Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева


Цель: через знакомство с текстом шестой и седьмой
сказок показать образ жизни и обычаи людей Севера; раскрыть нравственную
ценность добра, торжествующего над злом.

(Слайд 1)

Слово учителя: На прошлых уроках мы говорили о героях «Снежной
королевы», об их добрых сердцах и о связи их поведения с умом и воспитанием.
(Слайд 2)

Сегодня мы узнаем новое о жизни народов Севера в
далёкие времена и дополним наше представление о героях сказки. (Учитель
показывает на географической карте, где находится Лапландия, Финляндия и Финмарк,
остров Шпицберген, Северный полюс и рассказывает о суровом климате Севера.)
(Слайд 3)

Учитель: Обратимся к 6-ой сказке «Лапландка и
финка» и сделаем акцент на самом начале сказки на словах: «Я напишу два слова на
вяленой треске – бумаги у меня нет…»; «Постучался в дымовую трубу финки, – в её
доме и двери-то не было! Ну и жарко там было!»; «Положила оленю на голову
кусок льда». Как вы думаете, что в прочитанном нами отрывке реальное
(правдоподобное), а что сказочное?

Ученик: Реальное – описание жилища лапландки и финки. Сказочное – как
Герда и олень проникали в их избушки. (Слайд 4)



Учитель: Встречались ли мы с подобным соединением
сказочного и реального в других сказках «Снежной королевы»?

Ученик: Когда животные, птицы и цветы говорили
человеческим языком (олень, ласточки, вороны, розы…). Сказочны Снежная королева,
тролль, его ученики. Сказочно также Герда проникла во дворец. Сказочная старушка
– волшебница, которая спрятала розы под землю…



Учитель: Но реальны отношения между героями. Теперь посмотрите в
тексте сказки, что нового мы узнали о Герде из разговора оленя и финки?
Прочитайте их диалог. (Слайд 5)

Ученик: Олень: «А нет ли у тебя средства сделать
Герду всесильной?» Финка: «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать. Неужто ты
сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные!
Она босиком обошла полсвета! Но мы не должны говорить ей о той силе, что скрыта
в её сердце».

Учитель: Как же Андерсен стремится доказать, что у
Герды сильное, потому что доброе сердце? Прочтите последний абзац 6-ой сказки
– Герда в саду Снежной королевы.

Ученик: «Бедная девочка осталась одна, на трескучем
морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперёд, что было мочи…», как
побежала из прекрасного цветника колдуньи…

Учитель: Два разных сада: в саду колдуньи Герде
было весело, она играла среди цветов, но всё – таки побежала искать Кая. В саду
Снежной королевы она босая замерзает, но забывает о себе и опять бежит искать
Кая. Она очень самоотверженная и славная девочка. Расскажите, как её встретили в
саду Снежной королевы.

Ученик: (краткий пересказ).

(Слайд 6)

Учитель: Страшно было Герде одной бороться с
войском Снежной королевы, но она всё – таки победила и пробилась в её дворец.
Вот как Андерсен его описывает: «Стены чертогов были наметены снежными метелями,
окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведённые прихотью
вьюг, сотнями тянулись непрерывной грядой, освещённые северным сиянием. Посреди
самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замёрзшее озеро.
Лёд на нём треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков… одинаковых и
правильных». Можем ли мы сказать, как относится Андерсен к чертогам Снежной
королевы, нравится ли ему здесь?

Ученик: Ему здесь не нравится, потому что здесь
холодно и нет ничего живого: ни людей, ни животных. Он пишет: «Как холодно, как
пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах!» И ещё раз: «Холодно было здесь,
пусто, а потом – мёртво и величественно!» Он сначала повторяет, что было холодно
и пусто, а потом – мёртво и величественно.

Учитель: Где же был Кай? Прочитайте.

Ученик: «Он сидел один в необозримом пустом зале». Потом Андерсен ещё
раз повторяет: «в огромном пустынном ледяном зале». (Слайд 7)

Учитель: Если в чертогах Снежной королевы не было
ничего живого, то каким же стал мальчик? Прочитайте в тексте.



Ученик: «…Кай совсем посинел, даже чуть не почернел
от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его
нечувствительным к стуже, да и самое сердце его превратилось в кусок льда».

Учитель: Не только сердце мальчика превратилось в
кусок льда, но казалось, что и он сам замёрз. Послушайте, как об этом пишет
Андерсен: «Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло
показаться, что он замёрз». И ещё раз повторяет сказочник: «Но он сидел такой же
неподвижный и холодный». Скажите, какие слова о Кае повторяет в этом случае
Андерсен?

Ученик: «Неподвижный» и «что он замёрз».

Учитель: В царстве пустоты, холода, где нет ничего
живого, Кай не замечает, что он один. Он заметит это позднее. Скажите. Как
повела себя Герда, когда увидела замёрзшего Кая? Прочтите в тексте.

Ученик: «Тогда Герда заплакала; горячие слёзы её
упали Каю на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную кору, и осколок
растаял». (Слайд 8)

Учитель: Отчего заплакала девочка?

Ученик: Она пожалела Кая. Она заплакала от горя.

Учитель: Когда Герда увидела, что Кай ожил и узнал
её, что она стала делать? Прочтите.

Ученик: «Она смеялась и плакала от радости. Герда поцеловала Кая в обе
щёки – и щёки его опять зарумянились; поцеловала его глаза
– и они опять заблестели, как её глаза; поцеловала его руки и ноги – и он опять
стал бодрым и здоровым».

Учитель: Андерсен не случайно повторяет одно слово
«поцеловала». Поцелуи Герды, как живая вода в русских сказках, приносят жизнь,
исцеление, радость. И когда девочка увидела ожившего Кая, она очень
обрадовалась. Как она выражает свою радость?

Ученик: «Бросилась на шею», «крепко обняла»,
«плакала от радости», «поцеловала».

Учитель: Скажите, как бы вы поступили на месте
Герды, если бы увидели, что ваш друг замёрз? Как бы выразили своё горе, радость?

(Ребята обмениваются мнениями.)

Учитель: В седьмой сказке Андерсен дополняет наше
представление о Снежной королеве. Почему её нет в чертогах, когда туда прибегает
Герда?

Ученик: Снежная королева полетела в тёплые края,
чтобы принести зло и смерть. Она хочет посыпать снегом лимоны и виноград и по
пути дохнуть ещё на гнёзда птенчиков, чтобы они умерли от холода, как птенчики
лесных голубей.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с двумя
героинями сказки – Снежной королевой и девочкой Гердой. (Слайд
9) Обе они боролись
за Кая. В чём сила Снежной королевы? В чём сила Герды? Почему Герде удалось
победить Снежную королеву?

Ученик: Снежная королева сильная, потому что бессердечная, злая и
жестокая. Герда сильная, потому что добрая и самоотверженная. Герде удалось
победить Снежную королеву потому, что добро всегда побеждает зло.
(Слайд 10)

Задание на дом: вспомнить и выписать пословицы о
дружбе, написать сочинение – миниатюру на тему: «Как я понимаю настоящую
дружбу».




Следующий: