ, а возрастает .При нагревании
    воды от 0 до 4 °С плотность ее также увеличивается.
    При 4 °С вода имеет максимальную плотность, лишь
    при дальнейшем ее нагревании плотность
    уменьшается. Благодаря этому свойству возможна
    существование многих форм жизни в водоемах. Так
    как наибольшую плотность вода достигает при 4 °С,
    то перемещение слоев, вызываемых охлаждением,
    заканчивается при достижении этой температуры.
    При дальнейшем понижении температуры
    охлажденный слой, обладающий меньшей плотностью,
    остается на поверхности, замерзает и тем самым
    защищает лежащие ниже слои от дальнейшего
    охлаждения и замерзания.
  • Отдельная снежинка имеет массу порядка
    миллиграмма. Когда в Северном полушарии зима
    приходит к концу, масса снежного покрова равна
    13500 млрд. тонн.
  • Свежий снег отражает 90 % падающих на него
    солнечных лучей.
  • Зимнее похолодание связано, прежде всего, с тем,
    что ось вращения земли наклонена к плоскости
    орбиты, а также и тот факт, что снежный покров
    сильно отражает солнечные лучи.
  • Скрип снега – это звук от раздавленных
    снежинок. Чем сильнее мороз, тем более твердыми и
    хрупкими делаются снеговые льдинки и потому
    более высокие становится их тон.
  • Снеговые наросты на деревьях образуются в
    плохую погоду, когда температура примерно равна
    0°С. В этих условиях довольно интенсивно идут
    разнообразные процесс, идут внутри снега:
    подтаивание и замерзание, испарение и
    кристаллизация. Они приводят к образованию
    связей между упавшими снежинками и поверхностью
    ветвей.
  • Для того чтобы слепить прочный снежок, снег
    должен быть мокрым, температура должна быть
    близка к 0°С . Когда мы сжимаем снег, образуется
    некоторое количество воды. Вода заполняет
    воздушные промежутки внутри снега, подмерзая,
    образует довольно прочные связи.

Учащиеся дают ответы, пояснения с точки зрения
физики. В случае правильного ответа кружок с
вопросом крепится на елку.

5. Поговорим о фейерверках

Согласно толковому словарю Ожигова:

Фейерверк – во время торжества, празднеств:
высоко вылетающие из ракеты декоративные огни.

Китайцы более 800 лет назад использовали этот
принцип в ракетах для фейерверков. Затем ракеты
стали применять в военных целях. Известно ли вам,
что ими стреляли в битве под Лейпцигом, когда
Наполеон потерпел поражение? Ракеты применяют
для борьбы с градом и для запусков космических
спутников и людей в космос!

Какой принцип положен в основу движения ракет?
Что вам известно об ученых внесших свой вклад в
развитие ракетостроение и космонавтики?

6. Кто из вас не знает прекрасной сказки
“Золушка”?

А помните, какое задание задала злая мачеха
Золушке, перед тем как уехать на бал? (“Отделить
чечевицу от золы”)

Вариант 1

Вы должны отделить физическую величину от
физического явления, и физического объекта. Для
этого задания потребуется комплекты карточек с
написанными на них физическими величинами,
физическими объектами и физическими явлениями.
(например: скорость тела, материальная точка, эхо,
математический маятник, резонанс, звук, масса
тела, механические колебания и т.д.)

Вариант 2

Отделить верные физические формулы от ложных.

7.

“Смотреть и видеть”

Учащимся предлагаются рассмотреть картинку и
назвать физические явления, которые на ней
изображены. Картинки могут быть индивидуальными
или одна дана для всего класса .< Рисунок
3, 4, 5>

8. Всем хорошо известна игра в города и как в нее
играют

.

Сегодня мы поиграем в такую же игру, но с
физическими терминами.

Например:

Физика – атом- маятник – колебания – ядро –
опыт – траектория и т.д.

9. Ну и какой же новый год без Деда Мороза.
Согласно сказкам, Дед Мороз (или Мороз Иванович)
помогает трудолюбивым, а ленивым и жадным
подарков не дает.

Из “волшебного” мешка Деда Мороза достаются
записки с именами учащихся и оценкой за четверть.

10. Заключительное слово учителя:

Поздравляю всех с наступающим Новым годом!
Желаю вам новых успехов в изучении физики!

Следующий: