Заключительный урок по предмету Литература Красноярского края в 6-м классе

Цели.

  • Познакомиться с творческими биографиями красноярских писателей (Р.Солнцев, В.Белкин, Б.Петров, И.Пантелеев) и перечитать любимые страницы их произведений.
  • Формировать познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную компетенции (совершенствовать умения учащихся выразительно читать, давать ответ на аналитический вопрос, рисовать иллюстрации к произведениям, создавать устные высказывания, осуществлять поиск нужной информации, самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность).
  • Воспитывать интерес к творчеству писателей-земляков, бережное отношение к природным, культурным и этическим ценностям «малой родины».

Оборудование. Компьютерная презентация, содержащая фотографии природы Красноярского края, фотографии красноярских писателей. Печатный дидактический материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Слайд 1 (приложение).

Уже второй год (хотя и по одному полугодию) мы изучаем с вами литературу Красноярского края. В прошлом году мы знакомились с творчеством таких ранее не известных вам писателей, как Зорий Яхнин, Н.Устинович, поэтами И.Рождественский, К.Лисовский, Н.Гайдук, Т.Арчинекова.

А в этом году вы узнали другие имена: Р.Солнцев, Б.Петров, Н.Волокитин. И уже второй год мы читаем произведения В.П. Астафьева.

В этом году вы получили итоговое задание «Творческий портрет писателя-земляка» и на протяжении двух предыдущих уроков мы слушали доклады ребят. А сегодня мы не только услышим рассказы о писателях, но и вспомним любимые страницы их произведений.

2. Роман Солнцев. Творческий портрет писателя. Выступление учащегося. Слайд 2 (приложение).

Наизусть «Бродим по лесу толпа пересмешников…»

3. В.Н.Белкин. Творческий портрет писателя. Выступление учащегося. Слайд 3 (приложение).

Наизусть «Рябина в городе».

4. Б.Петров. Творческий портрет писателя. Выступление учащегося. Слайд 4 (приложение).

Выразительное чтение отрывка о грибе.

Слово учителя (о природе). Много замечательных страниц о природе мы прочитали в этом году в произведениях Бориса Петрова, Николая Волокитина и Ивана Пантелеева.

5. Иван Пантелеев. Творческий портрет писателя. Выступление учащегося. Слайд 5 (приложение).

Слово учителя. Всем, конечно, понравился Николка, главный герой рассказа Ивана Ивановича Пантелеева «Голубые звезды». Мальчишка наделен такими качествами, как любовь к отцу, отвага и мужество в сопротивлении тяжелым обстоятельствам жизни. А вот название этого произведения красивое и даже романтическое.

«А гроза, оказывается, прошла стороной. В густо-синем небе между рваных остатков туч горели голубые звезды. И где-то среди них была его, Николкина, звезда. Но которая, как ее найти, узнать? А может, не нужно и стараться, а просто выбрать себе звезду, какая понравится, и назвать своей?»

– Как вы поняли, в чем смысл названия рассказа?

Николка задумывался, глядя на звезды, о своей судьбе, о своем будущем счастье и смысле жизни.

Рассказы учащихся по своим рисункам.

6. Учитель. А теперь вспомним названия других произведений, которые мы читали в этом году? Какие?

«Формула белого гриба».

«Ангел-хранитель»

Посмотрите, ведь мы на уроках стремились раскрыть смысл этих названий и каждый раз приходили к тому, как глубоко, философски мыслят наши писатели.

Творческий путь Виктора Петровича Астафьева вы знаете, рассказ о нем вы готовили в 5 классе. Слайд 6 (приложение).

- Сколько, например, ангелов- хранителей в произведении Астафьева?

  • Бабушка Катерина Петровна
  • Шарик, «лукавая, глупая и преданная собака».

- Кто назвал их ангелами-хранителями? Почему?

- А какой эпизод вам понравился больше других? Перечитаем его. (Стр. 47-48).

Который раз перечитываем этот эпизод и каждый раз улыбаемся. И каждый раз удивляешься тому, как похожи эти герои и на наших бабушек, и на наших домашних животных.

7. Учитель. Заканчивая разговор о творчестве писателей-земляков, ответьте:

- Как вы думаете, какими чувствами наполнены их произведения и какие чувства они хотели донести до нас, своих читателей? Слайд 7 (приложение).

(Любовь к природе Сибири, к нашему краю, к людям Сибири; радость общения с природой, животными и своими земляками).

Учитель. И, конечно, гордость, гордость за то, что мы имеем звание сибиряков, гордость за наших талантливых земляков: писателей, поэтов, художников, музыкантов.

8. Рефлексия.

- Какие впечатления вызвали у вас произведения красноярских писателей?

Попробуйте, выразить свои чувства через рисунок, нарисуйте рожицы.

(Учитель раздает кружочки розового, синего и зеленого цветов).

Попробуйте объяснить, почему вы так нарисовали.

Следующий: