Заключительный урок в 7-м классе по теме: Строение вещества

Цель урока: Провести опыты и наблюдения, которые объясняются на основе основных положений молекулярно – кинетической теории строения вещества.

Ход урока:

I. Оформить доску: Тема урока «Строение вещества».

  1. Портрет М. В. Ломоносова с выдержкой из его работы: «Размышления о причине тепла и холода», «теплота состоит во внутреннем движении материи», «движение может настолько уменьшиться, что … никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя система холода».
  2. Основные положения МКТ:

а) Все вещества состоят из частиц: молекул и атомов
б) Частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся
в) Частицы вещества взаимодействуют друг с другом

II. Предварительная работа с классом: разбить класс на три группы. Выбрать из каждой группы наблюдателя, который будет отмечать, кто из учащихся рассказывает, ак он проводит опыт; кто объясняет его, кто дополняет объяснение. Наблюдатель выставляет оценку за каждую работу ученику в специальную таблицу. Оценивает ответ учитель. Приборы для опыта ученик выбирает сам. (Оборудование на демонстрационном столе).

Форма таблицы.

Ф. И..О.

Оценки

опыта

объяснения

дополнения

средний балл

1. Вопросы заданий напечатаны на отдельных карточках . Представитель группы путём жребия выбирает карточку. В группе решают, кто проводит опыт, а кто его объясняет .

Задание №1.

  1. опустить колбу горлышком в сосуд с водой. Нагреть колбу своими руками.
  2. Проведите опыт по рисунку№66 из учебника- физика 7 класса.
  3. Изготовить из пластилина модели молекул: кислорода, водорода, воды.

Задание №2.

  1. Кристаллик марганцовки осторожно опустить в пробирку с водой.
  2. Открыть флакон одеколона, капнуть на стол.
  3. Кусочек быстрорастворимого сахара положить в стакан с горячей водой.

Задание №3.

  1. Разломите деревянную палочку, а затем соедините её части, чтобы она вновь стала целой.
  2. Разломите кусочек пластилина, а затем соедините его части, чтобы он вновь стал целым.
  3. Опустите стеклянную пластину, приклеенную к динамометру на поверхность воды в сосуде, а затем постарайтесь её оторвать от поверхности воды.

Задание №4.

Решить качественные задачи.

1. Почему огурцы быстрее просаливаются в горячем рассоле, чем в холодном?
2. Чем объясняется увеличение длины проволоки при ее нагревании?
3. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстояться быстрее? Почему?
4. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о взаимодействии между частицами этих веществ?

В конце урока (если останется время) уч-ся зачитывают свои мини – сочинения на тему :

«Опыт, наблюдения, которые я провел дома.:

Пример №1: «Кусочек сахара я положил в холодную воду, а другой в горячую .

Через 5 мин увидел, что в горячей воде сахар совсем растворился, а в холодной остался холмик из сахара . Я думаю это потому, что молекулы горячей воды движутся быстрее , а значит быстрее проникают между кристаллами сахара и быстрее разрушают кусочек сахара» .

Пример №2.: «К резиновому шнуру подвесил чайную чашку, он растянулся. Положил в чашку яблоко, шнур растянулся больше. Объясняю так. Резиновый шнур состоит из молекул, между ними есть пространство и молекулы притягиваются друг к другу, но когда подвесил груз, эти расстояния увеличились и чем больше груз, тем больше расстояние между молекулами, а когда убрал груз, резинка вернулась в свое прежнее состояние, т. е. сила притяжения между молекулами вернула их в прежнее состояние.

Урок заканчивается выставлением оценок.

Следующий: