Заключительный урок по рассказу В. Г. Распутина Уроки французского

Разминка (проверочная работа по содержанию рассказа и литературоведческим
понятиям 2–3 мин)

  1. К какому роду литературы относится произведение В. Г. Распутина “Уроки
    французского”?
    а) лирика,
    б) драма,
    в) эпос.
  2. К какому жанру относится произведение В. Г. Распутина “Уроки
    французского”?
    а) очерк,
    б) повесть,
    в) рассказ,
    г) автобиографический рассказ.
  3. Кто является героем произведения Распутина В. Г. “ Уроки французского”?
    а) Марья Гавриловна,
    б) Василий Андреевич,
    в) Анастасия Прокопьевна,
    г) дядя Левонтий.
  4. Когда началась самостоятельная жизнь мальчика?
    а) в 10 лет,
    б) в 11 лет,
    в) в 16 лет,
    г) в 18 лет.
  5. Портрет какого литературного героя представлен следующей цитатой:
    “…большеголовый, стрижен под машинку, коренастый парень < …> в убытке не
    оставался”?
    а) Вадик,
    б) Птаха,
    в) Тишкин,
    г) Федька.
  6. С какой целью главный герой играл на деньги?
    а) покупать молоко,
    б) помогать тете Наде,
    в) быть таким же, как и другие игроки,
    г) покупать еду для сестры.
  7. Что при изучении французского было трудно для мальчика?
    а) писать,
    б) говорить,
    в) переводить,
    г) строить фразы.
  8. Какой художественный прием содержит фраза: “… от дикой тоски по дому,
    не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не
    сошелся”?
    а) сравнение,
    б) эпитет,
    в) антитеза,
    г) аллегория.

Вопросы и ответы к разминке. Презентация.
Слайд 1, 2
“Проверь себя!”

Учащиеся записывают число и тему урока в тетради.

Уроки французского? Слайд 3.

– Исходя из темы урока, сформулируйте задачи.

(Дети формулируют задачи урока.) Слайд 4.

Вспомним содержание текста.

– В какой ситуации оказался главный герой рассказа “ Уроки французского”?

(Один в чужой семье, голод, страх, неуверенность, проблемы с французским
языком, избит мальчишками.) Слайд 5.

В левую часть тетради учащиеся записывают материалы слайда, а правая часть
пока остается свободной.

– Кто обратил внимание на эти проблемы ребенка?

(Лидия Михайловна. Она была не только учительницей французского языка, но и
классным руководителем.)

– Почему учительница решила заниматься с мальчиком отдельно?

(Хотела помочь, боялась, что он попадет в дурную компанию. Учительница
сердцем поняла, что ребенка надо спасать.)

– И как она решила его спасать?

(“Подтянуть” в учебе, т. к. проблемы были только с французским языком, но
особенно ей хотелось подкормить мальчишку. Учительница осознавала, что без
поддержки взрослых ребенок может сбиться с верного пути.)

– А какие пути возможны были для героя рассказа?

(Ответы детей.) Слайд 6.

– Какой выбирает мальчик? Почему?

(Выбирает учебу, потому что не может не оправдать доверие матери и
односельчан. Очень хочет учиться.)

– Как называют человека, не отступающего от цели, умеющего держать слово,
стремящегося к знаниям вопреки всему? Слайд 7.

(Только вопрос.)

(Это целеустремленный человек, честный, имеющий нравственный стержень.)

Итак, Это человек с нравственным стержнем. Что это за качество? Слайд 7.

– Вспомните, у кого из героев изученного нами произведения не оказалось в
нужный момент этой нравственной прочности?

(“Конь с розовой гривой” “… понял, что попал на уду”.)

Лидия Михайловна поняла, что у мальчика есть характер, гордость, но ему
некому помочь. Учительница решает помочь ему сама.

– Как она предполагала это сделать?

(Дети отвечают.) Слайд 8.

Не получается помочь! Слайд 9.

– Какие пути возможны в этой ситуации для Лидии Михайловны?

(Успокоиться и не успокоиться) Слайд 9.

– Как же мальчик с такими нравственными принципами стал играть на деньги с
учительницей?

(Лидия Михайловна его просто обманула, сделала вид, что ей тоже интересна
игра. Учительница поняла, что это единственный шанс, который даст ребенку
заработать на молоко.)

– Помогла Лидия Михайловна мальчишке? Докажите текстом.

(Это был его “честный выигрыш”. Он видел, что игра доставляла учительнице
удовольствие.)

– Почему Лидия Михайловна смеялась и веселела?

(Она достигла своей цели. Помогла ребенку.)

– Почему рассказ назван “ Уроки французского”? Слайд 10.
– Как назвал эти уроки В. Г. Распутин в зрелом возрасте?

(“Уроки доброты”.)

– Как вы понимаете это выражение В. Г. Распутина? Слайд 11.
– Какие же уроки получили вы от своего ровесника? Вернемся к самой первой
записи в левой стороне тетради. Слайд 12.

Возвращаясь к трудностям, с которыми столкнулся герой рассказа, дети называют
уроки, извлеченные ими из жизненной ситуации мальчика.

– Почему я именно вопросительным предложением сформулировала тему урока?

(Это не только уроки французского языка, но и “ уроки доброты”, уроки жизни.)

Домашнее задание: какой из уроков рассказа для вас является особенно важным?
Почему? Слайд 13.

Приложение.

Следующий: