Заключительный урок по творчеству И. А. Крылова в 5-м классе. Урок-путешествие И. А. Крылов и его басни

Цели:

  1. Обобщить и проверить знания учащихся по
    творчеству И.А.Крылова;
  2. Развивать навыки грамотной речи, творческую
    инициативу учащихся, образное и логическое
    мышление, умение переключать и сосредотачивать
    внимание;
  3. Воспитывать интерес к творчеству И.А. Крылова,
    культу речи, творческое отношение к учению,
    чувство прекрасного.

Оформление:

1. Высказывания:

  1. Крылов — истинно народный поэт / А. С. Пушкин. /
  2. Поэт и мудрец слились в нём воедино /Н. В. Гоголь/
  3. … в его баснях, как в чистом полированном
    зеркале, отражается русский практический ум…. /В.
    Г. Белинский/

2. Детские иллюстрации к басням И. А.
Крылова.

3. Фрагменты фотовыставки (авторы — Л.
Иванова, О.Самохин):

  1. Портрет И.А.Крылова. Худ. Брюллов, 1841г.
  2. Иллюстрации, лист 26
  3. Паст. Крылова, юбил. Медали, лист 34
  4. Лист 32, иллюст. к басням худ. Дезарно и Рачова
  5. Крылов на прогулке.
  6. Лист 27. Крыл. Пущк. 1 издание басен.
  7. Лист 36 — памятник в Летнем саду
    Санктъ-Петербурга.
  8. Детские игрушки, изображающие животных из басен
    Крылова.
  9. Маршрутный лист.

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Целевая установка.

Слово учителя: Здравствуйте. Сегодня у нас с
вами заключительный урок по творчеству И. А.
Крылова. С произведениями этого писателя вы
встретитесь, и то ненадолго, теперь только в
старших классах.

Чтобы урок прошел интересно и помог запомнить
полюбившиеся вам произведения, совершим заочное
путешествие в Санктъ-Петербург, во время
которого мы побываем и экскурсоводами, и
биографами, и знатоками, и артистами.

2.Знакомство с маршрутом.

С.У.: Давайте познакомимся с маршрутом нашего
путешествия. (Маршрутный лист)

3. Эмоциональный настрой

С.у.: Для путешествия сегодня день просто
замечательный, настроение у всех отличное,
гороскоп предсказывает удачу художникам,
экскурсоводам, артистам, просто любителям басен
И. А. Крылова. Некоторых из нас ожидает сюрприз.

II. Повторение изученного.

1. С. у: Сейчас мы находимся на сборном
пункте, т.е. в начале нашего путешествия. Давайте
проверим, как мы к нему готовы.

Вопрос: Чем знаменит И.А. Крылов?

-Что мы о нём знаем?

- А теперь познакомимся с тем, что говорили и
писали о великом баснописце его современники.
Совпадает ли наше представление о писателе с их
мнением? Внимание на доску.

- Что такое басня?

- Чем она отличается от других литературных
жанров? (мораль басни)

- Как Крылов работал над баснями?

/Над баснями Крылов работал очень старательно и
долго, отделывая их до совершенства. Не имея
возможности в детстве получить образование, он
самостоятельно выучил несколько европейских
языков, а в 50 лет — и греческий. Друг Крылова Н.И.
Гнедич, переводчик поэмы Гомера “Илиада”, читая
свой перевод, не желал принимать критики Крылова.
“Ведь ты не знаешь греческого языка; ну и молчи”,
— сказал он другу.

Тогда Крылов выучил язык и, к изумлению Гнедича,
доказал свою правоту, разбирая соответствующее
место в подлиннике по-гречески. (А.Б.Галкин)/

-Кого из баснописцев вы знаете ещё? (Ломоносов,
Сумароков, Эзоп, Кантемиров)

С.у.: Молодцы. Я вижу: мы готовы к путешествию.

- Какай день в году считается Днём памяти
И.А.Крылова? Почему?

- Интереснее всего его провести в
Санктъ-Петербурге, в городе, в котором писатель
провел самые лучшие и самые трудные дни своей
жизни, в город, который он больше всего любил, в
город, где очень любят дедушку Крылова и взрослые
и дети.

III. Санктъ- Петербург. У Памятника Крылову.

1. Знакомство с памятником Крылову в
Летнем саду Санктъ-Петербурга.

С.у.: Вы готовы отправиться в путь?

Пристегните ремни: мы воспользуемся уже
привычным методом. Закрыли глаза. Слушаем мой
голос и рисуем картину.

… Морозный день. Ощущается легкий ветерок.
Парк, запорошенный снегом. Под ногами скрипит
снежок. Мы идем по аллее. Остановились. Перед нами
памятник с удивительным постаментом.
Всматриваемся в него и узнаем. Мы в Летнем саду
Санктъ-Петербурга. Открыли глаза.

Вопрос: Что это за памятник? (Какой памятник
поставлен в Летнем саду Санктъ-Петербурга
И.А.Крылову?)

-Чем он отличается от других памятников,
поставленных в других городах России?

- Кто архитектор? (барельеф, герои басен
Крылова).

С.у.: Обычно у памятников писателей в день
Памяти произносятся торжественные речи или
читаются стихи, отрывки из их произведений.

-Как вы думаете, что предпочёл бы услышать
И.А.Крылов? Почему вы так решили? (21 июня умер, а 22
раздавали его последний сборник родным, друзьям,
близким)

2. Интонационный этюд 1.

С.у.: Перед тем, как читать басни, необходимо
размять язычки, почувствовать интонацию,
услышать свой голос.

Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и
бросает оттуда шишки.

1)

- Произнести хором.

- Повторить, только быстро.

2)

- 1 группа произносит, любуясь мартышкой, хваля
её – так ловко у неё всё получается.

- 2 группа произносит, жалуясь на мартышку: “Она
в меня бросает, а мне больно”

З. Чтение басен у памятника.

Вопрос: Как читаются произведения у памятников?
(Выразительно, торжественно)

С.у.: Золотухина Катя написала своё
стихотворение, посвящённое Ивану Андреевичу.
Катя и откроет наши крыловские чтения.

Крылов – мой любимый писатель.
Нелегко пришлось ему жить:
Ведь отец его умер так рано,
Сам зарабатывать стал он на жизнь.
Сочинять научился он басни,
Негодяев высмеивать в них.
Басни Крылова любимы
За то, что живой их язык.
Много юмора в них и сатиры
И героев забавных, смешных.
Наделил он своих животных
Человеку присущей чертой:
Ведь лисица его – плутовка,
А волк – кровожадный злодей.

  • “Свинья под дубом”
  • “Слон и Моська”
  • “Осел и соловей”
  • “Лебедь, щука и рак”

4. Прощание с памятником.



С.у.: А теперь тихонечко постоим в Летнем саду,
послушаем морозную тишину. Подумаем о
прочитанных баснях. Прикоснёмся сердцем к
творчеству Крылова.

IV. В картинной галерее.

1. Знакомство с картинами известных
художников, посвящённых Крылову.

С.У.: Постояли, помечтали, и в путь. Закрыли
глаза… Мы в автобусе… Перед нами мелькают улицы,
мчатся машины, торопятся люди. Остановка.
Огромное здание с парадным крыльцом. По краям
небольшие колонны. Это музей. Открываем с трудом
тяжёлую дверь. Тишина… Проходим по коридору. На
стенах висят картины. Гулко

отдаются шаги в тишине. Слышно, как где-то
тихонько журчит голос экскурсовода.

Открыли глаза. В картинной галерее нам
потребуется экскурсовод, да не один. Дома вы
подготовили словесные зарисовки на героев басен
И. А. Крылова. Это поможет вам справиться с данной
ролью.

Посетители галереи дослушивают описание до
конца, не выкрикивают, а поднимают руку. После
услышанного ответа экскурсовод показывает
картину. Шуметь в музеях нельзя.

Вопрос: Для чего необходима тишина в музеях, на
выставках? (Чтобы посетитель мог наедине побыть с
творениями великих художников)

2. Рассказы экскурсоводов. (Проверка
творческих работ учащихся).

V. В концертном зале.

1. С.у.: После тишины строгих комнат хочется
шума и зрелищ, поэтому мы поторопимся в
концертный зал, где встретимся снова с героями
басен И. А. Крылова.

Заняли в автобусе свои места. Артисты уже
проводят последнюю репетицию. Потренируемся и
мы.

2. Интонационный этюд 2.

- Разомнём свои язычки, пошумим. Почувствуем
интонацию.

Скороговорка: На инструментах так, играли, что с
инструментов струны содрали.

1)

- Произнести хором.

- Повторить, только быстро.

2)

- 1 группа произносит, объясняя почему на
инструментах нет струн.

- 2 группа произносит, сердясь за то, что
поломали инструменты.

3. Подготовка к концерту.

С.у.: Мы в театре. И нам нужен ведущий — очень
сообразительный, быстро ориентирующийся в
обстановке, с громким голосом. Кто это у нас? На
сцену!

Вот здесь заявки на участие в концерте.

Пока наш конферансье составляет программу, мы
эмоционально настроимся на концерт.

4. Эмоциональный настрой

СУ. Закрыли глаза. Из репетиционного зала мы
быстро поднимаемся по мраморной лестнице. Входим
в огромный зал, он полон зрителей, мы быстро и
осторожно, чтобы не помешать другим, занимаем
свои места. Звучит последний звонок. Смотрим на
сцену. Медленно-медленно поднимается тяжелый
бархатный занавес. На сцене ведущий концерта –
конферансье.

Открыли глаза.

5) Концерт.

(Во время “концерта”
звучит выразительное чтение басен, показываются
инсценировки)

Конферансье — Семёнова Настя открывает концерт
своими стихами:

Концерт наш открываем,
Крыловским басням посвящаем.
Иван Андреевич — наш кумир,
Своими баснями весь мир он покорил.

  1. “Зеркало и обезьяна”
  2. “Лисица и виноград”
  3. “Мартышка и очки”
  4. “Кукушка и петух”
  5. “Свинья под дубом”
  6. И другие по выбору учащихся.

- В заключение программы Рябовол Дарина нам
прочитает свои стихи.

Увы, я не поэт, конечно,
И им, наверное, не стану.
Но хочется сказать стихами:
Конечно, жизнь не бесконечна.
Крылов же будет вечно
Среди народа с нами жить,
Пока с литературой будем мы дружить.
Его лиса, мартышка, волк
Всем преподносят нам урок.
И если басни будем мы читать,
Немножечко умнее можем стать

VI. Парад героев басен И.А.Крылова

(парад
игрушек).

- А теперь парад героев басен И.А.Крылова (парад
игрушек).

VII. Подведение итогов.

С.У. Время неумолимо. Нам пора возвращаться.
Занимаем свои места. Пристегиваем ремни.
Закрываем глаза. Дышим ровно и глубоко. Мы
немного устали, но довольны своим путешествием.
Все сложилось благополучно. Нигде не отстали,
никого не обидели. Перед нами школьное крыльцо.
Бегом по коридору, и мы в своем кабинете.
Открываем глаза.

Подведем итоги путешествия.

1. Вопрос:

– Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова
устарели? Почему?

С.у.: Басни Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) уже
давно называют копилкой народной мудрости. И в
нашей сегодняшней повседневности мы постоянно
сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими
персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и
Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты
Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. А если
присмотреться к себе, то что-то от некоторых
выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в
нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и
сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с
глупостью, трудолюбие — с ленью, скромность — с
хвастовством, смелость с трусостью, талант — с
бездарностью. Не ушли в прошлое ни чинный и
правильный труженик Муравей, ни легкомысленная
бездельница попрыгунья Стрекоза, ни наперебой
нахваливающие друг друга Петух с Кукушкой. А как
злободневны ныне строки крыловской басни
“Купец”:

Почти у всех во всем один расчет:
Кого кто лучше переврет,
И кто кого хитрей обманет.

2. Оценим своих товарищей:

  1. чтецы у памятника;
  2. экскурсоводы;
  3. артисты, конферансье;
  4. участники на сборном пункте: теоретики,
    биографы, (т.е. знатоки), говоруны (участники
    интонационных этюдов);
  5. художники.

- Никого не забыли?

- А есть ли у нас молчуны?

- Какие мы скажем им пожелания?

- Что для вас стало сюрпризом?

- Спасибо за урок. Гороскоп нас не подвел.

VIII. Домашнее задание

:

  1. Напишите небольшой отзыв о сегодняшнем уроке.
  2. Вспомните или выучите ваши любимые стихи М.Ю.
    Лермонтова. Можно принести книги, иллюстрации.
  3. Индивидуальное задание. Кто хочет стать
    биографом поэта?

Приложение.




Следующий: