Заключительный урок по творчеству В. Шаламова Времена не выбирают, в них живут и умирают 11-й класс

Цель:

формирование гражданской позиции
учащихся через творчество В. Шаламова.

Задачи:

  • проанализировать (проинтерпретировать)
    рассказы В. Шаламова “Утка” и “Последний бой
    майора Пугачева”;
  • продолжить формирование умений самостоятельно
    анализировать художественный текст, выделять
    значимые эпизоды;
  • развивать сотрудничество и сотворчество с
    учащимися, гражданскую мотивацию деятельности
    учащихся;
  • сформировать навыки критического осмысления
    учащимися поступков героев рассказов В.
    Шаламова.

Тип урока:

урок – исследование.

Оборудование урока:

Тексты рассказов “Утка”, “Последний бой
майора Пугачева”; рабочие карты учащихся;
мультимедийные презентации.


Ход урока

I этап.

“Погружение” в тему.

На экране фотография В. Шаламова.

Учитель:

Сегодня мы проводим итоговый урок по
творчеству В. Шаламова. Конечно, очень сложно
дать объективную оценку тем событиям, о которых
идет речь в его произведениях. Но все-таки
давайте попытаемся определить свое отношение к
прочитанному (прежде всего, к героям и событиям)
на примере рассказов “Утка” и “Последний бой
майора Пугачева”, с которыми вы знакомились
дома. Начнем с первичного восприятия текста.

- Кто из героев вам ближе?

Возможные варианты ответов учеников.

Большее впечатление на меня произвел Пугачев и
его товарищи, так как они способны бороться не
только за жизнь, но и за свободу.

Но с другой стороны, герой рассказа “Утка” в
таких тяжелейших условиях тоже сопротивляется,
пусть не несвободе, а смерти.

Учитель:

Уже сегодня вы сталкиваетесь в жизни
с серьезными трудностями, как вы их
преодолеваете?

Возможные варианты ответов учеников.

Все зависит от характера человека, и мы должны
учиться самостоятельно решать свои проблемы. Но
часто приходится обращаться за помощью,
например, к родителям, учителям.

Учитель:

А почему наши герои лишены такой
возможности?

Возможные варианты ответов учеников.

У них нет свободы, которая есть у нас, они не
могут рассчитывать на чью-либо помощь, находятся
один на один с обстоятельствами.


II этап.

Целеполагание. Мотивация
учащихся.

На экране фотографии лагеря и заключенных.

Учитель:

О ГУЛАГе и о событиях того времени
сказано и написано немало, и о жертвах сталинских
репрессий вы подробно говорили на уроках
истории. Зачем вновь обращаться к этому на уроках
литературы?

Возможные варианты ответов учеников.

Важен человек на фоне исторических событий.

Текст показывает, как раскрываются сильные и
слабые стороны человека в исключительных
обстоятельствах.

Учитель:

А зачем нужны эти знания?

Возможные варианты ответов учеников.

Мы обогащаем свой жизненный опыт. Учимся, как
поступать в сложных обстоятельствах, понимаем,
что выбор сделать очень сложно, но это
необходимо.

На примере героев рассказов у нас формируется
свое отношение к событиям.

Учитель:

А что мы должны сделать в первую
очередь, чтобы это отношение сформировалось?

Возможные варианты ответов учеников.

Проанализировать текст, найти художественные
приемы, раскрывающие авторскую идею.

Учитель:

Хорошо, я очень надеюсь, что к концу
нашего занятия у каждого из вас определится своя
позиция по отношению к героям рассказов. А почему
это очень важно?

Возможные варианты ответов учеников.

Каждому из нас тоже приходится делать выбор.

Мы вступаем во взрослую жизнь, и нам не все
равно, какой эта жизнь будет.

Имея гражданскую позицию, мы сможем защитить
свои права.

Правда о том времени нужна, какой бы жестокой ни
была, чтобы не повторить ошибок прошлого.

Учитель:

Ребята, давайте помечтаем. А в какое
время, историческую эпоху вам хотелось бы жить?

Ответы учеников.

Учитель:

А в какое время живут наши герои?

Возможные варианты ответов учеников.

В эпоху сталинских репрессий; когда у человека
не было настоящих прав и свобод.

Учитель:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что
каждый человек живет в свое время, которое ему
выпало.

Вопрос в том, как жить? И в качестве темы нашей
сегодняшней встречи я предлагаю вам строчку из
стихотворения замечательного поэта В. Кушнера:
“Времена не выбирают, в них живут и умирают”.


III этап.

Разрешение проблемной
ситуации.

Учитель:

На ваших рабочих листах
представлена схема. Вам предстоит, как и героям
рассказов, сделать выбор: разместить один из
союзов между понятиями “жизнь” и “свобода”.

На экране схема.

Учитель:

Ребята, а когда человек лишен права
выбора, который сейчас был у вас?

Возможные варианты ответов учеников.

Лагерь, плен, тюрьма…

На экране высказывание Шаламова.

Лагерь – это страшный
опыт
для человека с первого и до последнего
часа, человек не
должен
даже слышать о нем”.

В. Шаламов

Учитель:

Сам Шаламов считал:

“Лагерь – это страшный опыт для человека с
первого и до последнего часа, человек не должен
даже слышать о нем”. Достаточно противоречивая
мысль, поскольку автор посвятил свое творчество
именно этой теме. К концу занятия вы должны
постараться определить личное отношение к этому
высказыванию.

А сейчас вспомним географию ГУЛАГа. Где
располагались лагеря и почему?

На экране карта СССР.

Ответы учеников:

Сибирь, Урал, Север страны.

Вечная мерзлота, холод быстро “ломали” волю
человека; очень сложно было убежать; заключенные
осваивали труднодоступные территории.

На экране слайд зимнего пейзажа.

Учитель:

А какие чувства испытывает человек в
таких условиях?

Возможные варианты ответов учеников.

Холод не только физический, но и душевный;
ощущение смерти; постоянное одиночество,
беспомощность.

Учитель:

Вспомним, как живут в этих условиях
наши герои.

Презентации учащихся. Интерпретация рассказов
“Утка” и “Последний бой майора Пугачева”.
(приложение)

Учитель:

А сейчас включаемся в общее
обсуждение.

На экране схема с
проблемными вопросами.


Учитель:

Почему автор, описывая борьбу героя
с уткой, называет его “мертвецом”?

Возможные варианты ответов учеников.

Он еле жив; душа его “мертва”; он все равно
умрет.

Учитель:

Почему герой не может вмешаться в
собственную судьбу?

Возможные варианты ответов учеников.

Автор показал, как лагерь калечит человеческую
душу; он слаб, он боится смерти; даже в прежней
жизни он подвержен “чужой воле”; его не научили,
как “охотиться за уткой”; “его учили жить, когда
собственного решения не надо”.

Учитель:

Почему Пугачев и его товарищи
готовят побег?

Возможные варианты ответов учеников.

Не хотят сменять живых мертвецов. В этом
рассказе представлен другой тип людей – бойцов,
которых война, плен научил, как действовать в
исключительных обстоятельствах.

В отличие от героя рассказа “Утка” беглецы
борются за свободу.

Учитель:

Эти люди способны вмешаться в свою
судьбу, но только ли в свою?

Возможные варианты ответов учеников.

Они становятся причиной смерти других людей
(дежурных, солдат).

За побег жестоко наказано начальство лагеря.

Учитель:

Все “пугачевцы” погибают, о какой
свободе идет речь?

Возможные варианты ответов учеников.

Они сделали свой выбор: перед смертью они спят
свободным солдатским сном. Пугачев “обещал им
свободу, они получили свободу”.

“Он вел их на смерть – они не боялись смерти”;
умирали они свободными в отличие от героя
первого рассказа.

Учитель:

Ребята, в нашей схеме отсутствует
один важный художественный образ. Вспомните,
какая атмосфера объединяет оба текста?

Возможные варианты ответов учеников.

Это вечная мерзлота, холод.

Учитель:

Что сделала эта вечная мерзлота с
героем “Утки”?

Возможные варианты ответов учеников.

Она заморозила его душу, уничтожила
человеческое в человеке. Любая попытка протеста
грозила расправой, смертью, герой боялся этого.
Молчание обрекает на равнодушие, беспомощность;
умри ты сегодня, а я завтра.

Учитель:

В чем же смысл сопротивления, борьбы?

Возможные варианты ответов учеников.

Каждый из героев делает свой выбор: один
борется за жизнь, другие за свободу.

В душе беглецов поселилась надежда, тепло, и они
перед смертью обретают свободу.

На экране схема (особенности изображения
власти в рассказах)

Учитель:

Ребята, а как Шаламов изображает
власть в своих рассказах?

Возможные варианты ответов учеников.

В первом рассказе мы видим зависимость всех
персонажей друг от друга. Рабочий ловит утку не
для того, чтобы съесть, а чтобы отдать десятнику.
Десятник хотел умилостивить прораба, а тот, в
свою очередь, большого начальника.

Во втором рассказе двенадцать беглецов
оказались способными на активный протест,
несмотря на то, что сила, мощь находилась на
стороне власти (“распустить армию”; “грузовики
с солдатами”).

Власть боится таких людей (лечили Солдатова,
чтобы расстрелять).

Шаламов сравнивает это событие с легендой,
подчеркивая, что люди будут помнить о
“пугачевцах”. Не случайна и “говорящая”
фамилия героя.

Трагедия нашей страны заключалась в том, что
человек одновременно являлся и палачом, и
жертвой (десятник по отношению к рабочему и к
прорабу; начальник лагеря для осужденных и
высших чинов).


IV этап.

Рефлексия.

Учитель:

Я думаю, наш сегодняшний разговор
обогатил не только ваш читательский опыт, но и
жизненный.

Давайте попробуем выяснить, что удалось нам на
уроке. Неслучайно мы с вами особо выделили образ
вечной мерзлоты.

Как вы считаете, что такое холод человеческой
души?

На экране схема.

Возможные варианты ответов учеников.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: